Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Чт, 15.11.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 68 EUR 76.76
15 ноября 2018 года, Чт


Руководитель Федерального центра распределения телерадиопрограмм Святослав Буняев






ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) появилось более двух лет назад, но до последнего времени компания не привлекала к себе внимания. Все резко изменилось после того, как в июне 2003 г. РТРС создала Федеральный центр распределения телерадиопрограмм (ФЦРТ). Эта структура должна стать центром новой сети телерадиовещания, которую компания намерена построить в ближайшее время. В начале ноября руководство РТРС выступило с предложением передать под нужды новой сети часть емкости в волоконно-оптическом кабеле, который построили железные дороги России. Против этой идеи резко выступила "Компания "ТрансТелеКом" - оператор сети связи российских железных дорог (см. новость ComNews.ru от 10 ноября 2003 года). Свое беспокойство новым проектом высказали также ФГУП "Космическая связь" и ОАО "Ростелеком", по каналам которых сейчас распространяются телерадиоканалы в регионах (см. новость ComNews.ru от 3 ноября 2003 года). Оживились и телеканалы и производители контента: региональные игроки этого рынка увидели новые возможности трансляции своей продукции, а федеральные каналы и контент-провайдеры почувствовали приход конкурентов из регионов. ФЦРТ оказался в центре внимания, но полной информации о его планах ни у кого нет. Главный идеолог создания новой сети телерадиовещания в России и руководитель ФЦРТ Святослав Буняев впервые детально рассказал об этих планах репортеру ComNews.ru.

- Святослав Иванович! С чем связано заявленное недавно РТРС желание создать собственную сеть телерадиовещания?

- Мы выполняем государственную задачу, поставленную президентом России Владимиром Путиным в Указе от 13 августа 2001 г. о создании РТРС. В нем ставится задача создать единый производственно-технологический комплекс вещания в стране, которого ранее не было. На сегодняшний день система телерадиовещания в стране устроена так, что РТРС контролирует доставку сигнала лишь в виде отдельных сегментов. В основном мы можем контролировать приемную часть в регионах. Сигнал в регионы подается через спутник ГП "Космическая связь", а далее мы распределяем его по эфиру. В регионах, опять-таки, мы часто используем радиорелейные линии "Ростелекома". Иными словами, в доставке сигнала участвует несколько операторов, и механизм определения себестоимости довольно сложен. При этом в стране сегодня нет резервного вещания. Если на спутниках происходят неполадки, целые регионы остаются без телевидения и радио, и за 2 года существования РТРС такие случаи бывали неоднократно. Помимо этого, один транспондер спутника позволяет в аналоговом режиме транслировать один канал, и даже с переходом на цифровые спутниковые технологии это количество можно увеличить лишь до 4-6 каналов. Если смотреть в будущее, то существующая сеть распространения телерадиосигнала не предусматривает интерактивности. Да и существующая сеть требует серьезнейшей модернизации, так как большие капвложения в нее делались очень давно.
Планируя модернизацию, мы стали рассуждать, по какому пути идти. Простая замена аналоговых передатчиков на цифровые и обновление телебашен - это тупиковый путь. Дело в том, что спутниковое вещание имеет ограничения: пропускная способность транспондеров весьма ограничена, и создать интерактивный режим очень сложно и дорого, да и подать много каналов через спутник невозможно. Поэтому мы предложили концепцию создания сети, которую мы назвали интерактивной многофункциональной сетью. Ключевым элементом этой сети будет являться Федеральный центр распределения телерадиопрограмм (ФЦРТ), который РТРС уже создала в июне 2003 г. ФЦРТ будет аккумулировать все телеканалы и радиопрограммы или, говоря техническим языком, будет осуществлять контент-агрегацию, а затем осуществлять адресную доставку контента потребителю. В качестве потребителя могут выступать наши филиалы - региональные радиотелепередающие центры (РТПЦ), и сети кабельного телевидения по всей России. В качестве магистральной сети мы предлагаем использовать как спутниковый сегмент, так и волоконно-оптические линии федерального железнодорожного транспорта, то есть мы предлагаем концепцию комбинированного вещания. Мы хотим применить на магистральном уровне новые технологии для оптимизации и мы располагаем уникальной технологий построения "последней мили" - доставки сигнала до потребителя.

- Почему для транспортного сегмента избрана сеть железных дорог? Рассматривались ли альтернативные варианты?

- Эта сеть уникальна тем, что проложена вдоль всех железных дорого России - от Калининграда до Владивостока. Она проходит через все крупные города и областные центры, и сеть телерадиовещания, построенная на базе этой волоконно-оптической линии, охватит 85% населения страны. На базе каналов "Ростелекома" сегодня этого сделать нельзя - у них слишком много радиорелейных участков, но сейчас "Ростелеком" активно строит волоконно-оптические сети. "Ростелеком" уже построил участок Москва-Самара, сейчас строит линию Самара-Новосибирск, так что мы не исключаем возможности работы и с "Ростелекомом".

- Но ведь услуги на базе волоконно-оптической сети МПС предоставляет "Компания "ТрансТелеКом"…

- "ТрансТелеКом" является 100%-ной дочкой ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и осуществляет техническое обслуживание цифровой сети РЖД. Волокна МПС - это государственный актив, и мы хотим использовать всего лишь их малую часть для нужд телерадиовещания в стране. По нашей информации, "ТрансТелеКом" для обеспечения технологических нужд РЖД использует меньше половины волокон в этом кабеле, поэтому причин для беспокойства у них быть не должно. В любом случае, "ТрансТелеКом" будет нашим партнером по обслуживанию сети.

- В начале ноября РТРС продемонстрировал работу опытной зоны современной сети телевещания, и партнером по проекту был именно "ТрансТелеКом". Почему же партнерство не может быть продолжено?

- Да, мы еще в сентябре договорились с "ТрансТелеКомом" о создании опытной зоны, которая связала Москву, Петербург, Краснодар и Хабаровск. В ее рамках региональные программы транслировались в Москву - в ФЦРТ, а из него направлялись в сеть кабельного телевидения (для эксперимента мы использовали сеть нашей дочерней компании "Космос-ТВ"). Мы совместно с "ТрансТелеКомом" показали, что для запуска цифрового телевидения в России не нужно ждать 2015 года, как это определено в государственной концепции перехода на цифровое вещание. Мы действительно совершили революцию: сигнал от региональных студий до конечного пользователя шел исключительно в цифровом формате. Таким образом, мы показали собственнику задействованного нами волоконно-оптического кабеля - государству - что Россия располагает всем необходимым для перехода на цифровые ТВ-технологии. Теперь государство должно принять решение о том, каким образом развивать цифровую сеть телевещания в масштабах страны. Именно оно должно определить роли, которые будут играть в этом процессе РТРС и РЖД и "ТрансТелеКом".

- То есть если государство распорядится продолжить работу на партнерских началах с "ТрансТелеКомом", РТРС будет делать именно так?

- Конечно. Но мы имеем по этому вопросу свою позицию, которую стараемся донести до органов государственной власти. Суть ее состоит в том, что мы как национальный оператор телерадиовещания должны взять на себя ответственность за доставку сигнала по всей стране и качество этого сигнала, и для этого мы должны отслеживать каждый бит информации на всех технологических участках. В ситуации, когда сетью управляет другая компания, это невозможно. Кроме того, при аренде каналов мы не можем быть уверены, что через какое-то время арендодатель не поднимет цены до уровня, когда услуги телерадиотрансляции будут невыгодными конечным потребителям. Еще один важный момент: технологии SDH, которые "ТрансТелеКом" использует на магистральном уровне, очень дороги. Мы считаем, что себестоимость доставки сигнала должна уменьшиться на порядок, и можем предложить для этого новые оригинальные технологии.

- Какие вложения нужны для того, чтобы на базе готового оптоволокна построить новую сеть телевещания?

- По нашим оценкам, это потребует не менее $100 млн. В основном эти средства пойдут на закупку специального оконечного оборудования и на оцифровку аналоговых сигналов. Мы не просим государственных денег: все это будет привлечено в виде кредитов и других инвестиционных составляющих. А в доходной части будут и государственные деньги, которые мы получаем за вещание федеральных каналов - Первого канала, РТР, НТВ и "Культуры", и доходы от адресной доставки коммерческого контента кабельным сетям и конечным пользователям.

- После того, как вы создадите сеть телерадиовещания на базе оптоволокна, РТРС полностью откажется от использования спутников?

- Нет, мы планируем развивать и спутниковый сегмент вещания. Для этого мы тесно сотрудничаем с ГП "Космическая связь" и будем это сотрудничество продолжать. У нас есть совместная программа по переводу на цифровые технологии участка между спутником и приемными станциями. За счет цифрового сжатия это позволит увеличить количество транслируемых каналов через один транспондер с одного до шести. Но надо отметить, что спутниковая группировка ГП "Космическая связь" ориентирована на выполнение широкого круга задач, а не только ТВ-вещании. Мы сейчас активно работаем над проектом создания и запуска легких спутников, специализированных для телерадиовещания. По нашей оценке, их должно быть два. Их рабочие названия - "Европа 1" и "Азия 1", и даже из названий следует, что они обеспечат спутниковый охват всей территории России.

- Многие телеканалы уже высказывают беспокойство тем, что ФЦРТ станет монопольным владельцем телевизионного контента.

- Это в корне неверно. Мы не претендуем на контент, а лишь предлагаем современные услуги адресной доставки, архивирования и интерактивного доступа к контенту. Взаимоотношения с каждым каналом будут строиться на договорной основе, и если кто-то не хочет транслировать свой контент в другие регионы - мы на веревке никого не тянем. Но выставка "Телерадиовещание-2003", прошедшая в ноябре, однозначно показала, что спрос на такие услуги есть. Местные телеканалы получают возможность транслировать свои программы по всей России, в тысячи раз увеличивая свою аудиторию, и их многочисленные представители выражали свою заинтересованность. Они четко понимают, что получают возможность быть увиденными и услышанными по всей стране, и смогут соревноваться в творческом плане с такими гигантами как РТР или НТВ. Не меньший интерес к нашему проекту проявляют и сети кабельного телевидения - ведь до сих пор они транслируют одинаковый контент с одних и тех же зарубежных спутников, и конкурируют лишь по принципу "кто где смог проложить свой кабель". Мы предлагаем принципиально иной подход: мы готовы предоставить кабельным сетям три тысячи каналов со всей России, и пусть их абоненты сами заказывают, что они хотят смотреть. Мы намерены создать единый общероссийский виртуальный рынок контента с адресной доставкой потребителю. Сформировав солидный банк программ, мы смоем предложить еще одну услугу - "программы по запросу", когда любимую программу можно посмотреть не по расписанию, а в любое удобное время.

- Сколько сейчас каналов в России?

- По нашим данным, вещательную лицензию Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации имеют 949 телевизионных каналов и 438 радиостанций. Кроме того, в России действует около 3000 производителей контента (таких как, например, телекомпания "ВиД" или "Игра").

- Насколько велик спрос в регионах на каналы из других областей и федеральных округов?

- Он есть. Петербуржец, живущий в Москве, с удовольствие будет смотреть передачи ТРК "Петербург" или, например, своего местного канала СТО. А ведь есть регионы, где местные каналы начисто отсутствуют или очень скудны: для них мы, по сути, решаем проблему информационного неравенства, когда жители удаленных регионов могут получить те же услуги, что и москвичи. Мы решаем и государственную социально-политическую задачу: в России проживает много национальностей, и далеко не все представители тех или иных народов живут в национальных образованиях - многие живут или работают за тысячи километров от них. Очевидно, что им приятно будет смотреть программы "своего" телевидения, да еще на своем языке. Подумайте сами: мы до сих пор привязаны к программной сетке, например, все с детства знают, что в 21 час будет программа "Время". Но время push-маркетинга, когда программы навязываются, прошло. Наступает эпоха pull-маркетинга: потребитель больше не хочет смотреть 5 или 10 навязанных каналов, он желает из нескольких тысяч каналов выбрать то, что ему нужно.

- Вы говорите о цифровом вещании, но ведь РТРС сможет лишь доставить сигнал в цифровом формате до своего регионального филиала. А ретрансляция внутри райцентра или области уже идет в аналоговом режиме. Практически 100% телевизоров в России не имеют возможности принимать цифровой сигнал в принципе, а для организации такой возможности к каждому нужно подключить специальную приставку - Set-top Box, ценой $150-200.

- Наша стратегия - развивать городские кабельные сети и, используя их, предлагать контент. Я подчеркиваю, что мы не собираемся сами строить кабельные сети в городах: мы лишь создадим условия для того, чтобы они развивались владельцами - независимыми провайдерами. Когда мы вещаем в "цифре", мы можем со своего сервера видеть IP-адреса конечных абонентов. Это даст уникальные возможности. Сегодня аудитории телеканалов оцениваются путем социологических опросов, и погрешность их велика. Мы предложим инструмент, когда поставщик контента или рекламодатель может в режиме он-лайн увидеть количество зрителей с точностью до единицы. У нас есть и программа дистрибьюции дешевых и даже бесплатных приставок Set-top Box, но пока не хотелось бы раскрывать всех планов.

Досье ComNews.ru

Биография

Святослав Иванович Буняев родился в 1960 г. В 1983 г. закончил МВТУ им. Баумана по специальности "Автоматические приводы и робототехника", после чего работал в институте при МВТУ - НИИ проблем машиностроения. С 1989 г. был одним из руководителей АО "Славянские технологии", которое разрабатывало программные продукты (включая ERP-системы и специальные приложения для систем автоматизированного проектирования). В 1992 г. уехал по рабочему контракту в США, где проработал до 2001 г. За эти девять лет Святослав Буняев успел поработать в различных компаниях Силиконовой долины, занимаясь Интернет-технологиями и программными коммутаторами (soft switch). Последними местом работы Святослава Буняева в США была компания EdgeNet Communications, где он являлся вице-президентом и руководил всеми разработками в области новых технологий, а последняя работа в Северной Америке касалась внедрения IP-технологий в телефонные сети. В ноябре 2001 г. Святослав Буняев вернулся с семьей из США, а в апреле 2002 г. стал советником по новым технологиям гендиректора РТРС. С апреля 2003 г. - заместитель генерального директора РТРС, а с июня 2003 г. к этой должности добавился и пост руководителя Федерального центра распределения телерадиопрограмм.

Справка о компании

ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) было создано в августе 2001 г. по Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина для решения целого ряда государственных задач. Основной задачей компании является обеспечение гарантированного наземного вещания на территории России всех федеральных телевизионных и радио программ (Первый канал, РТР, Культура, НТВ, Маяк, Юность). Кроме того, РТРС осуществляет КВ-вещание радиостанции "Голос России" на зарубежные страны, а также, на договорной основе, обеспечивает наземное вещание в регионах других центральных телеканалов и радиостанций, частных региональных телеканалов и некоторых зарубежных радиостанций.
Вещание федеральных программ ведется через Федеральный центр распределения телерадиопрограмм РТРС, расположенный в Москве, и региональные передающие центры, которые образуют наземную передающую сеть РТРС. Доставка сигналов телевизионных и радиопрограмм из Москвы в регионы в настоящее время производится через спутники ФГУП "Космическая связь". Наземное вещание телевизионных и радиопрограмм в регионах производят 83 республиканских, краевых, региональных, территориальных и областных радиотелепередающих центров (РТПЦ), которые являются региональными филиалами РТРС. Услугами РТПЦ в России пользуются примерно 900 телевизионных вещательных компаний (20% - государственных, 80% - негосударственных) и более 500 радиовещательных станций (27% - государственных и 73% - коммерческих).


Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости