Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Чт, 22.08.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 66.26 EUR 73.5
22 августа 2019 года, Чт

Триединая карта

Леонид Коник
© ComNews
25.01.2002

Идея создания единой для всей России таксофонной карты витает в воздухе давно. За рубежом, например, в Финляндии или Франции, одни и те же таксофонные карты действуют во всех городах, но у России и тут оказался свой путь.
В каждом регионе действует по несколько различных таксофонных карт, не только неприменимых за их пределами, но даже несовместимых между собой.

В двух российских столицах ситуация не менее тяжелая: в Петербурге действует 4 различных таксофонных сети, а в Москве более десяти операторов выпускают свои таксофонные карты. Мало того, например, аэропорт Внуково и вовсе содержит собственные таксофоны и выпускает для них карты, и позвонить из здания аэровокзала иначе как по внуковской карте нельзя. Все это вынуждает пользователей, которые активно перемещаются в пространстве, иметь в кармане целый веер различных таксофонных карт, что порождает очевидные неудобства.

В течение последних нескольких лет Минсвязи и “Связьинвест” создавали концепцию единой таксофонной карты. Утверждена она была месяц назад, 17 декабря 2001 г., межведомственной комиссией по интеллектуальным картам при Правительстве РФ. До конца июня 2002 г. Минсвязи и ФАПСИ должны разработать программу реализации этой концепции, в которой будут прописаны конкретные шаги и указаны исполнители.

Однако сразу три компании, не дожидаясь выборов “главного”, наперегонки бросились создавать единую таксофонную карту. Первой исторически была московская фирма “Инком-Таксофон”, которая в 1997 г. запустила программу “Единая таксофонная карта России”. Сейчас она охватывает 13 регионов России, включая Петербург, Москву, Таганрог, Владимир, Белгород. “Инком” поставляет всем операторам таксофоны итальянской фирмы Urmet и карты к ним. Однако программа “Инкома” строилась на магнитных картах, которые менее современны, чем микропроцессорные (чип-карты). В последние два года охват “Инкома” не увеличивается, и он, похоже, сходит с дистанции.

Зато силу набирают операторы, создающие таксофонные сети на чип-картах. Это компания “Национальная таксофонная сеть” (НТС), созданная на базе “Санкт-Петербургских Таксофонов”, и “Московская городская телефонная сеть” (МГТС). НТС и МГТС идут разными путями. НТС, рожденная “Связьинвестом” и “Телекоминвестом”, устанавливает в регионах свои таксофоны, подключенные к собственному же центру управления в Петербурге. Сейчас по 50-100 таксофонов НТС установлены в Петрозаводске, Мурманске, Архангельске, Калининграде, Пскове, Череповце, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Вологде и Сыктывкаре, 7 аппаратов — в Москве и два — в Чечне. Кроме того, в сеть НТС вливаются около 2000 аппаратов “СПб Таксофонов” в Питере и Ленобласти.

МГТС идет другим путем. Она предлагает сотрудничество другим операторам. Стороны устанавливают в таксофоны друг друга модули безопасности (Security Access Module, или SAM-модули), которые позволяют принимать карты друг друга. Правда, пока это игра в одни ворота: МГТС устанавливает свои SAM-модули другим операторам, но до сих пор никто из последних не ответил МГТС взаимностью. Сегодня карты МГТС работают в Твери, Сочи и Петербурге, а также у других операторов в Москве.

Однако и НТС собирается, в дополнение к старому способу расширения сети, развиваться дальше аналогично МГТС — устанавливая свои SAM-модули в таксофоны других операторов. Такое требование выдвигает свежеиспеченная концепция единой таксофонной карты: в ней сказано, что все расчеты между таксофонными операторами должны происходить с помощью SAM-модуля. Недавно пермский телефонный завод “Телта” выпустил первый российский таксофон, совместимый с SAM-модулями. Именно на эти аппараты делает ставку НТС. Ее первым “SAM-партнером”, с которым будет организован роуминг таксофонных карт, станет “Электросвязь Орловской области”, которая сейчас покупает новые аппараты “Телты”. Кроме того, по всей России сейчас установлено 30 000 таксофонов “Телта” предыдущих версий, которые легко модернизировать под SAM-модуль. Стоимость такой модернизации составляет около $200, что существенно дешевле новых карточных таксофонов, цена которых доходит до $1500.

И НТС, и МГТС рассчитывают на то, что именно их сеть ляжет в основу единого российского таксофонного проекта. У НТС в этой борьбе имеется мощный административный ресурс, а у МГТС — масштабы домашней сети.

Коммерческий директор НТС Денис Пустовойт заявил ComNews.ru: “Мы претендуем на ведущую роль в реализации концепции единой таксофонной карты. Тем более что наш акционер — “Связьинвест” — не останется в стороне от разработки технической стороны воплощения концепции”.

Первый заместитель гендиректора МГТС Семен Рабовский тянет одеяло на себя. На пресс-конференции в Петербурге 24 января он заявил: “Наша стратегия таксофонного роуминга больше укладывается в требования ВТО, чем создание единого национального оператора”. Тема вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) сейчас горяча как никогда. В частности, 25 января в Женеве проходит пресс-конференция рабочей группы по присоединению России к ВТО с участием первых лиц Минэкономразвития РФ. Правда, если НТС будет развивать партнерство с помощью SAM-модулей, она впишется в требования ВТО не хуже МГТС.

Остается и теоретическая вероятность того, что здравый смысл возьмет верх, и МГТС объединит усилия с НТС — ведь и параллельные прямые пересекаются, хоть и в бесконечности. Тогда россиянам не придется иметь в кармане три “единых таксофонных карты”, и они будут перемещаться из Петербурга в Москву и из Краснодара в Новосибирск с одной таксофонной карточкой, как это давно делают французы, едущие из Парижа в Марсель или финны, скача на оленях из Рованиеми в Оулу.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты

Редколонка

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости