Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Сб, 18.08.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 66.88 EUR 76.18
18 августа 2018 года, Сб
Игорь Хомич, партнер компании AT Consulting, директор блока "Инновационные решения"

Почему Tele2 будет трудно в столице

Игорь Хомич,
партнер компании AT Consulting, директор блока "Инновационные решения"
28.01.2016
Игорь Хомич, партнер компании AT Consulting, директор блока "Инновационные решения"
Игорь Хомич, партнер компании AT Consulting, директор блока "Инновационные решения"

Tele2 позиционирует себя как оператор-дискаунтер и, похоже, всерьез собирается продолжать демпинговать на столичном рынке. Это определенный вызов московским игрокам, но выживет ли компания среди таких серьезных конкурентов, как МТС, "МегаФон" и "ВымпелКом"? Я считаю, что в среднесрочной перспективе у Tele2 не так много шансов занять значимое место на рынке Москвы, и вот почему.

С одной стороны, выход на московский рынок на пике кризиса - неплохое решение. Tele2 может забрать часть доходов от мобильных услуг в столице и даже значимую часть абонентской базы других участников рынка. Но с другой стороны, это самые необеспеченные, самые нелояльные абоненты. Возможно, некоторые приобретают SIM-карты Tele2 в качестве второго номера, а основной клиентской группой станут студенты, школьники и мигранты.

Обойти ведущих игроков в Москве по объемам выручки - это сложная, дорогостоящая и долгосрочная задача. Имеющихся в наличии мощностей и сети покрытия Tele2 хватит максимум на ближайшие два года. Базовых станций у оператора сейчас около 5000 в диапазоне 3G и еще меньше в стандарте LTE - этого мало для полноценного присутствия в регионе. Кроме того, отсутствие сети 2G в значительной степени ограничит покрытие классическими телеком-услугами, а это серьезное ограничение для потребителя. Многие абоненты до сих пор используют устаревшие телефоны и не собираются их менять.

Доля Tele2, конечно, будет расти, но это будет меньший объем выручки по сравнению с объемами конкурентов. Новый оператор даже спустя несколько лет роста будет занимать в Москве четвертое место, сильно отставая от тройки лидеров. Полагаю, что база Tele2 будет наращиваться, в первую очередь, путем попыток "захвата" абонентов конкурентов. Это дорого и не всегда эффективно.

Основная борьба операторов сосредоточена сейчас вокруг платежеспособных абонентов, а главным аргументом для них является высокое качество услуг. Сам по себе показатель количества абонентов уже никому не интересен, важно, чтобы имеющиеся клиенты ежемесячно приносили доход.

Пользователи мобильной связи привыкли к качественным услугам, которые предоставляют операторы "большой тройки". Сегодня Tele2 мало просто выйти на рынок с низкими ценами. В ближайшие несколько лет новому оператору будет необходимо построить качественные сети и значительно расширить зону покрытия, а на это уйдут миллиарды рублей, потребуется кропотливая работа в условиях крайне высокой конкуренции.

Судя по мировому опыту, России достаточно трех федеральных операторов мобильной связи. Думаю, что в перспективе для страны хватило бы даже двух основных федеральных операторов для поддержания конкурентной среды и какого-то разумного количества региональных. Например, в Германии сейчас три ключевых общенациональных оператора - T-Mobile, Vodafone и O2, в Великобритании тоже три ключевых и три второстепенных, в Китае также есть "большая тройка" - China Mobile, China Telecom и China Unicom.

С приходом агрессивного конкурента выручка у "ВымпелКома", "МегаФона" и МТС может сократиться, но затраты у потребителей не будут снижаться. Для удержания своих позиций на рынке операторы повысят качество связи, усилят программы лояльности клиентов, внедрят новые цифровые услуги и контент.

Как ни парадоксально, но появление и дальнейшее развитие четвертого оператора на телеком-рынке Москвы может привести даже к повышению среднего чека у всех операторов. Маржинальность бизнеса уже давно и планомерно сокращается, с появлением нового игрока всем существующим приходится как-то восполнять доходы. За дополнительные совокупные расходы уже четырех операторов в конечном счете заплатит потребитель, и появление Tele2, пусть даже и со стратегией дискаунтера, может привести в среднесрочной перспективе к удорожанию услуг мобильной связи в Москве.

Сейчас я вижу у Tele2 перспективы только за счет мощного ресурса ВТБ и "Ростелекома", акционеров компании. Без продолжительной финансовой поддержки в ближайшие пять-десять лет компания может стать первым кандидатом на банкротство.

Tele2 к 2018 году планирует стать одним из трех крупнейших игроков рынка мобильной связи в России. Но для этого не обязательно обгонять кого-то из "большой тройки", ведь можно конкурента просто купить. Сегодня фактически идет передел рынка телекоммуникаций, так как появился новый стратегический инвестор в лице банка ВТБ, который вкладывает в перспективные и инновационные проекты (например, проект почтового банка на базе розничного "Лето Банка"). С учетом тенденций консолидации в отрасли впереди нас ждут интересные перемены, а именно - процесс слияния операторов.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты
Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости