Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Вт, 22.05.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 62.53 EUR 73.33
22 мая 2018 года, Вт

Владимир Шкварин, директор департамента по технической политике компании "Энфорта"

28.03.2016
https://youtu.be/4jZezm300oU

Ведущие: Андрей Яценко, генеральный директор, компания "Горсвязь", Ольга Сигида, генеральный директор, компания "Магазин Интернета"

Текст видеоинтервью

Андрей: Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире программа «Телеком Эксперт» и ее ведущие Андрей Яценко и Ольга Сигида.

Ольга: Я с удовольствием представлю нашего гостя: директор департамента по технической политике интернет-провайдера «Энфорта» Владимир Шкварин.

Андрей: Компания «Энфорта», насколько нам известно, предоставляет услуги более чем в 400 городах Российской Федерации и имеет 89 филиалов. Вы в «Энфорте» - с самого начала, расскажите, как компания развивалась и что сейчас она из себя представляет?

Владимир Шкварин: В «Энфорте» я официально работаю с апреля 2005 года, т.е. 11 лет. Компания «Энфорта» создана в 2003 году. Я с самого начала занимался организацией компании, работая еще в «ТрансТелеКоме». Идея ее рождения вышла из «ТрансТелеКома».

Мы строили, эксплуатировали оптоволокно и понимали, что добираться до клиента с помощью оптоволокна очень долго. Пришла идея, как делать быстро, реализовывать последние мили на базе технологии радиооборудования. Тогда активно развивались технологии wimax, мы ориентировались на них, но позже перешли на проприетарное оборудование разных производителей, оказалось, что оно тоже удовлетворяет нашим требованиям.

Первые города мы запустили в 2005 году, это были Рязань и Новосибирск, потом начали развиваться более высокими темпами. В следующем году мы запустили 12 городов, дальше было 40 городов и т.д.

Андрей: Почему Москву обошли в этом списке городов?

Владимир Шкварин: Вообще-то, Москву мы не обходили, в Москве были сложности с получением частот и присвоением их, поэтому в Москву мы вошли, купив компанию «Арт Комуникейшн» в 2008 году.

Андрей: У которой уже были частоты?

Владимир Шкварин: У которой уже была построена сеть на аналогичном с нами оборудовании, она предоставляла аналогичные услуги. Таким образом мы вошли в Москву и Питер.

Андрей: Вы брали каналы в аренду, строили свои и уже внутри города подключали абонентов по радиочастотам?

Владимир Шкварин: Внутри города, как правило, мы строили базовые станции и связывали их радиорелейными линиями. Если можно было арендовать на хороших условиях волокно, то мы арендовали волокно.

Ольга: С «ТрансТелеКомом» уже не взаимодействовали?

Владимир Шкварин: Взаимодействовали, у нас были сначала достаточно лояльные договоренности. «ТрансТелеКом» нам предоставлял междугородние каналы, мы готовы были по требованию «ТрансТелеКома» предоставлять им последние мили.

Потом выровнялось, мы стали работать со всеми операторами. У нас сейчас достаточно большой межоператорский бизнес, мы арендуем каналы у операторов, а они у нас последние мили.

Андрей: В какие сроки удалось покрыть 400 городов? Сейчас продолжаете достраивать и запускать?

Владимир Шкварин: По мере необходимости достраиваем, но сейчас очень мало осталось городов, в которых мы не присутствуем. Основная часть была покрыта в течение 3-4 лет.

Ольга: Вы шли за клиентами?

Владимир Шкварин: Сначала более крупные города, потом развивались, уходили в мелкие города, сателлиты, где появлялись наши клиенты. Все, что было нам интересно, покрыто сейчас.

Андрей: Владимир, получается, компания стартовала на базе технической дирекции, и та стройка, которая была в больших городах, это результат вашего участия в создании компании?

Владимир Шкварин: Мне приятно слышать такие слова, про техническую дирекцию, но я считаю, что основа нашего успеха заключается в правильной бизнес-модели.

Андрей: Аналогов не было на тот момент?

Ольга: Да и сейчас, по-моему, нет конкурентов такого уровня.

Владимир Шкварин: Конкурентов тогда было больше. Мы строились тогда во многих городах, но в каждом городе присутствовали как локальный оператор, т.е. объединение на уровне всероссийской сети произошло позже. Локальных операторов было много, достаточно сильных игроков, с которыми приходилось конкурировать. Сейчас мы имеем огромное преимущество, ввиду того, что мы присутствуем практически на всей территории Российской Федерации и уровень клиентской базы у нас другой. Сейчас на локальном уровне мы конкуренции не видим, сейчас конкуренция на уровне федеральных операторов.

Андрей: Кто является вашим клиентом, и какие услуги основные?

Владимир Шкварин: Нашими клиентами сейчас являются малый, средний и крупный бизнес. У нас много компаний, которые входят в топ-200 Российской Федерации, очень много сетевого ритейла, банки. Сетевой клиент занимает большое место в нашем бизнесе. Когда мы начинали, то ориентировались на средний и малый бизнес.

Андрей: Сначала локально в каждом городе работали, а потом сетевые клиенты подтянулись, когда объявили о федеральном выходе?

Владимир Шкварин: Да, с экономикой, когда она также развивалась, тогда было еще не так много сетевого клиента.

Андрей: Сейчас какие виды услуг предоставляет «Энфорта»?

Владимир Шкварин: Сейчас мы предоставляем все, что может фиксированная связь. Это доступ в интернет, VPN внутригородской и междугородний, классическая телефония, мы делаем офис для клиента по потребностям, которые у него есть. Сейчас активно развивается услуга - управляемый хотспот - это Wi-Fi точки доступа, которые не только обеспечивают требования законодательства о регистрации абонентов, но еще позволяют собрать много маркетингового материала, рекламу.

Андрей: Вы бесплатно предоставляете Wi-Fi взамен на регистрацию и рекламный контент в местах общего пользования ваших абонентов?

Владимир Шкварин: Да, но не продаем оборудование для Wi-Fi.

Андрей: Владимир, через ваши сети контент нагруженный - You Tube, IT-телевидение - не пойдет, если я не ошибаюсь?

Владимир Шкварин: Мы эти услуги не предоставляем.

Ольга: Наверное, юридическим лицам это и не требуется?

Владимир Шкварин: Телевидение не настолько столько ориентировано на бизнес-клиентов. Принципиально сеть позволяет предоставлять такую услугу, broadcast (передача, вещание сигналов) возможен.

Андрей: Есть в вашей сети B2C-клиенты, ШПД-услуги?

Владимир Шкварин: B2C услуги в чистом виде нет, у нас есть услуга «коттеджный поселок», когда фактически мы ставим тот же Wi-Fi доступ, предоставляем жителям коттеджа пользоваться нашими услугами, доступ в интернет.

Андрей: С чем можно сравнить пот качеству сервиса, с LTE?

Владимир Шкварин: Очень сложно равнять услуги, которые предоставлены для массового клиента, для consumer в основном, с сервисом, который создан специально для бизнеса. Мы поддерживаем высокое качество услуг и гарантируем все необходимые характеристики для своих клиентов, а такие массовые протоколы не могут гарантировать стабильность характеристик. Это разные направления и возможности.

Андрей: Недавно в прессе был пресс-релиз о том, что компания «Энфорта» купила (или произошло объединение активов) «Эр-Телеком», прокомментируйте эту сделку? Как дальше будет жить «Энфорта», что будет представлять собой после объединения?

Владимир Шкварин: О покупке речи не шло, произошло объединение «Энфорты» в рамках «Эр-Телеком Холдинга». Процесс проходил на уровне обмена акциями и акционерами. На данный момент «Энфорта» будет самостоятельным юридическим лицом, так же, как и «Эр-Телеком». Будем работать в рамках своих интересов, бизнес-процессов.

Андрей: Т.е. у вас будет разделение рынка: B2B – это «Энфорта», беспроводная фиксированная связь - «Эр-Телеком», B2C, как правило?

Владимир Шкварин: У «Эр-Телекома» тоже есть B2B-бизнес. Как это будет регулироваться, будут определять акционеры.

Андрей: На данном этапе это просто объединение: обмен активами, усиление клиентской базы и предоставление клиентского сервиса?

Ольга: Оптимизации не будет?

Владимир Шкварин: Мы в ближайшее время проведем оптимизацию своих ресурсов. «Эр-Телеком» обладает достаточно хорошей междугородней и внутригородской сетью, поэтому мы будем оптимизировать свои затраты в рамках холдинга. Но бренд остается нашим, клиентская база наша.

Андрей: Ваше присутствие в 400 городах с «Эр-Телекомом» как-то пересекается, ведь «Эр-Телеком» присутствует не во всех городах?

Владимир Шкварин: Да, «Эр-Телеком» в 56 городах присутствует, это дополняет нашу базу. Там, где мы совместно присутствуем – оптимизировать можно, где нас нет, будем как-то помогать друг другу.

Андрей: Качество «Эр-Телеком» поможет развивать B2C?

Владимир Шкварин: B2C вряд ли мы сможем предоставить на нашей сети. B2B будем заниматься.

Ольга: Какие возможности дает эта сделка для вас, кроме оптимизации? Экспертный опыт, новые технологии?

Владимир Шкварин: Естественно, здесь даже больше не синергия, а дополнение двух операторов, которые работают в совершенно разных технологиях. На ресурсах «Эр-Телекома» мы сможем предоставить более высокоскоростные каналы своим клиентам, соответственно они смогут пользоваться нашими последними милями для клиентов.

Андрей: Синергия от покупки?

Владимир Шкварин: Это скорее не синергия, а комплементарность. Синергия - это то, о чем мы раньше говорили, когда одни и те же ресурсы используем для обеих компаний.

Ольга: Владимир, вы говорили, что у вас достаточно долгий путь в компании «Энфорта», поделитесь своими положительными кейсами в компании.

Владимир Шкварин: Было приятно создавать с нуля новую компанию и видеть результат. Мы повесили карту и втыкали флажки, пока они не стали попадать друг в друга и на глаз стало незаметно прибавление этих флажков. Приятно видеть свои результаты. Приятно до сих пор работать в компании. Я пришел в «Энфорту» больше потому, что идеологом и основоположником этой компании был Виктор Ратников, с которым я прошел долгий путь. Вокруг него собралась такая команда, которая с ним долго работает, это очень приятно, когда коллектив дружит.

Андрей: Вы в идею поверили, с самого начала?

Владимир Шкварин: Были некоторые сомнения, честно говоря, особенно на этапе, когда не существовало компании. Когда еще работали в «ТрансТелеКоме», обсуждали вопросы построения такого оператора, некоторые сомнения были. Но потом в 2005 году я пришел в компанию, когда там практически нечего не было, даже офиса не было нормального. Мы работали в квартире Виктора Ратникова. Я пришел с должности вице-президента «ТрансТелеКома» и президента компании «Санкт-Петербургский телепорт». И раз я сделал такой шаг, то я уже верил.

Ольга: Сложно было в таких условиях команду набирать?  Наверное, не было на рынке таких специалистов?

Владимир Шкварин: Дело в том, что большая часть команды нашей, которая тогда сформировалась и в большинстве продолжает у нас работать, это люди, которые с Виктором работали со «Спринта». Мы все работали в «ТрансТелеКоме», друг друга знали и понимали, чего друг от друга ожидать, мы надеялись, мы верили друг другу.

Андрей: Можно ли сейчас, по итогам, сказать, что команда, которая собралась вокруг вашего генерального директора стала залогом успеха?

Владимир Шкварин: Я думаю, да.

Андрей: С чего все-таки все начиналось? Команда к вам пришла, хотя ее, наверное, сложно было пригласить в стартап, убедить поверить в эту идею.  Но ведь надо было еще ходить по партнерам, убеждать, развивать и строить города. Вам верили на рынке? Ведь вы конкурент тем операторам, к которым вы входили в город?

Владимир Шкварин: Самыми сложными были частотные вопросы. Когда есть в городе частоты - мы строили сами.

Андрей: Вы сказали, что и покупали операторов?

Владимир Шкварин: Покупали.

Андрей: Вычисляли, у кого частоты и, если они не используют, то выкупали?

Владимир Шкварин: Немного не так. Мы приходили в город, строили свою сеть, начинали подключать клиентов, видели, кто конкурент нам, а кто слабее. Иногда компании сами предлагали нам себя в продажу, иногда мы приходили, предлагали. У нас было не так много покупок на самом деле. Крупный оператор - это «Арт коммуникейшн», еще один достаточно крупный - «Трон» в Екатеринбурге, остальные - все мелкие операторы.

Андрей: «Энфорта» создавалась на собственные деньги или на инвестиционные? В бизнес-кейс кто-то поверил из инвесторов?

Владимир Шкварин: В бизнес-кейс поверил наш первый акционер Sumitomo Corporation.

Ольга: Они достаточно долго с вами?

Владимир Шкварин: Они до сих пор с нами.

Ольга: Стартап – это большая доля вашего личного участия, т.е. вы там и ночевали и дневали? А семья как? Удавалось находить баланс?

Владимир Шкварин: У нас работа такая. Я занимался спутниковой связью, и это постоянные командировки. Приходилось ездить, как минимум четыре раза в месяц по городам. Наши доблестные инженеры по три месяца бывали в поездках, приезжали только сменить одежду и получить командировочные. Когда начиналась серия запуска городов, 40 городов в год мы запускали.

Андрей: Инженеры - все московские?

Владимир Шкварин: Инженеры - те, которые запускали сеть, московские, но потом в каждом городе у нас появлялись свои инженеры. Очень часто талантливые, хорошие.

Андрей: Успех вашей компании очевиден. Были ли на этом пути ошибки, негатив?

Владимир Шкварин: По-крупному их было не очень много, мы с самого начала правильную бизнес-схему проработали. Что касается ошибок технических, то они были. Мы сначала выходили в города и старались поднять базовые станции как можно выше, чтобы больше сразу охватить. Потому что мы не строили как многие операторы, которые пытались покрыть все, а потом продавать. Мы строили в городе 5-6 базовых станций, начинали продавать услуги, а потом расширялись там, где была клиентская база, где нужно обеспечить покрытие.

И вот мы с самого начала строили на башнях ОРТПЦ, повыше - метров 80. Мы столкнулись с тем, что эта базовая станция, заняв ресурс, не позволяет нам ставить другие базовые станции, так как начинается взаимовлияние. В нескольких крупных городах мы с этим столкнулись, пришлось переделывать всю сеть. Это достаточно сложно, когда уже сотня или полторы клиентов сидит. Вот это, наверное, самая главная ошибка.

Андрей: Порекомендуйте новым бизнесменам, которые стартуют в телекоме, как сделать старт  максимально удачным?

Владимир Шкварин: Я считаю, что возможность есть всегда. Главное понять, где клиент не обслужен, где та ниша. Сейчас прямо передо мной сидит пример, более поздний, удачного стартапа.

Андрей: Ниш, как правило, много, тем более в кризис?

Владимир Шкварин: Важно выбрать нишу, правильно построить бизнес-модель. Сейчас входной билет с точки зрения финансов повысился, но все равно, я думаю, что эта вещь подъемная.

Андрей: Сейчас ваша команда — это молодежь, поколение Y или X, Z?

Владимир Шкварин: У нас много молодых и талантливых людей. Дирекцией инженерного развития, к примеру, руководит Игорь Жаблев, он идеолог технической сети, ему около 35 лет.

Ольга: У вас кадры растут в команде или вы всегда набираете новичков?

Владимир Шкварин: Все высокие позиции, как правило, занимают люди, которые выросли внутри компании.

Андрей: Это связано с технологией или с преданностью?

Владимир Шкварин: Мы стараемся из своих выбирать. Была удачно набрана команда, не только Москва, но и регионы. Также у нас было много информации о людях коммуникационных во всех регионах, потому что мы работали в «ТрансТелеКоме». Многие сотрудники региональных «ТрансТелеКомов» стали у нас директорами региональных подразделений. Мы знали, кого выбирать, может, поэтому у нас собрался сильный коллектив. Многие выросли от инженеров до технических директоров региональных центров. Коммерческий персонал вырастает от продавца до директора регионального центра.

Андрей: Чем вы их привлекаете, ведь наверняка не зарплатами?

Владимир Шкварин: Интересная работа, наверное. Коллектив - очень хороший. На стартапе коллектив очень важен, но он маленький, камерный и обстановка всегда очень приятная. Но всегда наступает момент, когда требуется формализация отношений, по-другому быть не может. У нас это камерный процесс, он затянулся. Он и сейчас существует в какой-то мере, потому что много небольших подразделений. В каждом городе небольшая камерная подкомпания. Между ними какая-то камерная связь. Раньше мы собирались со всех регионов. Технические директора, коммерческие - на совещания. Поэтому нет в компании ощущения, будто работает больше полутора тысяч человек.

Ольга: Вы это поддерживаете?

Владимир Шкварин: Конечно, поддерживаю. Любая компания старается внутренний климат поддерживать, что не всегда получается.

Андрей: Владимир, ваше хобби?

Владимир Шкварин: Я выходные провожу на даче, люблю очень заниматься деревяшками, молоточком постучать, построгать.

Андрей: Какое ваше изделие последнее?

Владимир Шкварин: Сейчас я делаю в бане на втором этаже помещение, отделываю вагоночкой.

Ольга: Наверное, помогает от работы отвлечься?

Андрей: Отвлекает, заряжает, и новые идеи появляются?

Владимир Шкварин: Смена деятельности — это всегда хорошо, это отдых.

Андрей: Скажите пару слов коллегам, партнерам, что вы ждете от 2016 года?

Владимир Шкварин: Кризис - это не только неприятности, но и новые возможности. Мы рассчитываем, что воспользуемся этими возможностями. Я надеюсь, что все наши сотрудники приложат все силы, чтобы из кризиса выйти с плюсом.

Андрей: Спасибо вам за интересную беседу. Дорогие друзья, программа «Телеком Эксперт» подошла к концу, с вами был наш гость Владимир Шкварин и ведущие Андрей Яценко и Ольга Сигида. До новых встреч!

Программа "Телеком Эксперт" посвящена современной стремительно развивающейся телеком отрасли. Связь становится обязательным атрибутом жизни современного человека, и это обстоятельство вынуждает телекоммуникационные компании обеспечивать широкий спектр и качество предоставляемых услуг, неизменную эффективность обслуживания, не зависящую от времени или местонахождения абонента.

Программа "Телеком Эксперт" – это независимый взгляд на отрасль, программа в которой вместе с экспертами и профессионалами телеком рынка ее ведущие Андрей Яценко - генеральный директор компании "Горсвязь" и Ольга Сигида - генеральный директор компании "Магазин Интернета" обсуждают наиболее актуальные темы отрасли, ее проблемы, перспективы, инновации и успешные кейсы.

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.
РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости