Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Вс, 21.07.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 62.87 EUR 70.79
21 июля 2019 года, Вс
Рати Танавала, вице-президент Bell Labs по консультационным услугам и аналитике в области сетевого планирования, эксплуатации и экономики сетей связи

Бутик советов

19.06.2014
Рати Танавала, вице-президент Bell Labs по консультационным услугам и аналитике в области сетевого планирования, эксплуатации и экономики сетей связи
Рати Танавала, вице-президент Bell Labs по консультационным услугам и аналитике в области сетевого планирования, эксплуатации и экономики сетей связи

Лаборатории Белла (Bell Labs), входящие в структуру Alcatel-Lucent, не только ведут разработку многочисленных технологий, но и консультируют операторов связи по их применению и внедрению. В ходе визита в Москву в апреле 2014 года вице-президент Bell Labs по консультационным услугам и аналитике в области сетевого планирования, эксплуатации и экономики сетей связи Рати Танавала рассказала главному редактору "Стандарта" Леониду Конику об этой деятельности.

- В чем заключаются консультационные услуги Bell Labs?

- Это комплекс аналитических инструментов, которые помогают оператору принять решение об использовании новых технологий. Операторы далеко не всегда успешны в новом бизнесе, например в сфере работы с контентом. Зачастую оператору не хватает знаний и опыта, чтобы оценить экономические преимущества внедрения технологии, и он нуждается в сторонней помощи. Нас обычно привлекает совет директоров или генеральный директор либо как минимум топ-менеджер на один ранг ниже. Бывает и иная ситуация, когда компания выполнила анализ новой технологии, но ей хочется услышать еще одно мнение, привлечь дополнительную пару глаз на случай, если что-то оказалось упущено. Случается, что внутри компании созревают два равных по силе, но разнонаправленных мнения и нас приглашают, чтобы выявить единственно верное.

Часто к нам обращаются не только операторы связи, но и отраслевые регуляторы, которые тоже заинтересованы в получении профессиональных прогнозов относительно развития рынка и технологий.

- В каких областях консультирует Bell Labs?

- Мы помогаем операторским компаниям в принятии решений по шести направлениям. Это трансформация беспроводных сетей (включая вопросы развития LTE, рефарминг, применение малых сот); проводной доступ (в том числе поддержка и развитие медных сетей, их совмещение с ВОЛС); трансформация телефонных сетей общего пользования; трансформация операционной деятельности (ведь именно в ней скрыты основные затраты); облака и виртуализация; новые бизнес-модели.

- Вы предлагаете шаблонные модели или каждый раз разрабатываете новые?

- У нас имеется более 50 аналитических моделей, и каждый раз, когда мы проводим очередное исследование, его результаты добавляются в эти модели. Очень часто операторы в разных странах и частях света задают одинаковые вопросы – ​роль глобального игрока дает нам ощутимые преимущества. И даже если на рынке вдруг происходит что-то непредсказуемое, наличие моделей позволяет просчитать все снова буквально за две-три недели.

- Каков штат подразделения планирования, эксплуатации и экономического анализа сетей в Bell Labs? Сколько проектов в год вы выполняете?

- В нашем подразделении работает около ста человек, примерно половина из которых имеет ученые степени, а другая часть – ​дипломы MBA, ведь наши услуги – ​это комбинация бизнес-моделирования и технического моделирования.

В 2012 году наше подразделение выполнило 25 проектов, в 2013‑м – ​50, предполагаем, что в 2014 году их количество достигнет ста. Да, мы растем, но все равно по сути остаемся бутиковыми советниками, а не консультантами. Мы берем за услуги деньги, но наша главная цель не в заработке, а в повышении лояльности клиентов и в принятии более быстрых и качественных решений внутри Alcatel-Lucent.

- Продвигаете ли вы прямо или косвенно решения Alcatel-Lucent?

- Наши рекомендации не зависят от наличия у оператора оборудования Alcatel-Lucent или возможности его использования. В этом смысле мы независимы и объективны. Но благодаря тому что Bell Labs входит в продуктовую компанию, мы лучше других понимаем, как с течением времени изменяется стоимость того или иного оборудования либо решения. Чаще всего мы создаем новую модель за два года до того, как операторы начинают задавать соответствующие вопросы, – ​мы это делаем для внутренних задач Alcatel-Lucent.

- Конкурируете ли вы с международными консалтинговыми компаниями, такими как PricewaterhouseCoopers (PwC) или EY?

- Напротив, мы с ними сотрудничаем, не конкурируя, а дополняя друг друга. Прежде всего Bell Labs работает с PwC и McKinsey. Мы не консультируем по стратегии, а у них нет аналитических сетевых моделей. Прямых конкурентов, со схожими услугами, мы не видим. У Bell Labs есть бренд, который обеспечивает доверие со стороны клиентов. Получить совет от Bell Labs намного ценнее, чем от фирмы XYZ.

- Какова средняя стоимость консультационного проекта Bell Labs и его продолжительность?

- Обычно контракт длится три месяца. Даже если срок выполнения работы больше, мы разбиваем его на трехмесячные отрезки, чтобы демонстрировать заказчику промежуточные результаты. Все проекты разные, поэтому сложно назвать какую-то сумму, но, повторюсь, получение дохода от предоставления этих услуг не является для Bell Labs самоцелью.

- Есть ли у вас клиенты в России и СНГ?

- Да. За последние пять лет мы выполнили 10 больших проектов для операторов в СНГ, включая и Россию. Мы ведем диалог со многими крупными операторами связи в РФ, и нетрудно догадаться, что я приехала к очередному российскому заказчику. Но мы не называем наших клиентов, если только они сами не сообщают о сотрудничестве с Bell Labs.

- Каков топ-3 консультационных услуг Bell Labs с точки зрения спроса?

- На первом месте находится все, что связано с беспроводными сетями, в частности – ​прогноз роста трафика и рекомендации, как с ним справиться (например, запрашивать ли дополнительные частоты или устанавливать малые соты для отвода трафика). По нашему опыту, операторы обычно недооценивают рост трафика, а наша задача – ​спрогнозировать реалистичную картину будущего. Используя многочисленные прогностические модели, мы делаем прогноз примерно на пять лет вперед. Причем это далеко не только оценка объема передачи данных через год, три или пять – ​мы прогнозируем, какими услугами будут пользоваться абоненты, как будут развиваться онлайн-игры, потоковое видео, услуги облачных хранилищ данных. Затем мы выносим за скобки трафик, который можно обслужить вне беспроводной сети (скажем, с помощью Wi-Fi), и рассчитываем будущий объем передаваемой информации, с которым оператору реально придется работать.

Второе по востребованности направление – ​консультационные услуги по фиксированному доступу. Многие операторы нуждаются в совете о том, куда вести волоконно-оптический кабель – ​до самого дома или остановиться раньше, а далее использовать медный провод. Нас также часто спрашивают, какие скорости доступа хотят получить абоненты. Причем мы можем представить предложения по сотням тысяч районов любой страны, и предложения эти будут различными.

Замыкают топ-3 консультации в сфере облаков и виртуализации.

- Начиная с LTE появляющиеся беспроводные технологии адресованы не новым, а уже существующим клиентам. Операторы вынуждены нести капитальные и операционные расходы, но доходы от все той же абонентской базы уже не способны их покрыть. Какие возможности монетизации беспроводных технологий видите вы?

- Таких возможностей немало. Например, множество новых пользователей возникает с появлением услуг М2М. Также стоит упомянуть виртуализацию опорной сети LTE‑оператора (evolved packet core).

В конечном счете на сотовом рынке любой страны выиграет оператор, который первым сократит стоимость передачи 1 бита информации, то есть, по сути, тот, кто первым внедрит LTE. Хотя, конечно, есть и иные способы оптимизации стоимости передачи трафика (например, малые соты) и параметров работы сети (скажем, объема радиочастотного спектра). Все это мы закладываем в аналитическую модель.

- Вендоры начали предлагать операторам big data как ключ к повышению доходности. Однако пока большинство операторов считают, что решения big data стоят дороже, чем результат, который они могут принести. Как вы расцениваете перспективы работы с big data?

- Этот сектор рынка пока делает первые шаги. Операторы всегда считали, что данные, которыми они могут оперировать, слишком персональны. Да и вообще, попытка сбора всех данных в огромный дата-центр обречена на провал. Но если операторы будут делать четко сфокусированные инвестиции в big data, то, несомненно, смогут получить хорошие результаты. Например, успешной инвестицией может стать система прогнозирования трафика, изучающая в том числе, как использует сеть, скажем, владелец iPhone и как его запросы меняются с течением времени. А мы в Bell Labs готовы поделиться консолидированным опытом проведения таких внедрений операторами других стран.

Некоторые действия можно осуществить и вовсе без big data. Оператор ведь и так знает, когда его сеть менее загружена, и в такие периоды имеет возможность предложить скидки на услуги. Это позволяет ему увеличивать выручку при нулевых инвестициях в расширение сети, да еще и повышает лояльность абонентов. Так что все действия должны иметь четкую цель.

- Десятки университетов, компаний и ассоциаций в мире взялись за разработку сотовых стандартов 5G. Участвуют ли в этом процессе Bell Labs и какими вам видятся сети пятого поколения?

- Конечно, Bell Labs вовлечены в разработки 5G, будучи участником многочисленных отраслевых организаций. 5G – ​это улучшение характеристик беспроводной сети для абонента. Речь тут не о скорости передачи данных и не о новом радиоинтерфейсе, как это было в системах 3G и LTE. Абонент хочет получить сеть, которая будет адаптироваться под его нужды, а не наоборот. Все представители индустрии осознали, что нам не нужен еще один сотовый стандарт. 5G – ​это целая экосистема, включающая в себя не только мобильность, но еще и фиксированную связь, и облачные сервисы.

Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости