Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Пт, 14.12.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 66.26 EUR 75.39
14 декабря 2018 года, Пт
Владимир Елисеев, генеральный директор ЗАО "Инфо­системы Джет"

В сапогах клиента

20.10.2014
Владимир Елисеев, генеральный директор ЗАО "Инфо­системы Джет"
Владимир Елисеев, генеральный директор ЗАО "Инфо­системы Джет"

О том, какие перспективные направления бизнеса выбрал крупный российский системный интегратор, корреспонденту "Стандарта" Дмитрию Петровскому рассказал генеральный директор ЗАО "Инфосистемы Джет" Владимир Елисеев.

- Назывался ли в 1991 году бизнес компании "Инфосистемы Джет" системной интеграцией?

- Не могу вспомнить, существовал ли тогда такой термин. На Западе, наверное, существовал. Но наши коммуникации с иностранными коллегами были ограничены факсовой связью и элементарной электронной почтой.

Мы начинали проще. Мой партнер Евгений Шаблыгин, оказавшись в бизнесе раньше меня, несколько раз побывал на выставках за рубежом. Он увидел там мощные компьютеры – ​рабочие станции, о которых в России никто и не слышал. Наша начальная бизнес-идея была проста: Россия разовьется, и такие компьютеры станут востребованными; если мы ими займемся, то будем первыми и единственными, кто встретит этот спрос. И мы ввязались в сотрудничество с Sun Microsystems.

- Компания начала как партнер Sun Microsystems?

- Да, Sun Microsystems показалась нам наиболее интересной – ​живой, вышедшей из университетской среды.

- Как удалось выстоять и развить бизнес в первые годы?

- Нам повезло: в 1992 году мы получили первый крупный контракт на поставку рабочих станций Sun в Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне. Тогда, наверное, только ученые понимали, зачем вообще нужны столь мощные компьютеры.

В "Джете" на тот момент работали буквально два с половиной человека: мой коллега – ​президент, я – ​инженер, секретарь на полставки. А контракт был почти на миллион долларов. И чтобы он состоялся, мы прошли чудовищные сложности, начиная с экспортного контроля. Выполнение контракта с ОИЯИ заняло полгода.

Но рынка для таких систем не было. В 1991‑м руководитель по ИТ одного из крупнейших тогда коммерческих банков был уверен, что 486 PC ему с запасом хватит лет на пять. Два года после поставки компьютеров ОИЯИ мы перебивались от контракта до контракта, участвовали в самых неожиданных выставках, вплоть до аэрокосмического салона, – ​искали своих заказчиков. И везде на нас смотрели как на людей не от мира сего. Реальный рынок для таких решений в России появился, с моей точки зрения, году в 1994‑м: на UNIX-серверы стали переходить большие коммерческие организации.

- Тогда и появилась собственно системная интеграция?

- У нас она была всегда. Рабочая станция принципиально живет как сетевая машина, часть вычислительного комплекса. В том же ОИЯИ – ​множество лабораторий, фактически крупных институтов. Некоторые решили, что будут запускать вычислительную систему самостоятельно, другие заплатили, чтобы ее запустил подрядчик. По контракту мы должны были построить вычислительный комплекс, включающий помимо станций нестандартные дисковые системы, оптические накопители, уникальные системы печати и тому подобное. И обеспечить доступ к нему из сети института. Не надо забывать: это 1992 год, из интернет-сервисов – ​только электронная почта, новые версии драйверов доставляются по почте обычной. Технический запуск комплекса занял около трех недель работы на площадке у заказчика. В какой-то момент возникло понятие "системная интеграция", потому что нужно было как-то отвечать на вопрос, чем занимается компания.

- Когда стало вырисовываться то, что называется сегодня "Инфосистемы Джет"? Какой этап стал для компании ключевым?

- Момента, про который можно сказать, что мы нашли себя и дальше побежали по прямой, не было. Компания несколько раз кардинально менялась. Становилась другой ИТ-среда, менялись потребности заказчиков. В таких условиях ты или сам становишься другим, или умираешь.

Главным нашим преимуществом в 1990‑х было умение собрать и запустить сложный, "тяжелый" вычислительный комплекс. Ключевой задачей второй половины 1990‑х стал сервис. Sun Microsystems открыла офис в России через три года нашей работы, сервисная служба в России у них появилась еще на несколько лет позже. А крупные машины без обслуживания просто никому не нужны. Как только ты заставил систему работать, должен приступить к ее обслуживанию, решая любые проблемы. Когда UNIX-системы начали массово использоваться для решения критических задач больших организаций, сервис стал главным конкурентным преимуществом.

В середине же 1990‑х у нас открылось направление информационной безопасности. В середине 2000‑х мы активно занялись прикладным ПО и решениями для операторов связи. Во второй половине 2000‑х на повестку дня вышел аутсорсинг.

Что сохранялось всегда, это работа на результат и любовь к своим проектам. Для получения заказов у нас не было никаких правильных связей, "заходов". Просто мы были лучшими специалистами. Компания "Инфосистемы Джет" традиционно выигрывает и растет на умениях.

- Где брали специалистов?

- Находили, учили. По завершении первого контракта мы на честно заработанные, но совершенно безумные деньги – ​$1000 – ​купили полный пакет документации по операционной системе Solaris. Это стало прекрасным флажком для инженеров: в "Джете" есть на чем учиться! Кроме того, у нас были собственные рабочие станции – ​не очень много, но было на чем тренироваться. Инженер, особенно сервисный, растет у нас весьма быстро. Он настолько глубоко включен в решение нетривиальных вопросов, что года через два это специалист уже очень высокого класса. К конкурентам от нас уходили на должности не ниже начальников отделов. Мы начали выделять бюджеты на обучение, отправляли людей на дорогостоящие курсы, в том числе за рубежом. У нас выросли и работают уникальные специалисты – ​наша гордость и ценность.

- Системного интегратора ведут вперед технологии или выдающиеся специалисты?

- Без людей не бывает ничего. Технологии, особенно прорывные, также чрезвычайно важны. Тем более теперь, когда появились технологии, позволяющие производить качественно иные решения – ​по уровню задач, цены, возможностей для интегратора и заказчика. Но вперед компанию двигают проекты. Мы всему научились в проектах. И с огромным удовольствием ввязываемся в новые. "Джет" – ​это наши проекты.

- Можете отметить наиболее значимые для компании проекты?

- Их было много. Один из этапных проектов середины 1990‑х – ​параллельный кластер СУБД в ЦБ РФ, обеспечивавший абсолютно уникальные по тем временам параллельные вычисления. Эта технология только через полгода вышла на мировой рынок. Наш проект года три находился в референс-листе у Sun и Oracle.
Проекты с ЦБ и "Газпромом" заставили нас посмотреть на сервис серьезнее, создать собственные сервисные программы. Мы что-то придумали, больше – ​подсмотрели и начали успешно конкурировать с вендорами. И мы их сильно "били", потому что наша программа обслуживания была написана "с заказчика", а не в далекой Калифорнии. Вендоры предлагали ремонт оборудования, а мы подписывали гарантии работы систем без сбоев, принимая на себя риски по времени восстановления в виде штрафов. И лет десять, до середины 2000‑х, у нас на этом поле конкуренции почти не было.

Проекты с МТС – ​первые в России сети хранения данных, техническое обслуживание на территории всей страны. Под них мы открывали наши первые филиалы. Очень многому нас научили проекты с "ВымпелКомом": строительство современных ЦОДов, решение задач непрерывности бизнеса, использование промышленных технологий разработки ПО. На проекте построения опорной сети "Казахтелекома" мы вошли в тему чисто операторских решений.

Был целый ряд проектов по аутсорсингу, кульминацией которых стало сотрудничество с "Лето Банком". Конечно, это не все.

- На чем теперь специализируются "Инфосистемы Джет"? Можно ли говорить о фокусировании бизнеса?

- Специализация и фокус – ​не одно и то же. Мы довольно узкоспециализированны, очень аккуратно относимся к новым направлениям. Есть направления, которыми мы занимаемся больше десяти лет, и до сих пор спрос не снижается. Например, ЦОДы мы начали строить в самом начале 2000‑х, но и сейчас это весьма живая область, где активно развиваются технологии и подходы. Это – ​специализация.

Даже спустя 25 лет мы продолжаем создавать большие, сложные вычислительные комплексы. Технологии изменились революционно, но задача осталась. Это тоже специализация.

Фокус – ​более сильное понятие. Это направления, на которых мы концентрируем все усилия компании, всех сотрудников. Направления, которые должны вывести нас в будущее, на новый уровень.

- Тема аутсорсинга стала ведущей в вашем бизнесе?

- Да, это одно из ключевых направлений. "Инфосистемы Джет" начали заниматься аутсорсингом во второй половине 2000‑х, это направление растет чем дальше, тем быстрее. Однако проекты полного аутсорсинга в нашей стране до сих пор уникальны. И сотрудничество с "Лето Банком" – ​значимый для нас, один из самых крупных и сложных проектов за историю компании, объединивший в себе все, что мы умели и не умели. Честно говоря, я не знаю ничего подобного по масштабу в России. На мой взгляд, это результат дальновидного решения руководства банка, которое понимает, что главная задача ИТ – ​не ставить серверы, а решать вопросы бизнеса.

Мы взяли на себя развертывание и эксплуатацию ИТ-инфраструктуры, обслуживание сотрудников банка по всей России, при том что банк сам развивался стремительными темпами. С апреля по ноябрь 2013 года мы разворачивали по одному филиалу и две точки продаж "Лето Банка" в день!

Конечно, мы набили шишек, иногда срывая сроки, исправляя ошибки за свой счет. Но этот проект дал нам новый опыт и ноу-хау. Даже составление контракта для такого проекта – ​уникальная задача, а мы прошли уже третью итерацию по SLA и KPI, отладили механизмы работы, оптимизировали оргструктуру.

Тема аутсорсинга важна еще и тем, что она вынуждает "встать в сапоги" заказчика, ощутить его задачи, трудности своими. Просто исполнитель никому не интересен. Нужно стать как бы частью клиента, принять его взгляд на происходящее. Разработка SLA, KPI – ​это в первую очередь способ понять взаимные ожидания, а не провести формальное разграничение зон ответственности. Это, кстати, приводит к тому, что ты начинаешь и на все остальные направления своей деятельности смотреть глазами заказчика. Безумно полезно: возникает совершенно новое понимание перспектив!

- Какие еще перспективные направления развивают "Инфосистемы Джет"?

- Второе направление – ​прикладное ПО. Мы активно включились в эту тему в 2000‑х. Реализовано немало проектов: АСУ службы "02", автоматизированная система УФМС Москвы. На нашем ПО принимаются все платежи за услуги "ВымпелКома". Есть проекты за пределами России.

Третье направление, в котором мы движемся, – ​собственные продукты. Первые мы создали еще в 1990‑х, например систему "Дозор-Джет", но это были единичные случаи. Сегодня мы работаем над тем, чтобы некоторые наши уникальные проектные разработки оформить и предложить рынку как продуктовые линейки.
У этой тройки направлений мы пока не видим границ, потолка развития.

- Существенно ли повлияют на бизнес интегратора новые, в том числе политические, риски?

- Могут повлиять существенно, но не обязательно в худшую сторону. Иногда обстоятельства выталкивают на путь новых возможностей, по которому сам ты не пошел бы. Так, в январе 2003 года наш офис сгорел дотла. Восстановить бизнес на пепелище было очень трудно, но в итоге мы оказались единственной ИТ-компанией с опытом выживания после такого рода событий. И этот наш опыт оказался очень востребованным заказчиками. Уже в конце 2003 года мы вошли в большой проект по обеспечению непрерывности ИТ-сервисов для "ВымпелКома".

Было очень трудно, когда доля госконтрактов в обороте компании "Инфосистемы Джет" снизилась с 30 % до 3 %. Но это заставило сконцентрироваться на приоритетах коммерческого рынка: на уникальном качестве услуг, оптимизации производства. Да и объемы российского коммерческого ИТ-рынка все равно больше, чем все интеграторы вместе могут освоить. В итоге свои объемы мы восстановили за два года, а наша конкурентоспособность сильно возросла.

Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости