Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Чт, 18.07.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 62.95 EUR 70.56
18 июля 2019 года, Чт

Джойстик вместо скальпеля

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
11.02.2019

За полтора десятка лет дискуссии о необходимости развития телемедицины в России этому до сих пор препятствует ряд неурегулированных моментов. Среди них: стандарты технического оснащения и требования к информационным системам телемедицинских организаций, срок и порядок оказания таких услуг, возможность выдачи рецептов и назначения лечения. Но даже после устранения регуляторных барьеров телемедицина, скорее всего, останется только дополнением и никогда не сможет полностью заменить медицину. 

Уже больше года прошло с момента вступления в силу так называемого закона о телемедицине, однако до сих пор остается много лакун, препятствующих полноценному функционированию процесса. На прошедшем на минувшей неделе Телемедфоруме-2019 много говорили и цифровизации медицины (см. новость ComNews от 8 февраля 2019 г.). Участники обсуждали формирование рынка телемедицины - его основные проблемы и главные преимущества.

В частности, Счетная палата РФ (СП) презентовала доклад, отражающий текущее состояние отечественного рынка телемедицины. Проведенный анализ показал, что пока существует недостаточность правового регулирования, которая тормозит полноценное внедрение телемедицинских технологий. Речь идет о том, что Минздрав не обеспечил принятие ряда нормативных актов в сфере телемедицины: например, отсутствуют документы, которые давали бы возможность врачам выдавать рецепты на лекарственные препараты в форме электронного документа. Также по сей день нет нормативных актов, которые предусматривают этапы оказания помощи с применением телемедицинских технологий, устанавливают стандарты технического оснащения медучреждений и др. Фактически это означает, что врач на телемедицинском приеме может только поговорить с пациентом и успокоить его - де-юре он не имеет права и возможности обследовать пациента, поставить ему диагноз, направить на анализы и выписать рецепт.

Однако даже если произойдет либерализация регулирования, и врачам разрешат ставить диагнозы и выписывать лекарства удаленно, это едва ли сформирует отдельную отрасль. Про цифровизацию медицины говорят уже без малого 15 лет, но значительного продвижения так и не случилось. Существуют разрозненные предложения, но как такового рынка телемедицины до сих пор нет. Подтверждением тому служат озвученные Счетной палатой цифры: за девять месяцев 2018 года объем телемедицинских услуг по стране составил менее 81 тыс., а в денежном выражении - всего 19 млн рублей. Для сравнения можно взять сервисы заказа такси или каршеринг, которые моментально сформировали рынок. Такую популярность можно объяснить четкостью услуги и высокой востребованностью со стороны клиентов.

Учитывая то, как долго и натужно телемедицина развивается, не пора ли уже смириться с тем, что ее удел - остаться нишевым продуктом? Телемедицина вторична и никогда не сможет заменить медицину полностью. Вариант постановки диагноза удаленно или вариант постановки диагноза вживую - это две совершенно разные истории. При личном приеме доктор может пощупать и посмотреть пациента, а разговор с врачом по Skype никогда этого не заменит.

Важно отметить, что этот тезис вовсе не отсекает дальнейшего развития телемедицинских услуг и формирования у пациентов нового опыта общения с врачом. Однако возникает вопрос, какие анализы допустимо сдать удаленно для диагностики болезни? Кто может сказать, какой набор медицинских изображений и иных данных, переданных удаленно, достаточен для того, чтобы врач мог интерпретировать недуг с той же точностью, как если бы это был очный прием?

Другой вопрос заключается в том, кто сможет интерпретировать болезнь удаленно? Медицинский работник, который привык принимать пациентов лично, имеет один опыт, и для удаленной работы он должен обладать дополнительным набором знаний. Требуется "доктор с цифровым апгрейдом" - с умением получать данные в электронном виде, расшифровывать и интерпретировать их, а также с навыками работы джойстиком как скальпелем. Обладающих указанными навыками специалистов, вероятнее всего, до сих пор нет.

Если мы говорим о повсеместном распространении телемедицины, не пора ли в таком случае задуматься о подготовке соответствующих специалистов? Еще 10 лет назад никто не догадывался о такой профессии, как data scientist, а теперь она прочно вошла в повседневную жизнь.  

Безусловно, нужно внедрять в медицину и новые технологии. Так, искусственный интеллект может подсказывать врачу, на что обратить внимание при удаленном осмотре пациента или дать "второе мнение" после заключения специалиста. Однако для того, чтобы искусственный интеллект работал корректно, нужно не только большое количество данных, на которых бы училась нейросеть, но и правильно заданные алгоритмы их обработки. Кроме того, пока непонятно, можно ли ему доверять в таком тонком деле как здоровье и жизнь человека. Тем не менее такие примеры уже существуют в других отраслях. Несколько десятков лет назад пилоты поднимали и сажали самолеты вручную, а сейчас больше 90% посадок проводит автопилот. При этом пилот никуда не делся: если что-то идет не так, он берет управление на себя и несет ответственность в случае нештатных ситуаций.

Редколонка

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости