Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Ср, 18.09.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 64.12 EUR 70.6
18 сентября 2019 года, Ср

Усложнить или облегчить?

Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
14.03.2016

Представители отраслевого сообщества российского рынка e-commerce бьют тревогу, заявляя, что отечественный онлайн-ритейл находится на грани вымирания. Россияне, как водится, голосуют рублем, все меньше совершая покупки в российских интернет-магазинах и все больше ориентируясь на зарубежных игроков. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) не первый месяц обсуждает с властями способы регулирования этого рынка, которые могут только осложнить жизнь иностранным онлайн-ритейлерам и, как следствие, российским пользователям. Однако речи о том, чтобы упростить условия работы отечественным интернет-магазинам, пока нет.

В исследовании АКИТ говорится, что в 2015 году россияне совершили в российских интернет-магазинах на 17% меньше покупок, чем в 2014 году. При этом объем трансграничной торговли в России растет, в 2015 году доля заказов в зарубежных интернет-магазинах составила 29%. По данным ассоциации, в среднем в сутки портал AliExpress посещает 3,6 млн россиян и 42% из них, выбирая товары, кладут их в корзину. eBay ежедневно посещает 1 млн наших граждан и 11% из них покупают товар. Лидером среди российских онлайн-ритейлеров является Ozon.ru: 800 тысяч посетителей и 21% из них становятся покупателями. Пока ни одному другому российскому интернет-магазину не удалось побить рекорд в 800 тысяч посетителей.

На фоне AliExpress и eBay отечественные интернет-магазины выглядят не так внушительно. На прошлой неделе президент АКИТ Алексей Федоров назвал сложившуюся ситуацию вымиранием отечественного онлайн-ритейла. "Российские интернет-магазины находятся в униженном положении по сравнению с зарубежными", - отметил он, признавшись, что, очевидно, AliExpress и eBay работают лучше, чем российские площадки. Например, он отметил, что большинство российских пользователей впервые решаются оплатить покупку пластиковой картой именно на AliExpress, а не в каком-то из российских магазинов. В этом отношении китайский интернет-магазин стал "двигателем онлайн-торговли" в РФ, потому что не все россияне охотно идут на подобный вид оплаты, однако попробовав его раз, потом начинают пользоваться пластиковой картой при покупках в Сети чаще.

АКИТ бьет тревогу: российское законодательство по-разному подходит к деятельности российских и зарубежных интернет-магазинов, и в этом, как считает Алексей Федоров, огромная недоработка российских чиновников. В частности, иностранные игроки не являются налоговыми резидентами на территории РФ. Кроме того, если в Европе порог беспошлинной торговли - 22 евро, то в России - 1000 евро, что позволяет ввозить в страну недекларированные товары. Предоставить до 1 сентября 2016 года предложения по внесению изменений в законодательство, чтобы обеспечить равные условия ведения бизнеса интернет-магазинами, поручил в начале февраля президент России Владимир Путин. Ответственность за выполнение поручения несут профильные министерства, ведомства, а также советник главы государства по Интернету Герман Клименко.

Поддержать российский онлайн-ритейл призвано российское законодательство. В частности, на встрече рабочей подгруппы "Интернет+Торговля" (ей руководит Алексей Федоров) в администрации президента РФ участники одобрили две меры для обеспечения равных условий. Предполагается, что зарубежные магазины будут обязаны платить налоги на территории России за реализованный ими товар. Кроме того, АКИТ выступает за снижение порога беспошлинного ввоза. Однако какая будет польза от такой "поддержки" - не ясно.

Теоретически, протекционизм - хорошая мера, государству следует поддерживать российских игроков. Например, такой подход уже заработал в отношении отечественных производителей и разработчиков ПО. Однако, в отношении интернет-торговли пока предлагается принимать меры, которые в перспективе могут усложнить жизнь западным игрокам и российским интернет-пользователям, но совсем не облегчить условия работы российских ритейлеров.

Что касается налогов, то не очень понятно, как тысячи компаний и отдельных продавцов на AliExpress и eBay смогут зарегистрироваться в качестве налогоплательщиков в РФ и кто из наших госорганов будет следить за этим. Возможно, чиновникам удастся разработать такую схему, но пока ее нет.

Кроме того, зарубежные онлайн-магазины зачастую становятся единственным способом для россиян приобрети товары, которых нет в продаже в России или которые стоят дешевле, чем если их покупать у нас. Иностранные онлайн-ритейлеры действительно предлагают более дешевые товары не только за счет того, что не платят в РФ налоги (они, кстати, платят их в своих странах), но и за счет меньшей торговой наценки при продаже. Более того, зарубежные, в частности китайские, производители дотируют доставку и делают это часто себе в убыток, однако таким образом нарабатывают клиентскую базу покупателей. Именно поэтому в зарубежных онлайн-магазинах доставка нередко бесплатная.

Введение налога на товары зарубежных производителей, скорее всего, скажется на их цене. Соответственно, у российских ритейлеров все останется как прежде, то есть не расширится ассортимент товаров и не изменится их цена, а у западных - товар, наоборот, подорожает. А крайними останутся покупатели. Кроме того, возможно, и российским интернет-магазинам, которые опять же закупают товар на AliExpress и eBay, также придется больше платить за него и делать, соответственно, еще большую накрутку.

Сомнительно, что налог на товары, заказанные на AliExpress, eBay, JD.com, сможет значительно поддержать отечественных производителей. Скорее, им бы помогла отмена налога на товары, которые отечественные ритейлеры продают здесь, в России. Вместо ограничительных мер для иностранных конкурентов было бы логично продумать меры поддержки для отечественных интернет-магазинов, что позволит им стать более конкурентоспособными на рынке. Однако такие меры чиновникам будет сложнее придумать, ведь намного легче вводить налоги, чем отменять или уменьшать их.

Нередко спасение утопающих - дело рук самих утопающих. На государство можно надеяться, но и самому нельзя оплошать. Например, российские онлайн-ритейлеры могут сами проанализировать устройство сайтов AliExpress, eBay и перенять какие-то успешные практики их работы - чтобы в будущем россияне начали совершать первую покупку в Сети при помощи пластиковой карты именно в российском интернет-магазине, потому что это проще, удобнее и понятнее, чем на других площадках. Кроме того, следить за конкурентами необходимо, чтобы самому оставаться в тренде и разнообразить ассортимент онлайн-магазина.

Чтобы изменить нынешнюю ситуацию в онлайн-торговле, ритейлу необходимо менять не только законодательство, но и форму, и содержание самих отечественных интернет-магазинов.

Редколонка

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости