Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Ср, 18.09.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 64.12 EUR 70.6
18 сентября 2019 года, Ср

Забвение принципов законотворчества

РЕДАКЦИЯ COMNEWS
© ComNews
22.06.2015

Законодатели опять поспешили в попытках регулирования ИКТ-отрасли. На этот раз без консультаций с отраслевым сообществом был разработан и внесен в Государственную Думу РФ так называемый законопроект "О праве на забвение". Этот документ уже успели принять в первом чтении, когда волна возмущения со стороны интернет-компаний и широкая огласка в СМИ заставили его создателей притормозить и начать дорабатывать документ уже с учетом предложений и мнения игроков интернет-отрасли. К сожалению, такой стиль работы законотворцев в отношении ИКТ становится неприятной тенденцией.

Авторами данного законопроекта являются депутаты Вадим Деньгин, Алексей Казаков, Леонид Калашников и Ольга Казакова. Согласно документу, пользователи Интернета, которые нашли в Сети через поисковые системы ссылки на недостоверную, неактуальную или распространяемую с нарушением законодательства информацию о себе, вправе потребовать от интернет-компаний их удалить. Исключение делается для данных "о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, а также информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость".

Оператор поисковой системы обязан будет удалить ссылку на недостоверную, неактуальную или распространяемую с нарушением законодательства информацию в течение трех календарных дней с момента поступления заявки от интернет-пользователя. В случае отказа прекращать выдачу ссылок интернет-компании грозит штраф в размере 100 тыс. рублей. После отказа оператором поисковой системы удалить ссылку, интернет-пользователь может обратиться в суд. Если же интернет-компания по решению суда не удалит ссылку в течение пяти дней, то она будет оштрафована уже на 3 млн рублей.

Авторы законопроекта "О праве на забвение" утверждают, что он согласуется с общеевропейской практикой. Из-за этого, наверное, он и был разработан без учета предложений участников Рунета, внесен в Госдуму и принят в первом чтении. После поднялась волна возмущения со стороны интернет-компаний. Так, например, в "Яндексе" заявили, что принятый в первом чтении законопроект абсолютно не решает декларируемых задач (ограничение распространения в Сети информации о гражданине), содержит явные противоречия российскому законодательству, предлагает передать функции судов или правоохранительных органов коммерческим организациям (в данном случае поисковикам), не учитывает принципы работы поисковых систем и технические особенности развития Интернета. Недовольство со стороны интернет-компаний и широкая огласка в СМИ заставили депутатов притормозить и начать дорабатывать документ уже с учетом предложений и мнения игроков интернет-отрасли.

После нескольких встреч депутатов с представителями интернет-отрасли последним удалось добиться договоренностей с профильным комитетом Госдумы по увеличению срока рассмотрения поисковиками жалоб интернет-пользователей с трех дней до десяти рабочих дней. Также отраслевому сообществу удалось добиться разъяснения того, что закон касается только операторов поисковых систем, а не других площадок. Правки по законопроекту продолжают обсуждаться участниками интернет-отрасли и депутатами. Так, например, по мнению отраслевого сообщества, пока остается открытым вопрос о подсудности (отрасль предлагает исключить возможность подачи иска по месту жительства гражданина) и сроке вступления закона в силу (отрасль полагает, что для подготовки к вступлению закона в силу полугода недостаточно, а требуется большее время).

Удручает то, что такая модель работы (сначала законопроект создается, а потом его параллельно с процедурой принятия начинают дорабатывать) законотворцев в отношении ИКТ становится неприятной тенденцией. Не так давно аналогичную ситуацию мы наблюдали при принятии закона, запрещающего неэфирным телеканалам транслировать рекламу в эфире. Законопроект не прошел никакого обсуждения с профессиональным сообществом, был поспешно принят и вступил в силу 1 января 2015 года. Затем, дабы снизить градус недовольства игроков ТВ-отрасли и смягчить последствия принятоно закона, депутаты разработали поправки к закону "О рекламе", которые снимают запрет на рекламу для тех неэфирных телеканалов, которые заполняют не менее 75% эфира отечественным контентом.

Также, к сожалению, прослеживается тенденция и в том, что своими инициативами, призванными регулировать ИКТ-отрасль, законодатели практически создают некую квазисудебную систему. То есть законы и законопроекты последних лет ("антипиратский" закон, законопроект "о забвении" и т.д.) приводят к тому, что вместо того, чтобы идти с претензией в суд, участники правового конфликта начинают обращаться к оператору связи, интернет-компаниям и другим коммерческим организациям.

Порой законотворцы, поглощенные разработкой какого-либо законопроекта, совершенно забывают прислушиваться к отраслевому сообществу. Такая забывчивость грозит возникновением конфузных ситуаций, которые вредят авторитету и законодателей и, самое главное, создают трудности в работе ИКТ-компаний.

Редколонка

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости