Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Вт, 17.09.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 63.83 EUR 70.67
17 сентября 2019 года, Вт
Леонид Коник, главный редактор изданий группы компаний ComNews

Высшее благо

главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
26.09.2015
Леонид Коник, главный редактор изданий группы компаний ComNews
Леонид Коник, главный редактор изданий группы компаний ComNews

Номер, который вы держите в руках, специальный: он посвящен 20‑летию рынка услуг непосредственного спутникового телевещания (СНТВ) в России.
Сектор СНТВ оказался на отечественном рынке связи и вещания уникальным островком частного предпринимательства. Это особенно удивительно потому, что телевидение в нашей стране – ​больше, чем просто передача телевизионной картинки на расстояние (как поэт в России – ​больше, чем поэт). Еще в 1960‑х годах телевидение служило носителем государственной идеологии – ​с учетом гигантских размеров страны это был самый надежный и массовый канал доставки выверенной информации из столицы (диссидент сказал бы "промывания мозгов"). В новой России эта значимость не утрачена, а в последние годы даже усилилась. И то, что государство долгое время вообще не присутствовало на рынке СНТВ, может объясняться лишь неверием государственных мужей в массовость этой услуги.

Два десятка лет назад холдинг "Медиа-Мост" олигарха Владимира Гусинского, уже основавшего тогда частный телеканал НТВ, затеял создание сети спутникового телевидения, полностью независимой от государственной вещательной инфраструктуры. С этой целью в октябре 1995 года "Медиа-Мост" учредил ЗАО "Бонум 1". Слово bonum на латыни означает "благо" (существует латинская идиома summum bonum – ​"высшее благо"). В сентябре 1996 года это благо пролилось на россиян с небес: с двух аналоговых спутников "Галс" начала вещание новая дочерняя компания "Медиа-Моста" – ​"НТВ-Плюс" (всю техническую часть проекта обеспечивал "Бонум 1").Гусинский пошел дальше, решив создать даже собственный спутник. В октябре 1997 года ЗАО "Бонум 1" заказало его американской фирме Hughes Space & Communications, причем – ​о ужас! – ​с запуском на американской ракете Delta. В ноябре 1998 года спутник, также названный "Бонум-1", был выведен на орбиту (в позицию 36° в. д.), и с февраля 1999 года "НТВ-Плюс" начал в цифровом формате транслировать целый пакет телеканалов, уже не только собственного производства, но и сторонних.

Именно в 1999 году в России начались гонения на Владимира Гусинского, и он покинул страну. В последующие несколько лет холдинг "Медиа-Мост" был разобран по кирпичику. В частности, "НТВ-Плюс" оказался в руках холдинга "Газпром-Медиа", а спутник "Бонум-1" с прилагавшейся наземной инфраструктурой – ​у ФГУП "Космическая связь". Но и тогда "Газпром-Медиа" не видел в "НТВ-Плюс" идеологического оружия и в 2002 году намеревался его продать.

Второй и третий участники российского рынка СНТВ – ​"Орион Экспресс" (в то время "Звездные врата" и StarGate-TV) и "Национальная спутниковая компания" ("Триколор ТВ") – ​также возникли исключительно по частной предпринимательской инициативе. Государство видело в них угрозы не больше, чем в десятках провайдеров, предлагавших услугу одностороннего спутникового интернет-доступа через зарубежные и российские космические аппараты.

Все стало меняться, когда счет абонентов спутникового ТВ пошел на миллионы. Этому поспособствовал "Триколор ТВ", исходная бизнес-модель которого гласила: "Заплати один раз и смотри всю жизнь" (абоненту нужно было всего лишь купить ресивер и параболическую антенну). Объяснялась она просто: рядом с "Триколором" стояла корпорация "Дженерал Сателайт", которая ввозила и производила приемное оборудование еще для сети "НТВ-Плюс", поэтому, зарабатывая на аппаратуре, услугу можно было отгружать бесплатно.

В какой-то момент растущая государственная вертикаль пересеклась с кривой роста абонентской базы операторов СНТВ. Государство явным образом стали волновать миллионы россиян, которые бесконтрольно смотрят через спутник все, что хотят. Не в последнюю очередь следствием этого волнения стала продажа в апреле 2013 года 24,9 % "Триколора" дочерней структуре госбанка ВТБ – ​"ВТБ Капитал". В 2008 году 100 % долей в ООО "Орион Экспресс" достались "Фондсервисбанку": пусть он и был частным, деньги в нем хранил Роскосмос, так что этот совладелец тоже мог рассматриваться как "государево око". Что касается "НТВ-Плюс", хотя до конца 2014 года он и плелся в хвосте с абонбазой, которая никак не могла достигнуть 1 млн, холдинг "Газпром-Медиа" больше не заикался о продаже этого оператора.

Показательна и история четвертого игрока российского рынка СНТВ – ​ООО "ДалГеоКом", которое начало предоставление услуг спутникового вещания в феврале 2009 года под маркой "Радуга ТВ". Этот оператор имел все шансы стать примером перспективности и прозрачности рынка: в феврале 2010 года 50 % в проекте "Радуга ТВ" приобрела шведская медиакомпания Modern Times Group AB. Но в 2014 году государство не оставило от "Радуги ТВ" камня на камне: придравшись к отсутствию вещательной лицензии и упорно не желая ее выдать, Роскомнадзор довел компанию до банкротства. Дефицитный орбитально-частотный ресурс, который "Радуга ТВ" арендовала на спутнике ABS-2, достался новичку рынка СНТВ – ​сотовой компании МТС.

Так что в ближайшие годы можно ожидать усиления позиций государства на рынке СНТВ. Следующие 20 лет, похоже, будут для этого сектора иными.

Журнал "Стандарт" № 9 (152), сентябрь 2015
Редколонка

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости