Новости телекома России и СНГ в сфере мобильной, беспроводной, спутниковой и фиксированной связи, интернета, кабельных сетей и других видов коммуникаций и информационных технологий

Как крутить "Амуры"

ЛЕОНИД КОНИК,
главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
07.11.2011


Леонид Коник: "Ответственная власть должна равномерно инициировать социально значимые проекты и заранее продумывать механизмы их финансирования"
Леонид Коник: "Ответственная власть должна равномерно инициировать социально значимые проекты и заранее продумывать механизмы их финансирования"

Совместный проект операторов "большой тройки" и энергетиков по охвату сотовыми сетями автомагистрали "Амур" показал, что механизм универсальной услуги в России устарел и нуждается в скорейшей ревизии в пользу мобильной связи и, возможно, широкополосного доступа.

По правительственному поручению связисты и энергетики, невзирая на затраты и конкуренцию, взялись обеспечить 100%-ное покрытие сотовой связью всей федеральной автомобильной дороги М-58 "Амур" протяженностью 2165 км, которая тянется от Читы до Хабаровска. Трасса эта была достроена в конце сентября 2010 г. В ноябре того же года участники телекоммуникационного проекта представили в правительство РФ согласованный план мероприятий, в мае 2011 г. начали строительные работы, а 1 октября (как было указано в поручении правительства) отрапортовали об охвате всей трассы "Амур" мобильной связью. Хотя реально работы продолжаются: сотовые компании еще не подключили все базовые станции и для латания "белых пятен" временно открыли роуминг друг с другом. Кроме того, около 50 из 102 построенных башен с базовыми станциями не имеют постоянного электроснабжения и до сих пор питаются от дизель-генераторов (см. новость  ComNews от 2 ноября 2011 г.). Но, в любом случае, с точки зрения пользователя услуга мобильной связи доступна по всей трассе М-58.

В общей сложности на создание полного сотового покрытия трассы "Амур" участники проекта затратили 4,7 млрд рублей (или более $150 млн). 2 млрд рублей из этой суммы вложили энергетики ("Холдинг МРСК", "РАО ЭС Востока", "ФСК ЕЭС", а также РЖД, так как в некоторых местах электропитание приходилось организовывать от одного рельса). Еще 300 млн рублей ушло на строительство подъездных дорог: для максимального охвата башни с базовыми станциями требовалось установить максимально высоко, и до окрестных холмов в общей сложности было построено около 100 км дорог (некоторые приходилось прокладывать с помощью взрывов). Оставшиеся 2,4 млрд рублей вложили "ВымпелКом", "МегаФон" и МТС - в оборудование и строительство сотовой инфраструктуры.

При этом и 2 млрд рублей энергетикам, и 300 млн рублей за создание подъездных дорог взялся компенсировать федеральный бюджет. А вот вложения сотовых операторов так и остались их "добровольным" взносом в обеспечение мобильной связью автодороги Чита - Хабаровск. Еще на этапе разработки единого проекта строительства сотовой инфраструктуры вдоль трассы "Амур" участники "большой тройки" подсчитали, что для одного оператора - без совместного создания и использования инфраструктуры всей тройкой - период окупаемости составил бы 90 лет. Разделив затраты, по русской традиции, на троих, "большая тройка", видимо, сократила срок окупаемости проекта до 30 лет, что все равно не укладывается ни в какие бизнес-планы.

К слову, мало кто знает, что "большая тройка" организовывала охват трассы "Амур" не с чистого листа. Каждый из трех операторов и до старта совместного проекта располагал радиопокрытием отдельных участков дороги М-58: например, у МТС она была покрыта на 84%, а у "ВымпелКома" - примерно на 50%. И несмотря на это, сотовые компании были вынуждены инвестировать 2,4 млрд рублей в доведение охвата "Амура" до 100%.

Социальной значимости реализованного проекта отрицать нельзя: теперь каждый водитель на трассе Чита - Хабаровск, который раньше мог ехать без связи сотни километров, имеет возможность оперативно сообщить о любом происшествии и вызвать помощь. Но поток транспорта по автодороге "Амур" невелик, и создаваемый водителями трафик не способен окупить инвестиции в сотовую инфраструктуру в приемлемые для любого бизнеса сроки. Налицо типичная задача, реализуемая с помощью резерва универсального обслуживания (УО): этот механизм существует именно для ситуаций, когда государство видит необходимость в предоставлении той или иной услуги связи на определенной территории, а для бизнеса такой проект явно убыточен.

Российский резерв УО собирает около 18 млрд рублей в год (отчисления в него делают все операторы - и сотовые, и фиксированные, и интернет-провайдеры), но до сих пор его средства расходовались на архаичные услуги телефонии с таксофонов и Интернета из пунктов коллективного доступа (ПКД, преимущественно в почтовых отделениях). Многие универсальные таксофоны в деревнях заросли сорняками; таксофонных карт зачастую не купить в радиусе ста километров; владелец универсального таксофона получает максимальную компенсацию, если таксофон вовсе не работает; средний трафик с каждого таксофона не дотягивает до 20 минут в месяц; универсальные таксофоны, развешанные в пресыщенных услугами связи городах-миллионниках, вызывают недоумение; скорость интернет-доступа из ПКД крайне низка, как и подготовка ответственных за эту услугу почтовиков. Эти и другие критические замечания сыплются на Россвязь - распорядителя резерва УО - уже не первый год. В начале 2011 г. Минкомсвязи распорядилось приостановить выплаты из резерва УО и заявило о необходимости включения сотовой связи в перечень универсальных услуг.

Пока эти идеи не воплотились в реальность, но проект "Амур" может послужить в этом деле хорошим катализатором. Ведь губернаторы и иные местные правители из других регионов осаждают кабинеты федеральных органов власти и самих сотовых операторов, резонно прося обеспечить сотовой связью и иные автотрассы, да и другие объекты. Как бы ни были состоятельны операторы "большой тройки", их ресурсов на ковровое покрытие территории России не хватит, да и действия властей по принципу "съешь богатого" попахивают коммунизмом.

Ответственная власть должна не только инициировать социально значимые проекты, но и делать это равномерно, а не рывками и случайным образом, а также заранее продумывать механизмы финансирования. Глядя на текущие проекты и инициативы в российской телекоммуникационной отрасли, нужно срочно включить в перечень универсальных услуг и сотовую связь, и ШПД, причем исключительно для территорий, на которых эти услуги недоступны. А таксофоны и Интернет из ПКД списать на свалку истории.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты

Колонка
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100