Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Пн, 21.08.2017

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 59.36 EUR 69.72
21 августа 2017 года, Пн

Как крутить "Амуры"

ЛЕОНИД КОНИК,
главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
07.11.2011


Леонид Коник: "Ответственная власть должна равномерно инициировать социально значимые проекты и заранее продумывать механизмы их финансирования"
Леонид Коник: "Ответственная власть должна равномерно инициировать социально значимые проекты и заранее продумывать механизмы их финансирования"

Совместный проект операторов "большой тройки" и энергетиков по охвату сотовыми сетями автомагистрали "Амур" показал, что механизм универсальной услуги в России устарел и нуждается в скорейшей ревизии в пользу мобильной связи и, возможно, широкополосного доступа.

По правительственному поручению связисты и энергетики, невзирая на затраты и конкуренцию, взялись обеспечить 100%-ное покрытие сотовой связью всей федеральной автомобильной дороги М-58 "Амур" протяженностью 2165 км, которая тянется от Читы до Хабаровска. Трасса эта была достроена в конце сентября 2010 г. В ноябре того же года участники телекоммуникационного проекта представили в правительство РФ согласованный план мероприятий, в мае 2011 г. начали строительные работы, а 1 октября (как было указано в поручении правительства) отрапортовали об охвате всей трассы "Амур" мобильной связью. Хотя реально работы продолжаются: сотовые компании еще не подключили все базовые станции и для латания "белых пятен" временно открыли роуминг друг с другом. Кроме того, около 50 из 102 построенных башен с базовыми станциями не имеют постоянного электроснабжения и до сих пор питаются от дизель-генераторов (см. новость  ComNews от 2 ноября 2011 г.). Но, в любом случае, с точки зрения пользователя услуга мобильной связи доступна по всей трассе М-58.

В общей сложности на создание полного сотового покрытия трассы "Амур" участники проекта затратили 4,7 млрд рублей (или более $150 млн). 2 млрд рублей из этой суммы вложили энергетики ("Холдинг МРСК", "РАО ЭС Востока", "ФСК ЕЭС", а также РЖД, так как в некоторых местах электропитание приходилось организовывать от одного рельса). Еще 300 млн рублей ушло на строительство подъездных дорог: для максимального охвата башни с базовыми станциями требовалось установить максимально высоко, и до окрестных холмов в общей сложности было построено около 100 км дорог (некоторые приходилось прокладывать с помощью взрывов). Оставшиеся 2,4 млрд рублей вложили "ВымпелКом", "МегаФон" и МТС - в оборудование и строительство сотовой инфраструктуры.

При этом и 2 млрд рублей энергетикам, и 300 млн рублей за создание подъездных дорог взялся компенсировать федеральный бюджет. А вот вложения сотовых операторов так и остались их "добровольным" взносом в обеспечение мобильной связью автодороги Чита - Хабаровск. Еще на этапе разработки единого проекта строительства сотовой инфраструктуры вдоль трассы "Амур" участники "большой тройки" подсчитали, что для одного оператора - без совместного создания и использования инфраструктуры всей тройкой - период окупаемости составил бы 90 лет. Разделив затраты, по русской традиции, на троих, "большая тройка", видимо, сократила срок окупаемости проекта до 30 лет, что все равно не укладывается ни в какие бизнес-планы.

К слову, мало кто знает, что "большая тройка" организовывала охват трассы "Амур" не с чистого листа. Каждый из трех операторов и до старта совместного проекта располагал радиопокрытием отдельных участков дороги М-58: например, у МТС она была покрыта на 84%, а у "ВымпелКома" - примерно на 50%. И несмотря на это, сотовые компании были вынуждены инвестировать 2,4 млрд рублей в доведение охвата "Амура" до 100%.

Социальной значимости реализованного проекта отрицать нельзя: теперь каждый водитель на трассе Чита - Хабаровск, который раньше мог ехать без связи сотни километров, имеет возможность оперативно сообщить о любом происшествии и вызвать помощь. Но поток транспорта по автодороге "Амур" невелик, и создаваемый водителями трафик не способен окупить инвестиции в сотовую инфраструктуру в приемлемые для любого бизнеса сроки. Налицо типичная задача, реализуемая с помощью резерва универсального обслуживания (УО): этот механизм существует именно для ситуаций, когда государство видит необходимость в предоставлении той или иной услуги связи на определенной территории, а для бизнеса такой проект явно убыточен.

Российский резерв УО собирает около 18 млрд рублей в год (отчисления в него делают все операторы - и сотовые, и фиксированные, и интернет-провайдеры), но до сих пор его средства расходовались на архаичные услуги телефонии с таксофонов и Интернета из пунктов коллективного доступа (ПКД, преимущественно в почтовых отделениях). Многие универсальные таксофоны в деревнях заросли сорняками; таксофонных карт зачастую не купить в радиусе ста километров; владелец универсального таксофона получает максимальную компенсацию, если таксофон вовсе не работает; средний трафик с каждого таксофона не дотягивает до 20 минут в месяц; универсальные таксофоны, развешанные в пресыщенных услугами связи городах-миллионниках, вызывают недоумение; скорость интернет-доступа из ПКД крайне низка, как и подготовка ответственных за эту услугу почтовиков. Эти и другие критические замечания сыплются на Россвязь - распорядителя резерва УО - уже не первый год. В начале 2011 г. Минкомсвязи распорядилось приостановить выплаты из резерва УО и заявило о необходимости включения сотовой связи в перечень универсальных услуг.

Пока эти идеи не воплотились в реальность, но проект "Амур" может послужить в этом деле хорошим катализатором. Ведь губернаторы и иные местные правители из других регионов осаждают кабинеты федеральных органов власти и самих сотовых операторов, резонно прося обеспечить сотовой связью и иные автотрассы, да и другие объекты. Как бы ни были состоятельны операторы "большой тройки", их ресурсов на ковровое покрытие территории России не хватит, да и действия властей по принципу "съешь богатого" попахивают коммунизмом.

Ответственная власть должна не только инициировать социально значимые проекты, но и делать это равномерно, а не рывками и случайным образом, а также заранее продумывать механизмы финансирования. Глядя на текущие проекты и инициативы в российской телекоммуникационной отрасли, нужно срочно включить в перечень универсальных услуг и сотовую связь, и ШПД, причем исключительно для территорий, на которых эти услуги недоступны. А таксофоны и Интернет из ПКД списать на свалку истории.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты

Редколонка

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Новости

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100