Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Ср, 21.08.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 66.78 EUR 73.98
21 августа 2019 года, Ср

Связист - друг энергетика

Даниил Сидоров
© ComNews
25.11.2013

Сразу несколько телекоммуникационных компаний объявили о продуктах и контрактах с энергетиками. Крупнейшее соглашение заключили "Ростелеком" и "Мосэнергосбыт".

"Ростелеком" разработает для "Мосэнергосбыта" системы мониторинга и управления потреблением электроэнергии. Об этом стороны объявили в прошедшую пятницу на Международном форуме по энергоэффективности и энергосбережению (ENES 2013), который проходил в московском Гостином дворе. Одновременно с объявлением "Ростелеком" и "Мосэнергосбыт" подписали соответствующий протокол о намерениях. Подписи на нем поставили исполнительный директор – директор инновационного центра ОАО "Ростелеком" Павел Ройтберг и и.о. заместителя генерального директора ОАО "Мосэнергосбыт" Сергей Кюрегян. Подписание протокола о намерениях состоялось на стенде "Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС".

В числе ключевых направлений, по которым будет развиваться сотрудничество двух компаний, - адаптация существующих разработок оператора под потребности "Мосэнергосбыта", а также учет электроэнергии с помощью оборудования "Ростелекома" для домашнего Интернета, телефонии и телевидения. Компании также намерены проводить совместные акции по продвижению на рынке Москвы и Московской области систем управления и мониторинга потребления электроэнергии в частном секторе.

На круглом столе "Информатизация в ТЭК", состоявшемся в рамках ENES 2013, Павел Ройтберг представил компаниям энергетической отрасли комплексное решение "Ростелекома" для автоматизации учета ресурсов и работы с потребителями. Сервис состоит из модулей (среди которых система управления взаимоотношениями с клиентами, биллинговая система, единый контактный центр) и базируются инфраструктуре национальной облачной платформы О7, которую "Ростелеком" запустил в мае 2012 г.

"Наша компания расширяет спектр отраслевых решений - мы выходим на рынок энергетики, - заявил Павел Ройтберг. - Уверен, что сотрудничество "Ростелекома" с крупнейшей российской энергосбытовой компанией "Мосэнергосбыт" будет плодотворным и позволит жителям Московского региона получить удобные инструменты для учета и оплаты электроэнергии".

Сергей Кюрегян сообщил, что "Мосэнергосбыт" с 2007 г. внедряет автоматизированную систему коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). С учетом плановых работ до конца текущего года, за это время компания установила в квартирах москвичей около 450 тыс. автоматизированных счетчиков, которые сами отправляют показания по сетям передачи данных. По данным Сергея Кюрегяна, в общей сложности в Московском регионе в бытовом секторе действует 7 млн точек учета – таким образом, пока АСКУЭ охватила чуть более 6% счетчиков.

Но даже эти 450 тыс. автоматизированных счетчиков далеки от идеала. Сергей Шермаков, заместитель директора по маркетингу ставропольского ОАО "Концерн "Энергомера" - одного из крупнейших в России производителей приборов учета электроэнергии, - подчеркнул, что первая генерация электронных счетчиков, которая появилась в начале 2000-х гг., оказалась недолговечной и требует замены. "Новые счетчики, которые мы разрабатываем, будут служить не менее 16 лет", - заверил Сергей Шермаков.

Сергей Кюрегян указал еще на одну проблему с автоматизированными счетчиками: "Большинство установленных интеллектуальных приборов учета передают показания по GSM-каналам. Но сотовое покрытие зачастую не идеально, поэтому стабильная передача данных обеспечивается не всегда". Это приводит к тому, что процент опроса у автоматизированных счетчиков "Мосэнергосбыта" не превышает 50% - иными словами, в половине случаев, когда система запрашивает данные со счетчика в удаленном режиме, он оказывается недоступен. "Стратегически мы хотим отказаться от услуг контролеров, которые ходят по квартирам и снимают показания счетчиков, но даже там, где установлены элементы АСКУЭ, мы пока не можем избавиться от них полностью", - резюмирует Сергей Кюрегян. "Внедрение информационных технологий позволяет избежать человеческого фактора, который приводит к потерям (особенно при выполнении монотонных операций)", - замечает директор по развитию ООО "Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС" Иван Болысов.

В современных системах учета электроэнергии процент опроса "умных" счетчиков составляет 80-98%. Например, по данным ООО "Инженерный центр "Энергоаудитконтроль", в сети шведской энергетической компании Vettenfall в удаленном режиме удается успешно снять показания счетчиков в 99,7% случаев, а у датских компаний SEAS-NVE, EnergiMidt и NRGi – в 99,7-100%.

"Мосэнергосбыт" не случайно именно сейчас решил задействовать ресурсы и инфраструктуру "Ростелекома" для сбора данных об объеме бытового потребления электроэнергии. В июне 2013 г. президент РФ Владимир Путин принял решение о том, что тарифы на коммунальные услуги со следующего года будут ограничены прошлогодними показателями инфляции (ограничение предполагается ввести на пять лет). "Тарифы замораживаются, и нам нужно усиленно снижать издержки, - отмечает и.о. заместителя генерального директора "Мосэнергосбыта. – Ключевые шаги на этом пути – повышение уровня автоматизации и перевод клиентов на дистанционное общение с нами".

Другой крупный оператор столичного региона, ОАО "МГТС", уже сформировал инфраструктуру для подключения к скоростным каналам технологического оборудования городских служб практически в любой точке Москвы, отметила руководитель управления по связям с общественностью компании Татьяна Мартьянова. По ее словам, на основе своей сети МГТС "разработала комплексное решение по интеллектуальному управлению в сфере ЖКХ: автоматизация поквартирного учета и контроля потребления всех ресурсов - вода, газ, тепло, электричество - как для управляющей компании, так и для самих жителей". Кроме того, у оператора есть техническое решение по установке датчиков загазованности, управлению энергоресурсами и другими объектами.

Сокращением издержек озабочен не только "Мосэнергосбыт", но и другие энергетические компании. В прошедшую пятницу ОАО "МТС" и МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" отчитались о реализации проекта по удаленному мониторингу потребления тепла и электроэнергии. По данным директора МТС в Чувашской Республике и Республике Марий Эл Дмитрия Бобикова, SIM-картами МТС уже оснащены 380 трансформаторных подстанций, 23 распределительных пункта, 15 котельных, более 100 узлов тепловой энергии и более 20 объектов уличного освещения, входящих в инфраструктуру Йошкар-Олинской ТЭЦ-1. Данные о расходе тепла и электроэнергии, текущих нагрузках на сети и об оборудовании по каналам связи МТС в режиме реального времени поступают в систему мониторинга организации. "Если раньше для контроля работы оборудования и сбора показаний счетчиков на удаленных объектах предприятия нужно было содержать большой штат сотрудников с разъездным характером работы, то теперь такие данные легко получать через единую систему мониторинга с помощью технологии передачи данных", - отмечает Дмитрий Бобиков.

Однако пока все проекты по установке "умных" счетчиков в России идут независимо друг от друга. "При строительстве и модернизации российской энергетики компании сталкиваются с отсутствием единых подходов к построению интеллектуальных автоматизированных систем, так как нет унифицированных решений и единого стандарта, - подчеркивает директор по ИТ, стратегии и бизнес-процессам ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (МОЭСК) Андрей Сницкий. - Производители приборов учета и контроллеров сбора и передачи данных следуют собственным решениям и часто используют закрытые протоколы обмена и разную архитектуру ПО". При этом Андрей Сницкий указывает, что в России уже разработана техническая политика электросетевого комплекса. "Этот документ может стать отправной точкой, с которой начнется движение в сторону унификации и взаимозаменяемости средств учета и прочих элементов системы", - резюмирует он.

Иван Болысов из "Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС" подчеркивает, что автоматизация в электроэнергетике не ограничивается внедрением "умных" счетчиков у бытовых потребителей – не меньшего эффекта можно достичь в промышленности и городском хозяйстве. "Например, и в мире, и в России начинает активно внедряться автоматизация в сфере управления освещением - и в городском хозяйстве, и на производственных площадках (прежде всего, с непрерывным циклом производства), - заявил Иван Болысов на круглом столе "Информатизация в ТЭК" в рамках ENES 2013. - Опыт показывает, что подобная автоматизация позволяет сэкономить от 10 до 40% затрат на освещение. То же самое касается любых систем, в которых используются электродвигатели - от вентиляции до лифтов в многоквартирных домах".

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости