Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Ср, 18.09.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 64.12 EUR 70.6
18 сентября 2019 года, Ср
Леонид Коник, главный редактор изданий группы компаний ComNews

Что дышло

главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
31.01.2015
Леонид Коник, главный редактор изданий группы компаний ComNews
Леонид Коник, главный редактор изданий группы компаний ComNews

Государственные и близкие к власти структуры, производящие неэфирные телеканалы, умудрились обойти действующий с 1 января 2015 года законодательный запрет на размещение рекламы, лишний раз доказав, что закон в России равен для всех, но для избранных – ​равнее.

В последний день 2014 года сразу 40 телевизионных каналов под шумок получили от Роскомнадзора лицензии на вещание в универсальной среде, в том числе и на 34‑м частотном канале (34 ТВК) в московском эфире. Среди счастливчиков – ​14 каналов, которые производят структуры ВГТРК, 12 каналов "Газпром-Медиа Холдинга", пять – ​Первого канала, пять – ​"Ростелекома" (их создает ООО "НКС-Медиа") и по одному – ​холдинга News Media Арама Габрелянова, ТНТ, подконтрольного властям столицы ОАО "Москва Медиа" и ОАО "Европейская вещательная компания", транслирующего канал Euronews (16 % его акций принадлежит ВГТРК).

До 14 января 2015 года на 34 ТВК в Москве ФГУП "РТРС" вело трансляцию первого мультиплекса в устаревшем стандарте DVB-T. Этот проект стартовал в сентябре 2010 года, однако уже в 2012 году в России было решено вести цифровое эфирное вещание в стандарте DVB-T2. В марте 2012 года РТРС начала трансляцию первого мультиплекса в DVB-T2 в столице на 30 ТВК, а в конце того же месяца попыталась отключить передатчик DVB-T. К удивлению РТРС, москвичи начали жаловаться чиновникам и требовать возврата вещания в DVB-T, уверяя, что купили приемное оборудование именно этого стандарта. Поэтому РТРС была вынуждена пойти на параллельное вещание первого мультиплекса в Москве в стандартах DVB-T и DVB-T2. С 15 января этого года РТРС прекратила трансляцию в DVB-T, и 34 ТВК освободился для новых лицензиатов. В мультиплекс умещается 10 каналов, поэтому для того, чтобы впихнуть в него 40 лицензиатов, регулятору пришлось пустить их "внарезку". К примеру, один слот на 34 ТВК отдан Первому каналу (точнее, его дочернему ЗАО "Первый канал. Всемирная сеть"), который транслирует в нем все свои пять каналов по следующему расписанию: с 8:30 до 1:30 (то есть 17 часов в стуки) в эфире идет канал "Музыка Первого", с 1:30 до 2:30 – ​"Дом кино", с 2:30 до 4:30 – ​"Время: далекое и близкое", с 4:30 до 6:30 – ​"Телекафе", а с 6:30 до 8:30 – ​канал "Бобер".

Другой пример: каждый из 11 каналов, которые производит ООО "ТПО "Ред Медиа" (с июня 2014 года его через ООО "Продюсерский центр "Плюс" и "НТВ-Плюс" контролирует "Газпром-Медиа Холдинг"), получил по два часа московского эфира в сутки. Только три канала добились права вещать в Москве в "цифре" круглосуточно: "Наш футбол" "Газпром-Медиа Холдинга", "Спорт 1" (ВГТРК) и Lifenews Габрелянова.

Казалось бы, какой смысл четырем десяткам каналов вещать в московском эфире по ротационной схеме, которая явно не повысит рейтинги большинства из них? Но дело явно не в рейтингах, цель попадания на 34 ТВК абсолютно иная.

Принятый Госдумой 4 июля 2014 года и вступивший в силу с 1 января года текущего закон №270‑ФЗ "О внесении изменений в статью 14 закона "О рекламе" запретил "распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств". Народные избранники, не желая вникать в сложность и многообразие взаимоотношений телеканалов и вещателей, рассудили, что все каналы, доступные в сетях кабельного, спутникового ТВ или IPTV, являются платными. Объяснить чиновникам, что многие каналы приплачивают вещателям за право попадания в пакет (а вовсе не наоборот), представители контентной индустрии так и не смогли. Загнанные в угол контент-производители стали искать лазейки в непродуманном законе и быстро выяснили, что наличие эфирной лицензии хотя бы в одном регионе страны автоматически выводит канал из категории платных.

Поэтому с середины 2014 года в России начались активная скупка региональных телекомпаний с эфирными лицензиями и попытки получения эфирных частот. Но в июле ГКРЧ ввела мораторий на присвоение новых эфирных ТВ-частот для городов с населением меньше 100 тыс. человек (в более крупных городах они распределялись только по конкурсу).

Однако, как выяснилось 31 декабря, конкурс и прочие правила писаны не для всех. По данным Роскомнадзора, в России действует около 1400 электронных СМИ, "которые могут быть отнесены к категории "уникальных платных телеканалов", не распространяющихся в эфире и составляющих зону применения принятого закона. Из них около 300 являются федеральными". При явной помощи государства 40 из 1400 каналов выскочили из-под пресса федерального закона №270, а остальные 1360 остались в дураках. Наверняка этим делом заинтересуется Федеральная антимонопольная служба, но к моменту вынесения ею самого справедливого решения может оказаться, что все частные производители нишевых каналов уже вымерли.

Фраза "Закон суров, но это закон" с древних времен выражает один из основных принципов демократии. И страшно, если он вдруг превратится в противоположность, описываемую известной пословицей "Закон что дышло: куда повернешь – ​туда и вышло".

Журнал "Стандарт" № 1 (144), январь 2015
Редколонка

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости