Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Вт, 22.05.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 62.53 EUR 73.33
22 мая 2018 года, Вт
COMNEWS | Видеоинтервью | 2016 | апрель

Жаркын Турсынов, управляющий партнер директор по развитию компании "Лайф Стрим", сервис "Смотрешка"

11.04.2016
https://youtu.be/gaO-MN1e8kI

Ведущие: Андрей Яценко, генеральный директор, компания "Горсвязь", Ольга Сигида, генеральный директор "Магазин Интернета"

Текст видеоинтервью

Андрей: Здравствуйте,  уважаемые телезрители. У нас в эфире программа «Телеком Эксперт» и ее ведущие Андрей Яценко и Ольга Сигида.

Ольга: Я с удовольствием представляю нашего гостя, это - Жаркын Турсынов, управляющий партнер, директор по развитию компании «Лайф Стрим», сервис «Смотрешка».

Андрей: «Смотрешка» - это лучшее облачное решение на сегодняшний день на рынке ТВ-сервисов по мнению жури «Большая цифра 2016». Универсальная эффективная TV платформа для оператора любого размера, больше, чем цифровое, кабельное или спутниковое телевидение. Что представляет собой «Смотрешка»? Продукт вы вывели достаточно недавно и достаточно успешно его продвигаете.  

Жаркын Турсынов: Вкратце - нам чуть больше года. Идея зародилась два с половиной года назад: есть много операторов, которые не могут получить услугу телевидения для своих абонентов. На самом деле много абонентов, которые не могут получить качественное телевидение. В силу отсутствия хороших, доступных платформ потребителю доставалось телевидение, непонятно какое: тарелка, кабель, без интерактивных функций, какие-то полу-пиратские сервисы, которые не давали хорошее качество и не нечего не гарантировали, и работали, как получится. Поэтому, как вы правильно сказали, мы хотели сделать хорошее телевидение доступным любому абоненту.

Андрей: Старт проекта произошел два с половиной года назад. Тогда у половины операторов было запущено конкурентное IPTV?

Жаркын Турсынов: Мы преследовали две цели. Первая - качественное телевидение. Вторая -любой абонент может этим телевидением воспользоваться. Отсюда возникла идея мультиплатформенности, чтобы пользователь мог смотреть на любом устройстве. Неважно, что это – смарт-телевизор, приставка, компьютер, планшет. Именно эта концепция привела к тому, что мы даем пользователю смотреть на чем угодно, а оператору даем возможность продавать на чем угодно, не концентрируясь на какой-то одной приставке.

Классическое IPTV - это кабала. Оператор должен купить платформу, потом неизвестно, сколько ее настраивать и запускать, а потом еще все время платить за приставку. Обычно это одна и та же модель, которая привязана к этой платформе, моновендорная.

Наша платформа облачная, к ней оператор никак не привязан. И устройство может быть любым, потреблять этот контент можно тогда, когда хочется. Оператору не надо покупать платформу, не надо ее внедрять, не надо ее поддерживать, не надо ее запускать. Мы сделали универсальное облачное решение, которое может работать в рамках сети любого оператора.

Андрей: Те, кто вложил деньги в IPTV пять-семь  лет назад, столкнулись с тем, что сейчас этот сервис хоть и не вымирает, но становится все менее востребованным?

Жаркын Турсынов: Во-первых, он неконкурентоспособен. Его вытесняют современные ОТТ-сервисы. Сейчас существуют до десяти брендов, которые запустили их в последние пять-семь лет. По качеству услуг и по функциональному набору, ну и, может быть, по контентному содержанию, они выступают операторскими. Но они понемногу вытесняют с рынка операторские решения. Поэтому классическое IPTV, в чистом его понимании, без функции мультискрина, без функции мультиплатформенности, потеряет свою актуальность. Хотя еще какое-то долгое время будет жить.

У нас есть большие регионы России, где нет до сих пор смарт-телевизоров в таком количестве, как в Москве и Московской области или городах миллионниках. Но постепенно произойдет замещение. Либо оператор переквалифицируется в ОТТ, либо IPTV, как такового не останется, и ОТТ-сервисы займут нишу.

Ольга: Два с половиной года назад вам нужно было быть некими инноваторами, правильно?

Жаркын Турсынов: Мы до сих пор - инноваторы.

Ольга: Как вы формировали конкурентное преимущество в сравнении с IPTV?  Откуда брали опыт?

Жаркын Турсынов: Мы смотрели, что есть в мире, какие существуют платформы. Руководствовались общей тенденцией развития телевидения. И у нас очень хорошая команда, которая непрерывно рождает новые идеи. Они легли в основу платформы.

Помимо идей и сервиса, который работает на чем угодно, есть куча технических решений и инноваций внутри платформы, их снаружи не видно, но на базе этих инноваций решение держится.

Почему мы, например, не вышли два года назад? Собрать платформу, запуститься абы как можно за полгода или за год. Мы себя останавливали много раз, когда понимали, что вот это не доделано и вот здесь не сделано до конца. И мы строили большой фундамент, того здания, которое видим сейчас. Без этого фундамента, у которого есть еще много этажей внизу - наше здание не устоит. Мы делали сервис, который рассчитан на миллионы пользователей. В него вложено огромное количество инноваций, усилий, времени за эти два с половиной года. Публично «Смотрешка» существует меньше года. Мы постоянно улучшаем сервис. Если сравнить его, когда мы его публиковали в прошлом году и сейчас, то награда за лучшую облачную платформу - абсолютно не зря, сервис улучшился многократно.

Андрей: Если не секрет, какими были инвестиции в эту идею, отбились ли они за год?

Жаркын Турсынов: Десятки миллионов, если говорить о деньгах. Пока проект не подошел к точке окупаемости, но все идет по нашему бизнес-плану и в ближайшее время, мы начнем окупаться.

Андрей: Какие объемы сейчас «Смотрешка» выдает, сколько операторов, сколько клиентов?

Жаркын Турсынов: Более сотни операторов, большое количество клиентов.

Андрей: 100 тысяч уже есть?

Жаркын Турсынов: Меньше 100 тысяч пока, но нам всего-то меньше года. Первые клиенты к нам подключились в апреле, поэтому мы говорим о десяти месяцах развития сервиса. Вначале процесс шел медленно и тяжело, несмотря на то, что у многих операторов не было такого сервиса, а мы приносим доступный сервис, который оператор может распространять своим абонентам. Операторы не все шли с радостью, кто-то был полон скепсиса.

Андрей: Наверное, в первую очередь шли операторы, у которых вообще не было телевидения?

Жаркын Турсынов: Даже такие операторы шли не с большой охотой. Т.е. у нас на самом деле переломный момент наступил в сентябре прошлого года. Когда люди стали проще и легче воспринимать этот сервис. Понадобилась большая работа по обучению операторов продавать телевизоры. Оператор никогда в жизни телевизор не продавал.

Андрей: Я правильно понимаю, что «Смотрешка» сама не занимается продажами? Т.е. она заключает партнерские отношения с оператором? А оператор сам уже продает своим клиентам.

Жаркын Турсынов: «Смотрешка» - это не сервис для конечного пользователя с точки зрения В2С. Это все-таки В2В, мы продаем и даем этот сервис оператору, а он распространяет его среди своих абонентов. Мы понимаем, что оператор – наш партнер. Многие спрашивают, зачем мы делимся с операторами, зачем мы работаем с операторами? Потому что оператор - это доверенное лицо абонента.

Андрей: Единый чек?

Жаркын Турсынов: Да. В принципе, если ты десять лет пользуешься интернетом одного и того же оператора, то тебе проще работать с этим входом.

Андрей: Логично абсолютно.

Жаркын Турсынов: Кроме того, оператор - это сеть, надежная сеть.

Андрей: «Смотрешка» может работать на любой сети оператора?

Жаркын Турсынов: На любой сети любого оператора.

Андрей: Получается, что если у человека приставка или он в интернете контент скачивает, то он может подключиться к любому оператору и смотреть ваше TV?

Жаркын Турсынов: Да.

Андрей: И при этом вы не будете делиться с оператором?

Жаркын Турсынов: Нет, будем. С тем оператором, через которого абонент пользуется нашим сервисом.

Андрей: В таком случае есть клиенты, которые работают на сети, где у вас нет контрактов?

Жаркын Турсынов: Наша идея и задача, сделать так, чтобы все операторы работали со «Смотрешкой», и все клиенты были подключены к сервису.

Ольга: Какой принцип вознаграждения?

Жаркын Турсынов: Во-первых, оператор не платит за подключение, не платит никаких минимальных гарантий, не платит за оборудование, за сервис.

Ольга: Т.е. оплата только по факту?

Жаркын Турсынов: Он собирает деньги за услугу телевидения, и дальше мы эти деньги разделяем.

Андрей: ARPU, которое он получает, вы делите?

Жаркын Турсынов: Да.

Андрей: Кратко расскажите о прелести работы оператора  с вами, что вы меняете в IPTV или услугах, что получает конечный пользователь?

Жаркын Турсынов: Появляется телевизор у оператора, если его никогда не было. Это услуга цифрового телевидения. Это дополнительные деньги, увеличение ARPU. Это лояльность , и это - самое главное, потому что основная проблема операторов - отток абонентской базы к другим операторам или просто отток абонентской базы. А телевидение - драйвер, возможность удержать абонента, дать ему услугу, потребляя которую, он потребляет еще и интернет. В совокупности абонент получает единую услугу, которая делает его жизнь интересней.

Андрей: Все ведет к тому, чтобы поднять ARPU оператору и обеспечить под ключ все его услуги?

Жаркын Турсынов: В первую очередь - удержание платформы, удержание абонентов в рамках сервиса, привлечение абонентов. И конечно,  увеличение ARPU.

Андрей: Что дает клиенту ваш сервис по сравнению с обычным телевизором?

Жаркын Турсынов: Клиенту дает возможность современного телевидения. Его можно смотреть на любом устройстве в рамках квартиры на том WI-FI, который у вас есть, без проводов.

Андрей: Скорости хватает?

Жаркын Турсынов: Скорости хватает, мы используем специальные технологии кодирования, которые апробировали на крупных операторах.

Андрей: HD-качество?

Жаркын Турсынов: Да. Таким образом, мы делаем телевизор удобнее.

Ольга: Независимо от того, какая сеть у оператора?

Жаркын Турсынов: Да, несмотря насколько плохая сеть у оператора. Несмотря насколько плохая последняя миля у оператора. Мы решили проблему последней мили без участия оператора за счет технологии наших доставок. Т.е. мы избавились от проблем с участием мультикаста, когда идут потери пакета и постоянные жалобы, что контент не может быть доставлен в сети. У маленьких и средних операторов есть с этим проблемы в силу стоимости оборудования. Мы добились того, что  адаптивный битрейд и невысокое требование к полосе пропускания дали возможность пользователю смотреть хороший качественный контент в плохой сети.

Андрей: Такой сервис - это услуга Smart TV, развитая в Москве, в Питере и городах-миллионниках. А если телевизор старый?

Жаркын Турсынов: Если телевизор старый, то необходимо использовать приставку.

Андрей: Которая у вас тоже есть?

Жаркын Турсынов: Услугу предоставляет оператор, соответственно приставку тоже предоставляет оператор. Здесь у оператора есть куча возможностей. Он может взять любую андроидную приставку, брендировать ее под себя и использовать ее в качестве приставки, для доставки контента конечному абоненту. Стоимость таких приставок не высока - 3-4 тысячи рублей. Он так же может переиспользовать те приставки, которые у него уже были в сети.

Андрей: Для IP TV?

Жаркын Турсынов: Да, мы поддерживаем. Мы столкнулись с этой проблемой полгода назад.

Андрей: Получается клиенту даже не надо покупать новую приставку, достаточно апгрейдить старую?

Жаркын Турсынов: Если есть конечное устройство старое, то он апгрейдит его в новое. Мы поддерживаем практически весь парк старых приставок IP TV.

Андрей: А что делать, если у квартиры, у конечного клиента 3-4 телевизора? Это надо 3-4 аккаунта платить?

Жаркын Турсынов: Аккаунт один. Мы даем возможность, так называемого пользования мультискрина, когда пользователь может смотреть одновременно на нескольких устройствах.

Андрей: По одному тарифу?

Жаркын Турсынов: Да, по одному, вне зависимости от того, какой это тариф. Можно купить 3 устройства на тариф дополнительно или 4-5, в общем, как человек хочет. Т.е. несколько устройств дающих возможность одновременного просмотра. Вы можете мигрировать по квартире и спокойно смотреть.

Ольга: На качество не влияет?

Жаркын Турсынов: Не влияет.

Андрей: «Смотрешка» - очень необычный бренд, очень российский. Откуда он родился, кто инициатор?

Жаркын Турсынов: Когда мы два с половиной года назад начали обсуждать сервис, мы долго думали, как назвать. Был большой брейншторминг.

Андрей: Долго - это сколько?

Жаркын Турсынов: Долго - это недели две, т.е. это действительно долго. При наших скоростях развития, так как мы работаем - это очень долго.

Андрей: Что шло быстрее, идея или реализация?

Жаркын Турсынов: Концепция была придумана года три назад, она зародилась у нас в головах.

Андрей: И то, как ее реализовывать тоже?

Жаркын Турсынов: Да. Как ее реализовывать, тоже было продумано. Дальше мы сидели и делали сессии технические, одну за другой.

Вначале родилась бизнес-концепция: мы будем работать в виде облака, давать возможность операторам подключать услугу бесплатно и дальше делиться теми доходами, которые существуют. Мы построили бизнес-модель, как положено, посчитали все, определили объем инвестиций, нарисовали график своего развития, определили точку окупаемости, большие прибыли.

Параллельно разрабатывали техническую реализацию, основу «Смотрешки», долго думали над тем, как ее назвать. Были разные названия. Была концепция американизированного названия, как это привычно на нашей российской территории. Оно вроде, как и слух не режет, и запоминается, и короткое. Но, в конце концов, технический директор предложил: «Смотрешка»!

Андрей: Технический директор?

Жаркын Турсынов: Как это не смешно звучит, но да, технический директор предложил название «Смотрешка». Оставили как рабочую версию. Идеи иссякли, нечего нового не было. И мы его оставили, а через пару недель оно прижилось, и теперь это бренд компании и название всего сервиса.

Андрей: Технический директор придумал бренд. А кто придумал концепцию?

Жаркын Турсынов: Концепцию мы придумали втроем: Александр Кисилевич, Николай Нагорский (технический директор) и я. Мы придумали концепцию идеи создания облачного решения и предоставления его оператору.

Андрей: Это было 4 года назад?

Жаркын Турсынов: Приблизительно 3 года назад.

Андрей: Люди, которых вы назвали - они и сейчас работают в компании?

Жаркын Турсынов: Конечно. У нас в компании практически нет людей, которые не работают уже. Сотрудники и даже акционеры компании - активные участники всего процесса. Компания зарождалась из 5 человек, потом нас стало 10, 12, она постепенно росла и увеличивалась. Но мы всегда старались искать людей, которым интересно, которые горят идеей, потому что люди это самое главное в любом бизнесе, неважно, что вы делаете.

Ольга: Это такой драйв у вас?

Жаркын Турсынов: Это до сих пор драйв. Сервису год, компании два с половиной, но мы в душе до сих пор в какой-то степени считаем себя стартапом. Потому что у нас все время новые идеи. У нас все время новые решения и мы постоянно куда-то движемся. Останавливаться на том, что мы сделаем хороший телевизионные сервис, даже самый лучший, который получит кучу наград и который принесет много денег, мы не собираемся.

У нас постоянно новые идеи как это развивать, во что это превращать, что на это еще можно нанизывать, что из этого можно сделать. Мы когда-то решили, что надо сделать хорошее качественное телевидение для людей. Так же как решим сделать еще что-то качественное и хорошее для людей. Улучшать жизнь людей, наверное, это и есть наша основная задача. Просто мы это делаем таким способом.

Андрей: Сколько сейчас человек в вашей команде?

Жаркын Турсынов: Около 70 человек.

Ольга: Сложно находить таких идейных?

Жаркын Турсынов: Очень сложно. Всегда у коллектива есть болезнь роста. Мы ее стараемся избегать, у нас это получается, как раз за счет того, что мы очень качественно и наверно немного долго ищем людей.

Андрей: Откуда они приходят?

Жаркын Турсынов: Из разных компаний.

Андрей: HeadHunter?

Жаркын Турсынов: Это и HeadHunter, и знакомства и просто люди, услышавшие, что есть такой сервис. К нам как-то пришел человек, который просто узнал про наш сервис и предложил работать у нас программистом.

Андрей: Средний возраст какой?

Жаркын Турсынов: Под 30. 28-30, примерно так.

Андрей: Все молодежь.

Жаркын Турсынов: Да.

Андрей: Даже, наверное, студенты есть?

Жаркын Турсынов: Студентов у нас очень мало, в основном - люди с образованием. Потому что половина компании - это программисты. Люди,  имеющие навыки, умеющие программировать, имеющие опыт, знания соответствующие. У нас они очень высококвалифицированные. И в силу этого возраст уже не 18, а все-таки за 20.

Ольга: Раз высококвалифицированные, то надо платить хорошо? Или они за идею?

Жаркын Турсынов: За идею работают все, но всегда идея подкреплена какими-то финансовыми обязательствами. Мы стараемся делать наших людей счастливыми.

Андрей: Квартира, машина?

Жаркын Турсынов: В меру всего.

Андрей: За  4 года реализации проекта, какие моменты были для вас рискованными, какие  вы считаете неудачными? Какие наоборот были успешны?

Жаркын Турсынов: Неудач не было вообще, в принципе.

Андрей: Ошибок не было?

Жаркын Турсынов: На мой взгляд, ошибок не было. Были, возможно, потери скорости в какие-то моменты времени, но не значительные. Мы идем по плану, даже с опережением его.

Андрей: План, разработанный несколько лет назад?

Жаркын Турсынов: Да, тот, который создали 2-3 года назад. У нас все идет все так, как мы хотели. Даже сейчас, последние полтора-два года, учитывая кризис, который не скоро кончится, учитывая, что по отрасли он ощутимо ударил, тем не менее, все, что мы придумали тогда,  оказалось очень востребовано сейчас.

Мы, честно говоря, думали, что кризис случится через какое- то время, но я надеялся, что это будет года через три-четыре, но случилось раньше. Сейчас, когда у людей мало денег, они тратят их очень бережно и аккуратно, считая каждую копейку, возможность получить сервис, не тратя эту копейку, а платя по факту, становится актуальной. Сейчас даже крупные операторы начинают поворачиваться в нашу сторону и смотреть на наш сервис, как на привлекательное мероприятие для себя. Два года назад мы работали с крупным оператором только по модели вендерного бизнеса, не предлагали «Смотрешку».

Андрей: Вернемся к команде и к вашему личному участию с самого начала этого старапа. Вы сейчас работаете 24 часа?

Жаркын Турсынов: Если бы было 28, то работал 28, а так 24.

Ольга: А вы кто в команде? Идейный вдохновитель или реализатор?

Жаркын Турсынов: Я один из основателей компании и в какой-то степени идейный вдохновитель. Все идейные вдохновители, на самом деле, все рождают какие-то идеи. У нас вся команда такая.

Ольга: На ваших плечах в большей степени лежит ответственность за реализацию этого проекта, за продажи, заключение договоров?

Жаркын Турсынов: На мне развитие бизнеса, продажи, day-to-day operation, который требует усилий определенных, связей, контактов и т.п. Вся это работа, но она все время в оживлении, т.к. мы работаем в коллективе.

Ольга: У вас есть отдел продаж?

Жаркын Турсынов: Есть отдел продаж. Есть отдел аккаутинга - это люди, которые занимаются ведением операторов. Есть отдел разработки, отдел технической поддержки и т.д. Большая компания на данный момент.

Ольга: И они все под вами?

Жаркын Турсынов: Есть департамент, который подчиняется техническому директору, есть бэк-офис, есть мой отдел – бизнес-деловых отношений.

Андрей: При коллективе в 70 человек, вы знакомы с каждым по имени?

Жаркын Турсынов: Да.

Ольга: Вы планируете какие-то филиалы создавать?

Жаркын Турсынов: Да, мы хотели в ближайшее время открыть представительство в Питере, ну и дальше по мере необходимости и развития сервиса. Я думаю, мы потихоньку по всей России распространимся. В принципе мы не только про Россию думаем, у нас есть тройка клиентов в СНГ, мы работаем с операторами в Казахстане, в Армении. Там это пока не «Смотрешка» с точки зрения концепции, но там та же самая схема revenue sharing, но для крупного оператора мы брендируем все это под оператора.

Андрей: «Смотрешка» - это чисто российское название?

Жаркын Турсынов: Пока это чисто российский проект, который мы надеемся расширить дальше. Операторы средние и маленькие есть везде. Это концепция, которая применима в любой стране, никак не привязана к России, даже бренд «Смотрешка» может использоваться по всему миру, и он будет узнаваться. Почему Netflix можно, а нам нельзя? Можно.

Андрей: Наверняка вы иногда отдыхаете, есть какие-то увлечения?

Ольга: На себя время хватает?

Андрей: В последние год-два чем увлекались, где отдыхали?

Жаркын Турсынов: Я люблю путешествовать. В силу работы приходится летать, это тоже в какой-то степени отдых.

Андрей: Отдых в самолете?

Жаркын Турсынов: Нет, когда ты переключаешься на другие страны, смотришь другие места, общаешься с большим количеством людей, это тебя переключает.

Андрей: Спустя 5 лет,  как вы себя видите и компанию?

Жаркын Турсынов: Во-первых, это будет хороший сервис, который будет нравиться людям. Это будет сервис у каждого человека, кто его захочет. Соответственно мы хотим, чтобы он был доступен всем, а значит, мы сможем договориться со всеми операторами. И при этом я понимаю, что у нас будет большая компания, которая будет этот сервис реализовывать.

Андрей: Больше контента?

Жаркын Турсынов: Больше интересного контента, больше дополнительных функций, более удобный сервис, еще больше устройств, больше зона покрытия, меньше битрейд, лучше качество.

Андрей: То, что сделали за год, через 5 лет может быть масштабировано в 10 раз?

Жаркын Турсынов: Да, мы надеемся на это.

Андрей: Мы надеемся, вы выйдите в страны СНГ, в Европу и в другие страны. Дорогие друзья, в эфире была программа «Телеком эксперт», она подошла к концу. С вами был наш гость Жаркын Турсынов и ведущие:Андрей Яценко и Ольга Сигида. До новых встреч!

Программа "Телеком Эксперт" посвящена современной стремительно развивающейся телеком отрасли. Связь становится обязательным атрибутом жизни современного человека, и это обстоятельство вынуждает телекоммуникационные компании обеспечивать широкий спектр и качество предоставляемых услуг, неизменную эффективность обслуживания, не зависящую от времени или местонахождения абонента.

Программа "Телеком Эксперт" – это независимый взгляд на отрасль, программа в которой вместе с экспертами и профессионалами телеком рынка ее ведущие Андрей Яценко - генеральный директор компании "Горсвязь" и Ольга Сигида - генеральный директор компании "Магазин Интернета" обсуждают наиболее актуальные темы отрасли, ее проблемы, перспективы, инновации и успешные кейсы.

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.
РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости