Новости Редколонка Точка зрения

Пн, 29.08.2016

Полная версия сайта

 Поиск
USD 64.74 EUR 73.09
29 августа 2016 года, Пн

Россияне боятся бесконтактных платежей

© ComNews
06.10.2015

Эксперты разошлись в прогнозах по поводу перспектив бесконтактных платежей. Одни считают, что этот сегмент имеет право на существование только как составляющая электронного кошелька. Другие утверждают, что быстрому росту бесконтактных платежей мешает лишь слабая информированность населения. Настоящее и будущее этой сферы обсудили участники форума NFC live.

Как считает региональный директор исследовательской компании Forrester Research Максим Тамбиев, для того чтобы NFC-технологии и вообще бесконтактные платежи начали использоваться достаточно активно, необходимы серьезные маркетинговые усилия. "Необходимо, чтобы у клиента появилось понимание, что такая возможность есть, как эту возможность использовать и зачем это вообще нужно", - сказал он.

В Forrester Research полагают, что необходимо развивать предложения по всему спектру возможных применений NFC-технологий - транспортные приложения, интерконнект между различными устройствами, системы контроля доступа, платежи в точках продаж и т.д.

По прогнозным данным этой компании, в США объем рынка мобильных бесконтактных платежей в целом (не только NFC) уверенно растет: с $50 млрд в 2014 г. до, примерно, $142 млрд в 2019 г. При этом доля платежей непосредственно в точках продаж (товара или услуги) в прошлом году была практически незаметна. Но сейчас идет быстрый рост - до $34 млрд в 2019 г. "Но эта, казалось бы, благостная картина, портится следующим фактом. В 2019 г. мобильные бесконтактные платежи составят примерно 1% от всех платежей в ритейле США. Объем в $140 млрд может показаться большим, но с точки зрения доли рынка это незначительно", - пояснил Максим Тамбиев.

Как считают в Forrester Research, мобильные бесконтактные платежи немногим лучше использования привычной банковской карты, они не создают какой-либо "новой серьезной дополнительной пользы" ни для клиента, ни для торговца. Иногда они делают процесс платежа немного быстрее, и только.

Но есть технология, у которой неплохие перспективы - электронный кошелек. Бесконтактные платежи для нее - только одна из составляющих. Как пояснил Максим Тамбиев, такой кошелек позволяет его хозяину управлять любыми активами - карты, купоны, скидки, электронная идентификация и т.д. И при этом обеспечивает еще и платежные сервисы. Сейчас больше всего пользователей у электронного кошелька китайского происхождения Alipay - около 180 млн. К лидерам рынка электронных кошельков компания также относит PayPal - 160 млн. Apple данные своего сервиса не раскрывает. Google также не разглашает количество пользователей, но по оценкам Forrester, их около 16 млн (большинство из них применяет для покупок в магазине приложений Google).

По данным J’son & Partners Consulting, в конце 2013 г. в России было около 25 тыс. платежных терминалов с поддержкой NFC. За год их количество выросло на 136% - до 59 тыс. Сейчас NFC-инфраструктура увеличилась до 150-200 тыс. терминалов (около 15% всех POS-терминалов). "Рынок растет значительно быстрее, чем предполагалось. Инфраструктура уже готова к приему бесконтактных платежей", - заявил ведущий консультант J’son & Partners Consulting Сергей Золкин. По их данным, также немало продается и смартфонов с поддержкой NFC - от 17% до 22% от общего числа продаж, и их доля постоянно растет.

Опрос показал, что среди владельцев банковских карт NFC-платежи (технологии PayPass и PayWave) использовали лишь 17%. В основном россияне либо не видят разницы ("меня устраивает моя карта"), либо банк не предложил клиенту получить такую карту, а сам клиент не знает, как ей пользоваться и зачем она нужна.

Как сообщил Сергей Золкин, J’son & Partners Consulting провело исследование, чтобы выяснить, как молодое поколение (от 16 до 35 лет) относится к NFC и бесконтактным платежам (опрос проводился в Москве и Петербурге). Выяснилось, что уровень знаний об этой технологии низкий. 50% опрошенных вообще не знают, что такое NFC (знают 24%). Более 40% владельцев смартфонов не могут ответить, есть ли в их устройстве NFC-модуль. О том, что смартфон может быть заменой банковской карты и использоваться для совершения платежей знает около 30%, примерно столько же об этом ничего не слышали, еще около 40% знают, но не понимают как.

Если банковским сервисам россияне в основном доверяют, то к возможности использования смартфона как платежного средства относятся настороженно. 63% опрошенных боятся, что их деньги могут украсть, а 41% заявили, что им спокойнее проводить транзакции традиционными способами. "У людей нет понимания, как работает технология, как "из смартфона деньги попадают в терминал". И пока не будет понимания, что это такой же инструмент, как банковская карта, что это безопасно, что над развитием сервиса и его защищенностью работает множество компаний - люди будут бояться", - сказал Сергей Золкин.

Эксперты J’son & Partners считают, что в России рынок в целом готов к распространению этой технологии. Есть барьер, но его можно преодолеть, если все участники будут делать больший акцент на безопасности и активнее рассказывать клиентам о защищенности и возможностях сервиса.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Новости

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100