Новости телекома России и СНГ в сфере мобильной, беспроводной, спутниковой и фиксированной связи, интернета, кабельных сетей и других видов коммуникаций и информационных технологий

Почтовая стратегия прошла чистилище

Даниил Сидоров
© ComNews
19.11.2013

Стратегия развития ФГУП "Почта России" наконец одобрена правительством. Одной из больших надежд на развитие "Почты" остается проект почтового банка: чиновники ожидают, что к 2018 г. его вклад в выручку предприятия составит 15%.

Об этом вчера сообщил глава Минкомсвязи Николай Никифоров по итогам совещания у главы Кабинета министров Дмитрия Медведева.

"Могу сообщить, что в целом положения стратегии были одобрены, мы договорились детализировать несколько дополнительных моментов и в ближайшее время окончательно представить стратегию на утверждение", - сказал вчера Никифоров журналистам.

По его словам, стратегия будет утверждена либо непосредственно Министерством связи и массовых коммуникаций, либо сразу на уровне правительства.

Главным индикатором реализации стратегии министр называет "непосредственно рост бизнеса".

"Стратегия доказывает на цифрах увеличение выручки предприятия в два раза к 2018 г., и это сразу же отражается на заработной плате", - отметил Николай Никифоров. Он напомнил, что руководство "Почты " уже повышает заработную плату – с 1 октября индексация на 15% коснулась трети сотрудников предприятия в 17 крупнейших регионах (см. новость ComNews от 10 октября 2013 г.).

Глава Минкомсвязи заявил, что объем выручки от банковских услуг, предусмотренный нынешним вариантом стратегии, составит "порядка 15% к 2018 г.". По его словам, "Почта России" ожидает от этой структуры синергетического эффекта. "У "Почты" есть сеть отделений, которые сегодня не нагружены и которые должны оказывать дополнительные услуги. Банковская услуга наиболее очевидна с этой точки зрения", - полагает министр.

Касаясь сроков утверждения стратегии, он пояснил, что хотя председатель правительства определил предельный срок на этот процесс - один месяц, - на самом деле глубина проработки позволяет говорить о том, что это произойдет гораздо скорее.

Нынешний вариант стратегии развития "Почты" министерство представило в конце октября на правительственном совещании с участием вице-премьера Аркадия Дворковича (см. новость ComNews от 21 октября 2013 г.). По словам Михаила Евраева, замечания экспертов тогда сводились в основном к двум направлениям: Минкомсвязи рекомендовали предусмотреть в документе негативный сценарий развития и более подробно обосновать некоторые представленные цифры. Вчера документ обсуждался уже с участием премьер-министра.

Минкомсвязи предлагает модернизировать предприятие за пять лет. В рамках реформ выручка предприятия вырастет на 98 млрд руб., средняя зарплата сотрудников увеличится с 17 тыс. руб. до 37 тыс. руб. В ближайшее время может пройти акционирование компании, а в конце периода – частичная продажа или первичное размещение акций.

Как следует из доклада ведомства, для кардинального повышения качества услуг "Почты" и создания нового рыночного предложения необходимо переориентировать модель компании от "субсидируемого почтового оператора" к "самоокупаемому почтовому бизнесу". Такой подход отражает путь наиболее успешных почтовых компаний – немецкой Deutsche Post, нидерландской PostNL, французской La Рost, итальянской PosteItaliano. Перед российским предприятием стоит план провести трансформацию за пять лет, достичь темпов роста 10-12% и рентабельности по чистой прибыли в 7-8%. Ожидается, что к 2018 г. операционная выручка возрастет от 141 млрд руб. до 239 млрд руб., операционная прибыль - от нуля до 24 млрд руб., чистая прибыль - до 3,6 млрд руб.

Среди предлагаемых мер – улучшение качества существующих услуг, привлечение бизнес-клиентов за счет онлайн-торговли и адресной рекламы, развитие банковских и государственных услуг на основе действующей сети. Для их реализации Минкомсвязи намерено внедрить единую ИТ-платформу "Почты", повысить среднюю зарплату с 18 тыс. руб. до 37 тыс. руб. и создать макрорегионы.

Изменится также логистика предприятия: будет создано восемь магистральных хабов с автоматизированной сортировкой и прямым обменом друг с другом. Зона обслуживания каждого хаба составит около 700 км. Количество отделений в городах вырастет, а при застройке новых районов будут определяться нормативы по их размещению. На селе же появятся новые форматы работы: "почтальон плюс внутренний транспорт", агентская схема. Это позволит сократить количество убыточных отделений с 14 тыс. до около 8,5 тыс., большую часть из которых составят сельские отделения.

Капитальные затраты на пять лет оцениваются в сумму до 145 млрд руб., из них до 75 млрд руб. будут направлены на модернизацию сети, до 12 млрд руб. - на преобразование логистики и до 25 млрд руб. – на обновление ИТ-систем. В 2014-2018 гг. возникнет потребность во внешнем финансировании до 83 млрд руб. Его предлагается привлечь за счет займов и продажи неиспользуемых активов.

"При условии эффективной реализации заявленных планов предприятие вполне может достичь целевых показателей в среднесрочный период", - полагает аналитик УК "Финам менеджмент" Максим Клягин. По его словам, качественные системные реформы действительно могут быть проведены быстрее, чем это удавалось зарубежным операторам, за счет импорта технологий, успешной адаптации доказавших свою состоятельность решений и максимальной концентрации ресурсов на этом направлении. "Стоит учитывать, что возможностей перестраиваться в течение длительного переходного периода у "Почты" фактически нет", - добавляет аналитик.

Этот вариант стратегии "Почты" – уже третий по счету. Как сообщалось ранее (см. новость на ComNews от 30 апреля 2013 г.), 10 апреля Минкомсвязи представило в правительство вторую версию финансово-экономической модели развития "Почты России". Предыдущий, февральский, вариант стратегии не нашел поддержки Кабмина – идея разделить организацию на две (логистика и обслуживание населения) и приватизировать логистическую часть была признана нецелесообразной.

Новый вариант учитывал данные, представленные ФГУП. Он был рассчитан до 2016 г. (первый вариант – до 2023 г.) и не предполагал разделения "Почты". Прогнозировалось, что к 2016 г. у "Почты России" количество посылок увеличится на 120% (с 69 млн шт. до 152 млн шт.), а писем - на 30% (с 1,4 млрд шт. до 1,9 млрд шт.). Основными драйверами этого роста станут, соответственно, развитие электронной коммерции и прямая рассылка рекламы. Большая часть тарифов, согласно стратегии, не должны опережать инфляцию, однако расценки на отправку бандеролей планировалось увеличить на 30% по отношению к тарифам 2012 г. - чтобы сделать данный сегмент безубыточным.

Тем не менее в апреле вице-премьер Аркадий Дворкович не согласовал и вторую финансово-экономическую модель развития "Почты России" и вернул ее на доработку в Минкомсвязи до 20 мая (см. новость ComNews от 7 мая 2013 г.).

Выполняя поручение Дворковича, Минкомсвязи провело в мае два совещания по доработке модели. Участники встреч пришли к выводу, что необходима полная инвентаризация компании, а также анализ рынка на среднесрочную перспективу. В итоге разработка стратегии развития предприятия и бизнес-модели заняла еще четыре с лишним месяца.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100