Новости Редколонка Точка зрения

Ср, 01.06.2016

Полная версия сайта

Новости России и СНГ в сфере мобильной, беспроводной, спутниковой, фиксированной связи, интернета, кабельных сетей и других видов телекоммуникаций и информационных технологий
 Поиск
USD 66 EUR 73.44
01 июня 2016 года, Ср

МТС ставит рекорды в ритейле

Алла Галанова
© ComNews
21.03.2016

По итогам 2015 г. оператор МТС стал крупнейшим непродуктовым ритейлером в РФ и третьей по размеру розничной сетью в целом по России. Количество точек продаж розницы оператора увеличилось за прошлый год до 5166, с учетом 1681 точки, работающей по франчайзинговой модели. Другие операторы мобильной связи также увеличивали количество точек продаж в прошлом году. Аналитики считают, что столь высокие темпы расширения розничной сети МТС связаны с насыщением рынка мобильной связи и усилением конкуренции между операторами, а также разрывом контракта между МТС и ритейлером "Связной".

Оператор МТС (ПАО "МТС") объявил о том, что по итогам 2015 г. увеличил количество магазинов собственной розницы до 5166 с учетом 1681 точки, работающей по франчайзинговой модели. Год назад розничная сеть МТС насчитывала 4245 салонов, включая 1326 франчайзинговых точек продаж.

В пресс-службе МТС отмечают, что компания стала крупнейшим непродуктовым ритейлером в РФ и третьей по размеру розничной сетью в целом по России.

За год, с учетом релокации салонов МТС в места с более высоким трафиком покупателей, было открыто свыше 1 тыс. торговых точек, отмечается в официальном сообщении компании. "В декабре темпы расширения сети достигли исторического максимума - ежедневно начинали работу больше пяти новых магазинов МТС", - сообщают в пресс-службе МТС.

По оценкам финансового аналитика группы компаний "Финам" Тимура Нигматуллина, открытие одного салона МТС площадью 50-60 кв.м на арендных площадях обходится примерно в 1,6-2 млн руб.

"Если предположить, что за год МТС без учета закрытий было открыто около 600 собственных салонов, то инвестиции в открытие могли составить до 1,2 млрд руб. Для сравнения: за последние отчетные девять месяцев 2015 г. CAPEX МТС в РФ составил 66,2 млрд руб. Тем не менее я уверен, что собственная монобрендовая розница МТС является убыточной и, вероятно, никогда не будет генерировать чистую прибыль из-за высокой конкуренции на рынке. Таким образом, помимо разовых инвестиций в открытие магазинов, ее содержание, очевидно, требует существенных расходов, финансируемых за счет основного бизнеса оператора", - говорит Тимур Нигматуллин.

Ключевой причиной ускорения экспансии МТС на рынок ритейла, по мнению Тимура Нигматуллина, стал уход компании из розницы "Связного" после недавней смены его владельцев. "Связной" в последние годы стабильно продавал в год около 10 млн сравнительно качественных контрактов. Поскольку МТС отказалась от этого канала продаж, ей пришлось активно наращивать продажи оборудования через собственную розницу для привлечения новых абонентов, чтобы компенсировать свой стандартный отток. Для того чтобы нивелировать уход из "Связного", МТС нужно еще не менее 500 собственных салонов", - отмечает эксперт.

Руководитель департамента сотовой связи и цифровых устройств J'son & Partners Сonsulting Евгений Альминов говорит, что развитие монобрендовой сети сейчас особенно актуально для операторов в свете насыщения рынка мобильной связи и усиления конкуренции между операторами.

Он также отмечает, что ранее МТС была основным партнером "Связного" по продажам новых контрактов. "После расторжения сотрудничества между ритейлером и оператором летом 2015 г. в МТС были вынуждены ускорить расширение собственной сети салонов связи", - поясняет Евгений Альминов.

Евгений Альминов считает, что сейчас сложно оценить окупаемость операторских сетей мобильного ритейла, поскольку значительную часть прибыли от развития розницы операторы получают не с продажи оборудования, а в долгосрочной перспективе от более лояльной абонентской базы, дополнительных продаж контрактов мобильной передачи данных и снижения оттока собственной абонентской базы.

Источник на рынке утверждает, что МТС делает ставку на развитие собственной розничной сети и открывает магазины в самых привлекательных и посещаемых местах. При этом своим партнерам, работающим по франчайзинговой модели, компания оставляет возможность открывать точки только на периферии.

Некоторые игроки рынка в целом делают ставку на партнерское сотрудничество. По словам пресс-секретаря Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") Ольги Галушиной, за 2015 г. Tele2 открыл порядка 1 тыс. салонов в регионах присутствия. "Общее количество салонов и модулей к концу 2015 г. - 3,2 тыс. объектов", - отмечают в компании.

С самого начала работы в России Tele2 расширял розничную сеть с помощью партнеров. К 2011 г. компания выработала оптимальную схему сотрудничества с дилерами, которая с тех пор остается неизменной. В отличие от операторов "большой тройки" Tele2 развивает основную розничную сеть по франшизе, используя в качестве партнеров крупнейшие федеральные ритейл-сети и небольшие региональные компании. 

"Открытие монобрендового салона требует от франчайзи вложений в размере от 500 тыс. до 1,5 млн руб. На объем инвестиций влияет площадь фирменного салона связи, которая составляет 15-100 кв.м. Tele2 полностью берет на себя затраты по ремонту, проектированию помещений, установке торгового оборудования и обучению персонала точек продаж и выплачивает до 100% расходов на аренду", - рассказывает Ольга Галушина.

В ПАО "Мегафон", как отмечает руководитель пресс-службы оператора Юлия Дорохина, на данный момент существует более 4 тыс. салонов розничной сети. "Примерно 50% - собственная розница и столько же - франшиза", - уточняет она.

По словам пресс-секретаря ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анны Айбашевой, по итогам года собственная сеть "Билайна" насчитывала более 1450 офисов, а с учетом франшизы - более 3,5 тыс. офисов. "В целом присутствие на рынке и доступность для клиентов обеспечивается полным спектром всех каналов продаж - общее количество точек продаж к концу 2015 г. составляет порядка 46 тыс. с учетом альтернативных каналов и "Связного" с "Евросетью", - говорит она.

"Мы не считаем критически важным гнаться за количеством собственных офисов - важно их качество. Для их открытия мы используем инструменты Big Data, чтобы точно знать целесообразность открытия офиса именно в этом месте", - говорит Анна Айбашева.  

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Новости

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100