Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Сб, 23.09.2017

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 57.65 EUR 69.07
23 сентября 2017 года, Сб

Спам непобедим. Зато его можно сделать дороже


30.09.2003

На первой в России конференции по проблемам спама (Москва, 24-25 сентября) борцы со спамом (а также анонимно присутствовавшие в зале спамеры) обсудили перспективы этой борьбы. Полностью ликвидировать электронный мусор невозможно, но можно ограничить. В том числе и юридически - если Госдума согласится внести изменения в процессуальные кодексы, КоАП и закон "О рекламе". Впрочем, эти вопросы будет решать уже следующая Дума.

Массовая рассылка рекламных сообщений по e-mail именуется спамом в силу исторических причин. В последние несколько лет наблюдается настоящий бум навязчивой электронной рекламы: по данным экспертов, сегодня в российском Интернете каждое второе e-mail письмо - спамерское. Ежедневно в Рунете рассылается 25-30 млн таких писем. В 2004 г., как ожидается, доля "мусора" достигнет 70%.

Спамовые рассылки дешевы. И незначительного процента заинтересовавшихся хватает, чтобы рекламодатель отбил затраченные средства. Как отмечает Кирилл Чистов, директор московского офиса фирмы "Интернет-проекты" (рассылки subscribe.ru), по стоимости в пересчете на размер охваченной аудитории (десятки долларов за сотни тысяч адресов) спам оказывается даже выгоднее телевизионной рекламы - при этом "порог вхождения" (минимальная сумма затраченных средств) при спамовой рекламе гораздо ниже, чем на телевидении. В сущности, для малого и среднего бизнеса спам - вне конкуренции.

При этом общественное мнение считает рекламу при помощи спама грубым нарушением интернет-этикета. Большинство получателей спама выражают недовольство, а многие предъявляют претензии провайдерам. Но провайдеры сегодня оправдываются тем, что вопреки существующему мнению они вовсе не заинтересованы в спаме. Конечно, во многих случаях заработок провайдера пропорционален объему переданных данных. Однако, говорит Николай Федотов, отвечающий за безопасность сетей ОАО "РТКомм.Ру", "на долю электронной почты приходится лишь несколько процентов трафика российского Интернета - это не те объемы, из-за которых провайдеры поддерживали бы спамеров. Ведь забот спамеры приносят в сотню раз больше, чем обычные пользователи".

Надо сказать, что сегодня в России (как, впрочем, и в мире) не существует точного общепринятого определения понятия "спам". Придумать такое определение непросто: то, что одному человеку покажется раздражающей рекламой, для другого - нормальное коммерческое предложение.

Чтобы бороться со спамерами юридическими методами, потребуется немало изменений в российских законах. Как утверждает менеджер по работе с госорганизациями московского офиса Microsoft Михаил Якушев, ситуация здесь выглядит следующим образом. Прежде всего требуется изменить процессуальное законодательство - чтобы в России появилась работоспособная система сбора доказательств в Интернете. Далее понадобится добавить в закон "О рекламе" упоминание о рекламе по электронной почте и уточнить в этом законе понятие "недобросовестная реклама". Это позволило бы государственным надзорным организациям и профессиональным сообществам "воспитывать" заказчиков спама. Кроме того, следует предусмотреть ответственность за деятельность распространителей спама, внеся изменения в Кодекс об административных правонарушениях, - чтобы можно было спамеров хотя бы оштрафовать.

Впрочем, по прогнозам представителей недавно созданной Национальной коалиции против спама, оценивать все эти предложения придется уже следующему составу Госдумы - и только после решения первоочередных, по мнению большинства депутатов, вопросов. Соответственно, ожидать первых попыток практического применения законов против спамеров в России не стоит раньше середины будущего года.

А до тех пор борьба со спамом в России будет по-прежнему осуществляться в основном техническими средствами. Крупные провайдеры уже устанавливают всяческие e-mail фильтры. Спамеры изучают способы пробивать эти фильтры. Развернулось бесконечное соревнование брони и снаряда.

Профессиональные борцы со спамом хорошо понимают, что полностью изжить спам как явление уже невозможно. "Наркоманию тоже не победили, - говорит главный редактор "Яндекса" Елена Колмановская. - Но риски для наркоторговцев значительно повысили. Хорошо бы и спам загнать в эту область". "Сегодня спам на 1-2 порядка дешевле других рекламоносителей, - отмечает Игорь Ашманов, один из организаторов состоявшейся на прошлой неделе в Москве антиспамерской конференции. - И наша задача - сделать его дороже".

Увеличение объемов российского рынка мусорных e-mail (эксперты оценивают его в $2-3 млн ) и рост профессионализма его участников (во многом вызванный необходимостью преодолевать все более сложные фильтры) привел к укрупнению игроков этого рынка - непрофессионалы сходят с дистанции. Отечественные спамеры уже разделились по специализациям (поставщики баз e-mail адресов, рассыльщики и т. п.).

В отсутствие правовых норм борьба с интернет-хулиганами приводит к конфликтам между самими провайдерами доступа и услуг. Периодически компании, контролирующие различные ресурсы Интернета, отключают получение почты с чужих ресурсов, хозяева которых, по их мнению, недостаточно энергично борются со спамерами. Благо в новом российском законе "О связи" требования к связности телекоммуникационных сетей значительно ослаблены.

Как рассказывает Ашманов, российские спамеры, помимо основного вида деятельности, стали предлагать услуги по компрометации интернет-ресурсов. Например, после масштабной рассылки от имени некоторой компании ее сайт могут вовсе закрыть.

Кое-кто из провайдеров уже говорит о том, что слишком ретивые антиспамеры могут принести не меньше вреда, чем спамеры. "Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется", - цитирует анекдот времен СССР Елена Колмановская из "Яндекса".

Источник: Русский фокус" от 29 сентября 2003 года


Новости

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Новости

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100