Мнение / ноябрь 2019
Эволюция человека разумного в человека мобильного

Артем Журавлев
ИТ-директор группы компаний DANYCOM
© ComNews
25.11.2019

Эволюция человека разумного в человека мобильного

На фоне снижения интереса к классическим рекламным каналам спрос на мобильное информирование растет быстрыми темпами. Мобильное устройство становится паспортом, справочником, переводчиком и "другом". И чем дальше, тем "умного телефона" в жизни современного человека будет становиться больше. А это значит, что бизнесу и государству необходимо использовать этот канал, выстраивая эффективное взаимодействие с людьми, в том числе используя мобильное информирование.

Для современных людей смартфон стал основным устройством, с которым они проводят больше времени, чем с ТВ или компьютером. Еще пять лет назад только каждый третий россиянин использовал "умный телефон", а сегодня уже два из трех совершеннолетних жителя страны имеют на руках смартфон. И в связи с этим растет спрос на мобильное информирование, которое используется как для рекламы, так и в формате канала оповещения. Как посчитали в J’son & Partners Consulting, по итогам 2017 года российский рынок A2P-информирования составлял 16,4 млрд руб., в прошлом – уже 22,97 млрд руб., а в 2019 году достигнет 28,94 млрд руб.

Причем, идет смена технологических формаций. Если еще пять лет назад речь шла только об SMS-рассылках, то теперь все большим спросом пользуется доставка сообщений в наиболее популярные мессенджеры: WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, VK Messenger. Сейчас российский рынок ждет, как пойдет процесс внедрения нового стандарта RCS (rich communication service) от компании Google, который откроет новые возможности при обмене короткими сообщениями. К внедрению RCS уже подготовились как крупнейшие производители мобильных устройств, так и ведущие игроки рынка SMS-агрегации. Например, в этом году мы модернизировали свою действующую SMPP-систему и инвестировали средства в разработку новой автоматизированной коммуникационной платформы DANYCOMO.

Как показывает наша статистика, крупнейшие потребители A2P-информирования в России – это банки, которые сообщают клиенту о транзакциях, состоянии счета, необходимости пополнить баланс. На финансовый сектор приходится более 60% всего A2P-трафика. Другой крупный потребитель услуги информирования – ритейл.

Госсервисы же пока только присматриваются к A2P SMS, их доля в общем объеме трафика не велика, но быстро растет. Так, Федеральная служба судебных приставов (ФССП) в октябре 2018 года заявила, что рассматривается законопроект, по которому должнику будут отправлять информацию через SMS или портал Госуслуг. Спустя год закон был принят и вступит в силу с 1 января 2020 года. SMS-сообщения будут направляться на номера, предоставленные операторами связи.

Госсервисы пока ощутимо отстают от бизнеса в вопросах A2P-информирования. Однако можно не сомневаться, что в течение двух-трех лет ситуация изменится, и все электронные услуги будут отправлять уведомления пользователю о статусе заявки, наличии просрочек и т. п. В конце концов, информационное оповещение не только оставляет хорошее впечатление у пользователя сервиса, но и может оказаться эффективным инструментом взаимодействия с гражданами.