Новости Редколонка Точка зрения

Пн, 29.08.2016

Полная версия сайта

 Поиск
USD 64.74 EUR 73.09
29 августа 2016 года, Пн

Спутниковый ШПД входит в моду

Даниил Сидоров
© ComNews
13.02.2014

В 2013 г. услугу спутникового широкополосного доступа (СШПД) в России подключило на 186,3% больше физических лиц, чем годом ранее. Их количество достигло 8322 человек. При этом, рост абонентской базы СШПД в сегменте юридических лиц составил 21,8%.

Таковы результаты исследования компании ComNews Research, опубликованные на этой неделе.

Прирост абонентской базы в сегменте двустороннего СШПД для физлиц составил 5415 пользователей, или 186%. Основную роль здесь сыграли четыре оператора – "РуСат" (2532 новых абонента), AltegroSky (1632), "Радуга-Интернет" (786) и StarBlazer (437). Стимулами роста стали снижение стоимости абонентских комплектов оборудования, уменьшение цены трафика и фактическая ликвидация дефицита спутниковой емкости за счет введения в эксплуатацию спутников "Ямал-300К" и "Ямал-402", принадлежащих ОАО "Газпром космические системы" (ГКС).

Лидером по приросту абонентской базы стала компания "РуСат" (всего 2532 абонента), которая в 2013 г. реализовывала проект KiteNet совместно с провайдером "Радуга-Интернет". Второе место весь год уверенно занимала компания AltegroSky, одновременно лидировавшая в абсолютном показателе (3532 пользователя). По заявлению ее руководства, компания не субсидировала абонентское оборудование.

В сегменте юрлиц абонентская база увеличилась на 1467 абонентов, или на 21,8%. Наибольший вклад в ее рост внесли те же "РуСат" (693 новых пользователя), StarBlazer (353) и "Радуга-Интернет" (101). Первой по числу абонентов стал "РуСат" (2430), который по итогам года обошел прежнего лидера – AltegroSky (1487). На третьем месте укрепилась компания StarBlazer (1152). Вместе эти три оператора обслуживают 62% компаний - пользователей СШПД.

Абонентская база комбинированного СШПД в 2013 г. переживала падение и уменьшилась на 11 464 абонента, или на 20%. Единственным оператором, чье число пользователей комбинированного доступа выросло, стала компания StarBlazer (прирост на 1413 абонентов). Ее представители объясняют этот факт завершением предоставления услуг комбинированного СШПД другими провайдерами и переходом их клиентов в StarBlazer.

По данным ComNews Research, в 2013 г. выросли также показатели средней скорости СШПД-соединения, объемов потребляемого трафика и ежемесячного ARPU как в сегменте юридических, так и физических лиц.

Наибольший спрос на СШПД для физических лиц специалисты ComNews Research ожидают в Московской, Ленинградской и Ростовской областях, а также в Пермском крае, где много дачных и коттеджных поселков в пределах 100 км от городов-миллионников.

"Жители этих поселков, как правило, лишены надежного фиксированного и мобильного ШПД и обеспечивают спрос на услуги провайдеров СШПД, - подчеркивается в материалах исследования. - Все указанные регионы характеризует высокая стоимость 1 Мбит/с фиксированного ШПД".

Генеральный директор ГК "Сетьтелеком" (торговая марка AltegroSky) Сергей Пехтерев в беседе с ComNews отметил, что компании и аналитики по-разному подсчитывают абонентов. "Например, для нас центр дистанционного обучения - это один корпоративный клиент, так же как придорожное  кафе, - подчеркивает он. - Но в первом случае за этим заказчиком стоят десятки станций у детей-инвалидов со счетом на несколько сотен тысяч рублей в месяц, а во втором - одна-единственная станция и две тысячи рублей".

На взгляд заместителя по коммерческой деятельности ООО "РуСат" Светланы Шабалиной, секретом успеха операторов, предоставляющих услуги в Ка-диапазоне, стало изменение тарифной политики ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) с осени 2013 г. "Если ранее операторами выкупалось определенное количество трафика, то теперь они могут оперировать пропускной способностью спутникового канала и устанавливать новые, оптимальные для абонентов и конкурентоспособные тарифы", - поясняет топ-менеджер.

Развитие рынка СШПД в 2014 г. во многом определит запуск в эксплуатацию отечественных спутников Ка-диапазона, продолжает Светлана Шабалина. Возможности для развития направления спутникового доступа она считает весьма существенными - по оценкам "РуСата", емкость российского рынка СШПД может составить около 300 тыс. абонентов.

Наступивший год позволит открыть СШПД для частных лиц на Дальнем Востоке, добавляет Сергей Пехтерев. Он предполагает, что это произойдет в последнем квартале года, так как оператору новых аппаратов, ГПКС, предстоит "проделать огромный объем работы по созданию и наладке наземного комплекса высокой сложности".

В центральной России, по мнению главы "Сетьтелекома", рост будет сравним с прошлым годом, так как там доминирует спутник Ka-Sat, которому пока нет альтернативы. "Вне зоны Ka-Sat основные предложения операторов базируются на "Ямале-402". Там многое будет определяться тарифными планами и предложениями, с которыми на рынок выйдет компания "РуСат" с ее проектом KiteNet-2, и тем, чем ей смогут ответить бывший партнер "Радуга-Интернет" и старожил рынка AltegroSky", - резюмирует Пехтерев.

Более активно в 2014 г. будет развиваться направление СШПД для физических лиц, утверждает генеральный директор StarBlazer Александр Клинцов. "Для пользователя эта услуга еще новая, пока он о ней мало знает. При этом значительная часть потенциальных потребителей проживает там, где традиционные каналы информирования гораздо менее доступны, чем в крупных городах, - отмечает он. - Но как только знакомство происходит, наступает резкий всплеск спроса в масштабах населенного пункта. Типичный пример: кто-то купил первый комплект в поселке, остальные увидели - и вскоре из этого поселка пошли заказы".

"РуСат" начал год с обновления технической платформы проекта KiteNet - с  1 марта она будет полноценно введена в эксплуатацию (см. новость ComNews от 28 января 2014 г.). "Возможно, мы немного изменим существующие тарифные планы, сделав их более удобными и понятными для пользователей, однако не хотелось бы открывать все карты сейчас", - замечает Светлана Шабалина.

"Мы будем продолжать действовать по своему бизнес-плану, наращивая абонентскую базу и стимулируя постепенный рост объема потребления услуги в расчете на абонента", - парирует Александр Клинцов. Важной задачей он называет расширение и повышение качества партнерской сети. "Будем развивать розничную и оптовую сети по продаже оборудования, а также расширять модельный ряд абонентского оборудования", - делится планами гендиректор StarBlazer.

Представитель "Радуги-Интернет" Виталия Хомченко ограничилась лаконичным комментарием о том, что оператор готовит "новые проекты, которые в ближайшем времени будут выведены на рынок".

Статьи по теме

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Новости

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100