Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Вт, 18.12.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 66.62 EUR 75.38
18 декабря 2018 года, Вт

Валерий Крылов, генеральный директор "Синтерра Медиа": "IPTV идет как обязательное дополнение к другим видам услуг"

СOMNEWS
18.08.2010


Крылов

"Синтерра Медиа" не первый год обеспечивает доставку телесигнала для профессиональных вещателей. В прошлом году компания объявила о планах предоставить операторам платформу для оказания услуги IPTV. О ходе реализации проекта и перспективах его развития репортеру ComNews рассказал генеральный директор "Синтерра Медиа" Валерий Крылов.

 - Валерий Анатольевич, "Синтерра Медиа" позиционирует себя как мультисервисный оператор связи и поставщик технологических решений для телекомпаний и операторов сетей ТВ-вещания. Большой ли этот рынок? В чем его особенность?

 - Говоря о сегменте рынка решений для ТВ, мы имеем в виду рынок услуг связи для обслуживания потребностей профессиональных участников телерадиопроизводства в оперативной подаче контента. Подача контента производится в форме потокового видео как от мест формирования контента до телекомпаний, так и от эфирных аппаратных телекомпаний до центров распределения и вещания. Общепринято объединять рынок услуг такого типа в сегменте "contribution". Смежным к этому сегменту является сегмент "distribution" - это услуги по доставке вещательного контента от центров распределения до абонентов. По нашим оценкам, объем сегмента рынка "distribution" на порядок больше сегмента "contribution".

 Число участников рынка "contribution" ограниченно из-за относительно небольшого числа компаний, связанных с "живым" телевизионным производством: у нас всего несколько десятков телевещателей, телевизионных студий и операторов платного телевидения, имеющих в составе своих производственных циклов потребность в оперативной подаче контента. Говоря об объёме сегмента рынка "contribution", мы оцениваем его размер в 2010 г. в 1 млрд руб. за год. Это многократно меньше объема сегмента "distribution", и мы не рассчитываем на значительный рост сегмента "contribution" в ближайшие годы. Это связано с тем, что часть задач оперативной подачи контента может решаться с использованием универсальных средств связи, а прирост числа профессиональных участников не компенсирует отток спроса в пользу универсальных решений. Для новых форм вещания, например, вещания в Интернете, не нужно использовать специализированные решения, чтобы обеспечить общеприемлемое качество воспроизведения контента у абонента.

 Не думаю, что все в порядке и у смежного рынка "distribution". Количество телевизионных программ, распространяющихся традиционными способами через спутниковые, кабельные и эфирные сети на территории нашей страны, ограничено – и мы не видим причин для скачкообразного роста количества программ в традиционных средах распространения. Интересно наблюдать, как рост предложения со стороны производителей телепрограмм приводит к росту конкуренции за место в пакете телепрограмм, транслируемых какой-нибудь кабельной сетью. Сейчас в распоряжении операторов платного ТВ есть разные предложения от нескольких схожих по тематике телеканалов. Еще несколько лет назад тому же оператору нужно было искать производителей телепрограмм. Это означает, что у спроса на услуги "distribution" неизбежно появится или уже появился некоторый равновесный уровень. Этот уровень, как мы думаем, близок к сегодняшним объемам рынка "distribution".

Более года назад "Синтерра Медиа" объявила о начале внедрения технологической платформы для IPTV на базе Microsoft Mediaroom. Каковы результаты проекта?

 - Результаты очень просты - эта платформа работает. И работает хорошо. Сейчас заканчивается проверка функционала и отладка внутренних процедур взаимодействия на тестовых абонентских подключениях. Причем эти абонентские подключения организованы не в Москве и не в Петербурге. Нашими партнерами выступают не только компании группы "Синтерра", но и независимые операторы.

 Мы сейчас проверяем работоспособность Mediaroom, "последних миль" и функционала на абонентском уровне. Тестирование платформы заканчивается в августе. Кроме Mediaroom, на сети "Синтерра Медиа" установлена и другая платформа для IPTV - IVision производства компании "Нетрис".

В чем отличия решений "Нетрис IVision" и Microsoft Mediaroom? Зачем понадобилось внедрение второй платформы?

 - Дело в том, что Microsoft все-таки достаточно сложное решение с многочисленными новаторскими функциональными возможностями. Не могу сказать, что операторский рынок готов сегодня воспринять все новые возможности Mediaroom. Речь идет, например, о поддержке приложений или объединении различных абонентских устройств в рамках одного счета. Плюс, установка решения Mediaroom на сети оператора-партнера потребует чуть больше ресурсов, если сравнивать со стандартными решениями. Например, возможность быстрого переключения телепрограмм потребует от оператора кратковременного удвоения пропускной способности абонентских каналов. По опыту работы с партнерами на развертывание системы Mediaroom на стороне оператора требуется почти месяц.

 IVision можно развертывать более динамично. Мы в качестве эксперимента развернули систему IVision для одного из наших партнеров "с нуля" за две недели. Такие сроки технологически невозможно было бы выполнить, работай мы на базе платформы Mediaroom. Если перефразировать олимпийский девиз в "быстрее, лучше, дешевле", то за  IVision можно закрепить звания "быстрее" и "дешевле".  А вот в борьбе за "лучше" у IVision перед Mediaroom нет столь очевидных преимуществ. В нашей модели развития звание "лучше" мы оставляем за Mediaroom.При этом у каждого нашего оператора-партнера есть право выбирать "лучше" с учетом своей специфики.

 Есть еще одна важная причина. Все абонентские приставки для IPTV можно разделить на две группы в зависимости от наличия аппаратной системы защиты контента. Mediaroom работает только на абонентских приставках с встроенным "чипом безопасности" контента, что существенно повышает уровень доверия к защите контента со стороны Правообладателей. Другие решения IPTV, включая IVision, не требуют наличия в приставках такого чипа, а используют иные, сторонние системы условного доступа. Мы имеем в наборе предложений для операторов две системы, предоставляя возможность выбора оператору и не ограничивая его каким-либо одним типом приставок.

 Нельзя не сказать о принципиальных различиях между решениями с точки зрения правообладателей контента. Наличие встроенного "чипа безопасности" позволяет приобретать для платформы Mediaroom контент с правами на запись у абонента. Контент, сохраненный для воспроизведения на одной абонентской приставке Mediaroom, технически невозможно воспроизвести на приставке другого абонента. В Mediaroom "центр тяжести" алгоритмов распределенной обработки контента перенесен в абонентскую приставку. Перенос алгоритмов обработки контента на приставку, в свою очередь, позволяет оператору оптимизировать загрузку сетей, неизбежно растущую при активном пользовании услугой "видео по требованию". Право записывать контент в платформах не-Mediaroom, как правило, настороженно воспринимается правообладателями – и это неизбежно приводит к снижению качества покупаемого контента или к относительно высоким затратам на контент для не-Mediaroom.

 Существенное преимущество платформы состоит в том, что Mediaroom позволяет смотреть фильмы в высоком качестве даже тогда, когда полоса пропускания от оператора до абонента не позволяет воспроизвести этот фильм. Даже если канал до абонента 2 Мбит/с, то загруженный фильм можно смотреть после загрузки на большом экране, как если бы канал до абонента был в пять или даже в десять раз шире.

 - Есть ли технические требования к сетям операторов партнеров?

 - Mediaroom более требователен к полосе до абонента. Чтобы обеспечить в Mediaroom работоспособность алгоритма быстрого переключения программ (ICC), необходимо иметь не меньше 6-8 Мбит/с для стандартного ТВ и не менее 10 Мбит/с для телеканалов высокой четкости. Есть ряд других специфических для Mediaroom требований. Например, круговые задержки (RTD) для всех абонентов, подключенных к одному региональному кластеру, должны отличаться друг от друга не более чем на 150 мс. При этом максимальная задержка для самого дальнего абонента не должна превышать 500 мс.  Ничего сверхъестественного, для целей профессиональной подачи ТВ требования к каналам связи многократно жестче. В остальном никаких особых требований по сравнению со стандартным IPTV нет. Независимо от выбранного решения оператору нужно обеспечить пропуск мультикаста по своей сети.

 - Расскажите поподробнее о механизме внедрения решения и дальнейшего сотрудничества всех участников процесса: "Синтерра Медиа", оператора-партнера. Как распределяются затраты на реализацию проекта и доходы от него? Какие бизнес-модели работы существуют?

 - Мы готовы работать по любым сценариям, отдавая право выбора сценария оператору. Не вдаваясь в подробности, есть два основных сценария для IPTV операторов. По первому сценарию оператор самостоятельно предоставляет услуги своим абонентам, получая от нас подготовленный набор сервисов в точке присоединения сетей. Отношения в правообладателями находятся в зоне ответственности оператора, а со стороны "Синтерра Медиа" обеспечивается правовая очистка для большинства телеканалов и фильмов. С частью правообладателей оператору необходимо будет заключать договоры самостоятельно. Второй сценарий – агентская схема. В агентской схеме отношения со всеми правообладателями находятся в зоне ответственности "Синтерра Медиа". Агентский договор заключается на очень прозрачных и понятных для оператора условиях, и оператор в качестве агента "Синтерра Медиа" продолжает обслуживать своих абонентов.

 Если оператор выбирает первую схему, то мы отдаем на границе своей сети полностью подготовленный контент, структурированный под Mediaroom или под IVision, согласовываем условия присоединения и параметры сетей доступа. За отношения с правообладателями отвечает оператор. Если оператор выбирает вторую (агентскую) схему, оператор только предоставляет ресурс сетей доступа и реализует на сети полностью готовый и оптимизированный для конечного пользователя продукт. Кроме платы за присоединение, оператор получает согласованную часть доходов, получаемых "Синтерра Медиа" от абонентов. Для сотрудничества с операторами помимо технологической части проекта разработан и утвержден полный пакет необходимой документации, четкие и понятные регламенты взаимодействия межу информационными системами, службами поддержки и т.д.

 Оператор получает доступ к интерфейсу инфо-системы и соответствующий набор компетенций, также по желанию оператора пользовательский web-интерфейс может быть кастомизирован.

 Есть и третья универсальная схема работы. В распоряжении "Синтерра Медиа" имеется набор телепрограмм в исходном студийном качестве. Любой оператор может получить телепрограммы в исходном виде, предварительно согласовав получение телепрограмм в "Синтерра Медиа" с правообладателем. По такой схеме мы работаем не только с операторами IPTV, но и с операторами кабельного ТВ.

 - В чем уникальность предлагаемого "Синтерра Медиа" решения? Что отличает его от других предложений операторов IPTV?

 - "Синтерра Медиа" предлагает решения на выбор для любого типа абонентских приставок. Оператор выбирает то решение, которое его больше устраивает. Если нужно премиальное решение для активных абонентов, то, конечно, это Mediaroom. Если установлено рабочее стандартное решение, и оператор планирует улучшить качество услуг для своих абонентов, можно подключить IVision. Заново перестраивать ничего не нужно.

 Мы также готовы предоставить полный набор всех программ в исходном качестве. Доставка до региона обеспечена по наземным сетям "Синтерра". Это те же самые сети, которые используются для профессиональной передачи телевидения.

- Оцените рынок IPTV и России и доходы операторов от предоставления услуг IP-телевидения?

 - Это все-таки небольшой рынок – всего около полумиллиона абонентов и миллиард рублей в год. Но этот рынок интересен операторам, потому что IPTV идет как обязательное дополнение к другим видам услуг. Собственно от услуг доходы небольшие, но есть опосредованный эффект за счет увеличения абонентской базы и привлечения новых абонентов и повышение лояльности абонентов – здесь основной положительный эффект от внедрения IPTV.

 - Достигнуты ли уже договоренности с местными провайдерами о внедрении решений?

 - У нас уже есть договоренности с девятью операторами, а также есть огромное количество запросов. Суммарная абонентская база операторов, проявивших серьезный интерес к сотрудничеству, составляет почти 1 млн. Среди них есть операторы с абонентскими базами, достаточными для компенсации затрат на магистральную инфраструктуру связи уже на начальном этапе.


Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости