Новости Редколонка Точка зрения

Пт, 27.05.2016

Полная версия сайта

Новости России и СНГ в сфере мобильной, беспроводной, спутниковой, фиксированной связи, интернета, кабельных сетей и других видов телекоммуникаций и информационных технологий
 Поиск
USD 65.21 EUR 72.84
27 мая 2016 года, Пт
Михаил Грачев, генеральный директор ООО "СмартЛабс"

ОТТ в перспективе

Стандарт
30.01.2012
Михаил Грачев, генеральный директор ООО "СмартЛабс"
Михаил Грачев, генеральный директор ООО "СмартЛабс"

Пусть и с некоторым отставанием от западных стран, в России активно формируется рынок телевидения OTT (Over the Top). Его развитие происходит на фоне сильных позиций традиционного эфирного ТВ и все еще высокой популярности нелегального, пиратского контента. О возможностях ОТТ-ТВ и его перспективах на отечественном рынке корреспонденту журнала "Стандарт" Анне Шумицкой рассказал генеральный директор ООО "СмартЛабс" Михаил Грачев.

- Сервисы OTT, прежде всего бесплатные, уже получили широкое распространение. Как, на ваш взгляд, традиционные операторы платного ТВ могут уживаться с OTT?

- Если под традиционными операторами мы понимаем операторов эфирного, кабельного и спутникового ТВ, то следует говорить о том, что практически все потоковые каналы предоставляют сегодня абонентам довольно ограниченный объем контента, который принято периодически повторять.
ОТТ, как и любой другой интерактивный формат, в частности IPTV, обеспечивает абонентов помимо привычной трансляции каналов целым набором интерактивных сервисов, ­таких как видео по запросу (VoD), отложенный просмотр (Time Shift), запись программ для отложенного просмотра (Network Personal Video Recorder – nPVR) и многие другие. Интерактивное телевидение предоставляет пользователю гораздо большую свободу, чем традиционное ТВ, другой уровень комфорта, ориентированный на удовлетворение индивидуальных потребностей.

С точки зрения оператора ОТТ также имеет свою спе­ци­фи­ку, отличия уже даже не от традиционного телевидения, а от так называемого большого IPTV. Помимо особенностей в части обеспечения высокого качества контента, своих интерфейсов на различных мобильных устройствах, использования технологий адаптивного битрейта эта технология дает большую свободу в области предоставления интерактивных сервисов. Осуществлять вещание в ОТТ способен не только IPTV- или OTT-оператор, имеющий прямой доступ к учетным записям абонентов, но и владелец или дистрибьютор контента, то есть получить своих абонентов на первый взгляд может каждый обладатель контента. На практике, однако, сделать это совсем не просто, поэтому успешных неоператорских OTT-проектов сегодня немного.

- Каковы возможности для монетизации сервисов OTT?

- Существуют несколько основных моделей – рекламная модель, подписка, плата за просмотр (pay-per-view), а также различные смешанные варианты. Каждая из этих моделей применяется в зависимости от категории контента, его потенциальной аудитории, "свежести" и т. д.

- Технология OTT предполагает доставку сигнала по неуправляемой сети Интернет, а это значит, что оператор не имеет возможности контролировать ширину полосы до конечного пользователя. В результате видео может иметь низкое качество и периодически притормаживать для буферизации. Есть ли способы решения проблемы?

- Действительно, задача ОТТ-оператора – предоставить абоненту плавный непрерывный поток видео, используя нестабильное соединение с изменяющимися во времени характеристиками. Она решается с помощью адаптации битрейта потока.
Адаптация обеспечивается за счет кодирования контента в нескольких битрейтах и трансляции пользователю в каждый момент времени того битрейта, который соответствует скорости декодирования и пропускной способности сети абонента.

Таким образом обеспечивается быстрый запуск видео, практически исключается буферизация и достигается оптимальное качество изображения. Иногда, впрочем, качество изображения может на короткое время несколько снижаться, однако в целом такой способ позволяет значительно улучшить удовлетворенность качеством услуги пользователей с нестабильным или слабым каналом, а также абонентов, использующих устаревшую технику.

- Известно, что зарубежные правообладатели не очень доверяют российскому рынку платного ТВ. Насколько надежно защищен контент в OTT?

- Абсолютно защищен. Для этого используются современные западные технологии шифрования, среди которых системы PlayReady от Microsoft, Secure Media от Motorola Mobility, решения от Widevine/Google и Verimatrix – известные продукты, которым доверяют крупнейшие мировые правообладатели. Уровень доверия к данным продуктам и надежность защиты контента с их помощью, безусловно, не зависят от конкретного национального рынка.

- В чем особенности систем защиты контента в ОТТ?

- Здесь используются технические средства защиты авторских прав (Digital Rights Management – DRM).
Благодаря наличию в OTT обратной связи между абонентскими устройствами и платформой предоставления услуг такие системы позволяют отказаться от физических модулей защиты – систем карточного доступа, распространенных в DVB-сетях.

DRM-решения более гибки и обладают целым рядом преимуществ по сравне­нию с системами условного доступа (Conditional Access System – CAS), использующими смарт-карты. Прежде всего, они обеспечивают возможность быстрого обновления системы и защиту от клонирования. Кроме того, при их использовании не возникает необходимость выпуска или перевыпуска дорогостоящих смарт-карт, а сами абонентские устройства более дешевы. Наконец, DRM поддерживает предоставление услуг как с помощью абонентской приставки, так и на различных мобильных устройствах.
Сейчас, когда список мобильных устройств постоянно пополняется и их общее количество непрерывно растет, DRM-решения завоевывают все большую долю на рынке систем защиты цифрового контента. Ведущие производители таких систем сегодня делают ставку именно на DRM.

- Как защитить контент OTT при его доставке на мобильные устройства?

- Методы защиты OTT-контента для мобильных устройств такие же, как и для устройств других типов. Как уже было сказано, в этой области крупнейшие операторы предпочитают использовать именно DRM-решения. Их характерная особенность – кроссплатформенность и мультистандартность. Они одинаково эффективно работают с абонентскими устройствами любого типа: это могут быть телевизионные приставки, планшетники или ноутбуки с различными операционными системами и браузерами, мобильные телефоны, игровые консоли и пр.

- Много ли на отечественном рынке приставок для OTT? Насколько они разнятся по функ­циональ­ности?

- Если говорить о приставках, ориентированных на OTT-телевидение, то таких приставок в России совсем немного. Это связано с тем, что на протяжении длительного времени большие надежды возлагались на такую модель ведения бизнеса, когда на некий интернет-портал выкладывается большое количество контента и пользователи в свободном режиме смотрят его самостоятельно, как правило, на персональных компьютерах.
Как показывает практика, этот вариант подходит только для вполне определенного типа контента, к которому можно отнести короткие видеоролики и пользовательское видео, а также для потребления "на ходу". Просмотр полноформатного ТВ все-таки подразумевает, что называется, гостиную, а значит, телевизор с приставкой или Smart TV. На мой взгляд, существующие в данной области российские проекты естественным образом придут к использованию set-top-box или Smart TV.

Поскольку мы предвидим подобное развитие событий, у "СмартЛабс" есть OTT-приставка, поддерживающая Adaptive Streaming, 3D- и HD-видео, с возможностью загрузки контента на жесткий диск и рядом других функций, необходимых современной приставке. Она будет представлена на стенде компании на ближайшей выставке CSTB в Москве, там с ней можно будет познакомиться поближе.

- Если верить российским ритейлерам, то уже около половины продаваемых телевизоров поддерживают доступ к Интернету. Насколько конкурентоспособны приставки OTT?

- Да, интернет-телевизоры есть на российском рынке, они продаются, но, по нашей статистике, их количество пока незначительно и только некоторая часть от общего числа устройств реально подключена к Интернету.

Если рассматривать текущую ситуацию с точки зрения оператора, то ему прежде всего требуется управляемость и массовость. Оператору необходимо управлять сервисом, в том числе конечным устройством. Также ему нужен массовый рынок для предоставления услуг. В настоящий момент массовое и управляемое устройство для интер­активного телевидения – это приставки, в мобильном сегменте – планшетные компьютеры и смартфоны. Количество интернет-телевизоров пока сравнительно мало, и предоставление ОТТ-услуги их владельцам может рассматриваться скорее как дополнение к базовой – на приставках и мобильных устройствах.

Кроме того, развитие функциональности приставок и поставляемых с их помощью сервисов происходит гораздо интенсивнее, так как приставки постоянно обновляются, а телевизор приобретается на ­много лет.

Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Новости

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100