Роман
Лукин

руководитель отдела ИТ-аудита и консалтинга "Инфосистемы Джет"
© ComNews
16.12.2019

Быстро меняющиеся условия рынка требуют от бизнеса гибкости и готовности к изменениям. В процессе цифровой трансформации компании стремятся внедрить как можно больше технологий и максимально эффективно их использовать. Это позволяет им не выбывать из конкурентной борьбы, наращивать темпы и объемы, сокращать затраты и издержки. Банки и ритейл уходят в онлайн, предлагают персонализированные сервисы, кэшбеки и продвинутые бонусные системы. Промышленные предприятия берут курс в сторону концепции "умного предприятия". Телеком-операторы предлагают абонентам новые сервисы.

Однако столь активное использование технологий без должной подготовки к нештатным ситуациям может нивелировать все выгоды от их применения и даже привести к серьезным потерям. Поговорим о том, почему важно управлять процессами непрерывности в компании.

Конвейер не может остановиться

Информационные технологии из поддерживающей функции постепенно становятся ключевым компонентом бизнеса, его основой. Одним из ключевых вопросов становится обеспечение устойчивости и непрерывности бизнеса и ИТ. Устойчивость компаний к различным нештатным ситуациям, будь то природные катаклизмы или злонамеренные действия, в значительной степени зависит от информационных технологий. Цена простоя бизнес-процессов и сервисов становится значительной, в связи с чем организации рассматривают обеспечение непрерывности своей деятельности как стратегическую задачу. Business Continuity Management (BCM) — инструмент, который позволяет обеспечить непрерывность бизнеса. При этом от формального подхода по требованию регулятора компании перешли к высоконадежным DR-решениям, резервным ЦОД, планам кризисного реагирования и планам непрерывности бизнеса.

Текущую ситуацию в данном направлении демонстрирует исследование непрерывности бизнеса в России, проведенное компанией "Инфосистемы Джет" совместно с CNews Analytics и Veritas среди компаний из рейтинга топ-500 РБК в отраслях: ритейл, промышленность, финансы, ТЭК, телеком, авиатранспорт и т.д. Согласно исследованию, 43% опрошенных компаний подтвердили, что сталкивались с критическими ситуациями, повлекшими за собой серьезные финансовые потери. При этом крупный бизнес больше других подвержен этим рискам — 60% из всех компаний с оборотом более 50 млрд рублей рассказали, что несли потери из-за нештатных ситуаций. Чем крупнее компания, тем сложнее внутренние связи между бизнес-процессами, больше людей в них вовлечено. Таким образом, после нештатной ситуации им сложнее восстанавливаться. Чем больше годовой оборот компании, тем более значительными могут быть финансовые потери.

Статистика говорит сама за себя: почти каждая вторая компания могла на собственном печальном опыте убедиться в том, что необходимо внедрять BCM. С точки зрения обеспечения непрерывности бизнеса телекоммуникационные компании занимают лидирующие позиции. 90% участников этого рынка среди респондентов уже запустили процессы BCM. Телеком, как одна из самых технологичных отраслей, сильно зависит от BCM, поскольку при возникновении нештатной ситуации даже получасовое отсутствие связи повлечет за собой существенные финансовые и имиджевые потери. Представьте, службу поддержки, отдел продаж или контактный центр, которые остались без связи — последствия могут быть катастрофическими.

Финансовый сектор и автотранспорт также показали высокую подготовленность к нештатным ситуациям — 70% компаний в этих отраслях управляют процессами непрерывности. Промышленность и ТЭК пока в меньшей степени зависимы от ИТ, 40% опрошенных здесь внедрили инструменты BCM.

Переход в онлайн, омниканальность, использование цифровых технологий — ключевые драйверы роста риска и вероятных потерь. Высокий уровень внедрения инструментов управления непрерывностью бизнеса связан, в первую очередь, со степенью влияния технологий на ключевые бизнес-процессы и услуги компаний.

Тандем — залог успеха

Минимизация потерь при нештатных ситуациях — одна из основных выгод, которую получает компания при управлении процессами непрерывности бизнеса. Согласно упомянутому выше исследованию, респондентам из сферы авиатранспорта BCM позволил избежать убытков или снизить их до возможного минимума в 100% критических ситуаций. Остановка бизнеса в авиатранспортных компаниях может привести к непоправимым последствиям, поэтому внедрение технологий непрерывности обязательно для этого сегмента. Не менее важен BCM для телекома и ритейла — бизнес, предполагающий множество взаимодействий с большим количеством клиентов, может понести большие убытки и потерять лояльность потребителей при сбое. 75% компаний этих отраслей отмечают, что управление непрерывностью позволило минимизировать потери.

Однако для реализации BCM необходим комплексный подход. Первое, о чем задумываются организации, когда начинают работу по управлению непрерывностью, это резервный центр обработки данных (ЦОД). Создание запасного ЦОДа эффективно защитит бизнес от сбоев в основном оборудовании, однако это не гарантирует защиту от финансовых потерь. Тандем необходимых технологий и оборудования со стратегией и планом — это то, что поможет организации максимально обезопасить себя от убытков при кризисных ситуациях. BCM не помогает в том случае, когда процесс реализован частично: например, если есть только резервный ЦОД или только business continuity plan (BCP), либо неправильно расставлены акценты, от которых зависит бизнес, например, только на ИТ. Если управление непрерывностью реализовано комплексно, то это помогает минимизировать издержки. По результатам исследования мы можем убедиться, что российский бизнес хорошо подготовлен к кризисным ситуациям — 72% всех опрошенных компаний имеют и резервные ЦОДы, и планы по обеспечению непрерывности.

Обеспечение непрерывности бизнеса помогает восстановиться после катастрофы и минимизировать потери. Для того, чтобы быть уверенным в устойчивости компании и надежности предпринятых мер, необходимо проводить периодическое тестирование планов непрерывности, людей и оборудования. Многие компании считают, что обеспечение непрерывности бизнеса — это планы BCP/DRP и резервный ЦОД. На мой взгляд, BCM — это система менеджмента, которую необходимо внедрить в компании, и которая должна включать в себя не только планы и резервный ЦОД, но также весь набор мер по организации процесса в рамках цикла Деминга (Plan-Do-Check-Act, PDCA). Для контроля процесса BCM необходимо проводить периодические тестирования (на текущий момент это делает 60% компаний), оценивать влияние нештатных ситуаций на бизнес компании и корректировать необходимые усилия для обеспечения непрерывности бизнеса, а также вовлекать высшее руководство компании в процесс BCM.