Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Пт, 14.12.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 66.26 EUR 75.39
14 декабря 2018 года, Пт
Вадим Щепинов, вице-президент ОАО "УЭК"

Вадим Щепинов, вице-президент ОАО "УЭК": "Как показывает опыт, приложений, которые есть на карте, сейчас для предоставления большинства муниципальных и коммерческих услуг достаточно"

© ComNews
17.04.2013
Вадим Щепинов, вице-президент ОАО "УЭК"
Вадим Щепинов, вице-президент ОАО "УЭК"

В течение двух лет государство намерено выдать 13 млн универсальных электронных карт (УЭК). Впрочем, обязательную выдачу карт с 2014 года планируется отменить, в связи с началом выпуска паспортов нового поколения. О технической составляющей проекта УЭК, запуске новых приложений на карте и будущем проекта репортер ComNews беседовал с вице-президентом ОАО "Универсальная электронная карта" Вадимом Щепиновым.

- Расскажите об ИТ-составляющей УЭК. Что потребовалось сделать для реализации проекта?

- У проекта было три основных составляющих. Первая из них - это собственно изделие, то есть процесс изготовления карты, размещение приложений, набор правил записи и использования этих приложений. Вторая составляющая – это в традиционном понимании операционные системы по выпуску и обслуживанию карты, эмиссии карты, системы финансового процессинга. Третья составляющая – инфраструктура использования карты, к которой относятся банкоматы и инфоматы, устройства самообслуживания банков. В этом процессе УЭК не принимала непосредственного участия – им занимались сами поставщики услуг, которые разрабатывали информационные системы для использования карты. На реализацию всех трех составляющих ушло около двух лет. В стадию промышленной эксплуатации проект вступил 1 января 2013 года, когда после длительного тестирования в отдельных регионах начался массовый выпуск карт.

- Как защищена система и сама карта?

- При массовом выпуске карт система начинает накапливать информацию – как персональные данные с карт, так и информацию о действиях, которые совершают пользователи с их помощью. На карте реализована отечественная система защиты персональных данных, с помощью российских криптографических алгоритмов. Известно, что карты с идентификационной функцией должны быть защищены сильнее, чем какие-либо другие. Пользователь должен быть уверен, что терминал, который считывает карту, подлинный. Поэтому на каждый терминал, который считывает УЭК, организация выписывает сертификат с электронной подписью компании. Считать информацию с карты терминалом, которому компания не доверяет, невозможно.

- Изучала ли УЭК опыт других стран? Можете ли привести примеры, где уже действует похожая программа и насколько она успешна?

- Да, мы и сейчас находимся в процессе изучения зарубежного опыта. По нашим данным, более 50 стран в мире находятся на различных стадиях разработки и выпуска электронных документов, с помощью которых можно получать государственные и коммерческие услуги. Из наиболее успешных примеров – Малайзия. Их карта обладает наибольшим функционалом из всех, которые мы изучали: на ней представлены идентификационное приложение, банковский счет, водительские права, медицинская информация, транспортные приложения. Из европейских стран – это Германия, у которой электронная база совмещает в себе доступ к государственным и коммерческим услугам, опыт продолжается уже два года. Очень был важен для нас опыт, когда карточка используется не только как ID, но и дает доступ к госуслугам.

- C апреля 2013 года УЭК планирует запустить приложение для оплаты общественного транспорта. Будет ли оно единым для всей России или у каждого региона свое?

- К апрелю 2013 года все субъекты Российской Федерации должны завершить тестирование транспортного приложения. К сентябрю этого года приложение должно уже начать работать в 43 регионах, которые имеют свой транспортный процессинг. Что касается единого биллинга, каждому региону нужно отдельно решать вопросы транспортного процессинга, мы лишь вписываемся в текущую инфраструктуру региона. Однако в целом ряде регионов мы совместно с администрациями субъектов РФ создаем предприятия по биллингу и процессингу как на транспорте, так и в сфере ЖКХ.

- Можете ли назвать компании, которые занимаются разработкой приложений для УЭК?

- С нами сотрудничает более двух десятков компаний. Мы выбираем компании-контрагенты на основании конкурсных процедур.

- Есть обязательные для всех приложения - идентификация, пенсионное, медицинское, платежное. А есть ли в регионах на УЭК другие приложения? Какие?

- Федеральная уполномоченная организация "Универсальная электронная карта" занимается выпуском карт и названными федеральными приложениями. Задача разработки приложений лежит на регионах – они решают, какие приложения им нужны.

- Какие еще приложения планируются к запуску в течение 2013 года?

- Как показывает опыт, приложений, которые есть на карте, сейчас для предоставления большинства муниципальных и коммерческих услуг достаточно. В связи с этим новых приложений, помимо транспортного, в течение года не планируется. Нужно понимать, что запуск приложения на УЭК – длительный процесс: приложение нужно разработать, запрограммировать, провести обязательную сертификацию, а производители микропроцессоров должны начать выпускать процессоры с этим приложением.

- Каким образом будет осуществляться доустановка новых приложений в уже выпущенные карты? Что для этого придется делать пользователю?

- Механизм доустановки приложений следующий: необходимо обратиться в пункт выдачи карты, оборудованный компактными считывателями. По мере необходимости в них будет устанавливаться программное обеспечение, направленное на обновление приложений, если такое понадобится.

- Помимо УЭК, в прошлом году в России появилась еще и карта "Электронное правительство", которую "Ростелеком" выпускает совместно с банками-партнерами. Среди них, кстати, многие работают и с УЭК. Считаете ли вы эту карту конкурентом УЭК?

- Мы не считаем эту карту конкурентом УЭК. Наша карта выпускается в рамках федерального закона, за ОАО "УЭК" закреплены как полномочия организации, так и обязанности всех государственных и муниципальных органов обеспечивать инфраструктуру приема карты, не привязываясь, в данном случае, только к порталу государственных услуг. Кроме того, "Ростелекому" нужно договариваться с рядом поставщиков, а в нашем случае такое взаимодействие прописано в законе. Наша карта является не только доступом к порталу госуслуг, но и заменяет полис медицинского страхования и полис пенсионного страхования, чем никакая другая карта не обладает. Функционал карты "Электронное правительство", таким образом, по сравнению с УЭК, очень узок.

- Некоторые участники рынка высказывают опасения, что под чипы на УЭК нужны ридеры, а их нет пока в большинстве медицинских и других социальных учреждений. Как считаете, не будет ли это обстоятельство тормозить УЭК? Кто отвечает за установку таких ридеров и обучение персонала?

- В конце прошлого года завершалась программа модернизации здравоохранения, в частности в ней был раздел, посвященный информационным технологиям. Большинство субъектов Российской Федерации в рамках этой программы оснастили регистратуры в больницах карт-ридерами. Стоит подчеркнуть, что для приема УЭК в большинстве случаев не требуется электронная подпись и какие-либо другие юридически значимые действия гражданина. Вполне достаточно поэтому самого простого ридера. Насколько нам известно, в декабре 2012 года вышло распоряжение о том, что все многофункциональные центры, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, должны быть оснащены считывателями для УЭК. Наша организация определяет правила, какими должны быть ридеры, а установка оборудования находится в полномочиях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

- В какую сумму вы оцениваете реализацию проекта и сколько средств выделено из бюджета на эту программу?

- Проект не получал средств из федерального бюджета. Разработка карты, создание инфраструктуры – все это было реализовано на деньги акционеров. Часть средств выделяется из бюджета субъектов РФ – на выпуск карт и создание инфраструктуры в рамках региона.

- С появлением внутренних паспортов нового поколения основная функция карты – идентификационная – будет повторяться. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявил, что ведомство планирует постепенное совмещение УЭК с внутренним паспортом. Принимаете ли вы участие в дискуссии, каким предполагается процесс объединения?

- Выпуск паспортов нового поколения – новый проект, который недавно начал активно обсуждаться. Минкомсвязи и другим ведомствам необходимо сначала разработать концепцию электронного паспорта. Мы принимаем активное участие в обсуждении, у нас есть несколько идей, но как будет выглядеть финальная версия, я сказать не могу. Паспорт должен иметь все те же возможности, которые имеет УЭК. На сегодняшний день в правительстве принято решение об использовании наработок УЭК в проекте электронного паспорта.

- Платежная функция – одна из важных составляющих УЭК. Сколько банков уже заключило соглашение с компанией о производстве и поддержке карт? Пока карта работает только с платежной системой ПРО100, есть ли планы по работе с другими платежными системами?

- Соглашение о присоединении к правилам использования платежной системы УЭК подписали 14 банков, из них в полной готовности выпускать наши карты находятся три банка, которые являются учредителями организации: ОАО "Сбербанк России", ОАО "Банк Уралсиб", ОАО "АК БАРС". Еще один банк – "Московский индустриальный" – находится на завершающей стадии. В следующем месяце он должен начать выпуск карт. Остальные банки присоединятся чуть позже. Обычно техническое присоединение банка к проекту занимает от двух до четырех месяцев. Платежная система на карте только одна – УЭК с логотипом ПРО100, в любом случае, разместить две платежные системы на одной карте нельзя - это запрещено правилами самих платежных систем. 

Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости