Мнение / ноябрь 2019
"На здоровье": как создать реально работающее медицинское приложение

Анна Чеснокова
менеджер по медицинским данным платформы Galenos в компании "ТехЛАБ"
© ComNews
25.11.2019

По данным R2G, еще в 2017 году в мире насчитывалось больше 150 000 различных медицинских приложений, и к 2019 году их число выросло в разы. Около 400 миллионов раз пользователи скачивали те или иные мобильные приложения в сфере медицины в 2018 году, подсчитали эксперты App Annie. Это на 15% больше, чем в 2017 году. О требованиях к медицинскому приложению, которые помогут ему пройти самый строгий отбор, как со стороны врача, так и со стороны пациента, рассказала Анна Чеснокова, дипломированный врач и менеджер по медицинским данным платформы Galenos в компании "ТехЛАБ".

Маленькие помощники в больших делах

Скорость развития цифровых технологий позволяет разрабатывать и тестировать передовые технологии, предназначенные для решения задач самых разных отраслей. Медицина – не исключение. По оценке Statista, уже в следующем году рынок цифрового здравоохранения вырастет до $206 млрд. И с каждым годом все большую его часть отвоевывают мобильные ИТ-инструменты и приложения.

ИТ-разработки дают нам самое главное – возможность сэкономить время. Сейчас достаточно смартфона с доступом в интернет, чтобы мгновенно отправить письмо, найти быстрый маршрут или заказать стол в кафе. Именно поэтому мы видим возрастающую динамику развития сегмента медицинских приложений, которые могут сократить время для мониторинга состояния здоровья, контроля питания и связи с врачом.

С другой стороны, медицинские приложения могут значительно оптимизировать бизнес-процессы в медучреждениях. ИТ-решения упрощают маршрутизацию пациентов в медицинских организациях, уменьшают бумажный документооборот, позволяют узнавать о новых исследованиях, законодательных изменениях, что заметно ускоряет принятие решений о назначении терапии.

Разработка мобильного приложения, предназначенного для решения медицинских задач, – это большая ответственность. Сложная навигация и непонятный интерфейс могут привести к неправильному вводу данных и, как следствие, ошибкам в диагностике и в расчетах при назначении терапии.

Пять синонимов качества

Тогда как выглядит "правильное" медицинское приложение? Оно должно удовлетворять нескольким требованиям.

1. Решать конкретную проблему пациента или врача

Современное медицинское приложение должно быть не только интуитивно понятным для работы, но и максимально эффективным. Логично, что у врача не так много времени для продолжительных поисков, поэтому при разработке важно выбрать конкретную потребность конечного пользователя и позаботиться о том, чтобы ИТ-решение ее удовлетворяло.

Например, регулярно появляются новые исследования с важной для врачей информацией, однако уследить за ними и держать все сведения в голове довольно сложно. Решить эту проблему может сервис, оцифровывающий и структурирующий клинические рекомендации и другие медицинские документы. Он даст врачу постоянный доступ к данным доказательной медицины, которые служат базой для принятия медицинских решений.

2. Выдавать информацию в считанные секунды

Специалисты Google опросили более 500 человек, и 44% респондентов отметили, что медленная загрузка страниц может стать одной из главных причин разочарования в сайте. Сегодня люди привыкли получать информацию мгновенно, и работа с медицинским приложением – не исключение.

Более, того, решения, предназначенные для помощи врачам, такие как СППВР – сервисы поддержки принятия врачебных решений – обязаны обрабатывать огромное количество информации в режиме реального времени. Специалисту медучреждения нужно одновременно и ввести данные о пациенте, и ознакомиться с клиническими рекомендациями, и принять решение о назначении лечения, поэтому времени на ожидание ответа от системы у него нет.

3. Быть легким в использовании

Существует негласное правило трех кликов – сервис должен быть устроен так, чтобы пользователь мог получить доступ к нужному разделу за три перехода. Чтобы соблюдать это правило, важно четко продумать структуру приложения. Самое важное должно быть на поверхности – на основной странице интерфейса.

Важно! В процессе работы с приложением пользователь должен ощущать, что оно облегчает его работу или повседневную жизнь, а не привносит дополнительные сложности.

4. Должен быть приятный и удобный интерфейс

Интерфейс медицинского приложения, разработанного как для врача, так и для пациента, прежде всего должен быть удобным. Однако не стоит забывать и о его визуальной составляющей. Поэтому разработчикам стоит привлекать к работе над продуктом дизайнеров, которые учтут все – от цветовой гаммы до размера шрифта и кнопок.

Так как при работе с медицинским приложением на первом месте – эффективность и удобство, не стоит переусердствовать с дизайном. Это может негативно сказаться как на скорости его работы, так и на концентрации внимания пользователя.

Отдельное внимание стоит уделить шрифту: он должен быть простым для восприятия. Если говорить о его размере, то крупные шрифты – предпочтительнее, ведь в таком случае информация будет доступна даже слабовидящим пользователям.

Главное правило разработчиков медицинских ИТ-инструментов – функционал превыше красоты. Но, тем не менее, с приложением должно быть приятно работать.

5. Безопасность

Так как врачи работают не только со сложными, но и с конфиденциальными данными, крайне важно позаботиться о безопасности и сохранности информации, которая хранится в медицинских приложениях. Защита должна не просто оберегать от возможных взломов, но и работать в соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности, Федерального закона № 152-ФЗ "О персональных данных", а также Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Главный секрет успеха

Использование технологий для совершенствования работы системы здравоохранения – задача, требующая сотрудничества множества сторон. Для создания медицинского приложения необходимы не только дизайнеры и разработчики, но и будущие пользователи – врачи и пациенты. Ведь подобные системы разрабатываются для того, чтоб облегчить их труд или, в случае с обычными людьми, повседневную жизнь. Поэтому только пользователи смогут протестировать готовый продукт, чтобы выяснить, насколько комфортным и полезным он получился.