Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Пт, 20.09.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 64.22 EUR 70.94
20 сентября 2019 года, Пт

В поисках общей точки опоры

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
08.02.2016

Тема качества услуг связи в РФ и его оценки традиционно волнует умы представителей отраслевого сообщества. На сегодняшний день этой темой занимаются с той или иной степенью успешности несколько групп заинтересованных участников телеком-отрасли, однако однозначного, единого подхода пока не существует.  

Первая группа "заинтересованных участников" - регулирующие органы. Работать над вопросами контроля качества оказания услуг связи в РФ и его оценки регулирующие органы начали еще несколько лет назад. Основные шаги в этом направлении предприняли Роскомнадзор и Минкомсвязи. При этом если Роскомнадзор говорит о контроле качества телекоммуникационных услуг, то министерство оперирует термином "управление качеством связи".

Так, в 2012 году Роскомнадзор разработал проект концепции создания системы контроля качества услуг связи. Инициатива некоторое время не получала развития, но в 2014 году дело сдвинулось с мертвой точки, по крайней мере в том, что касается услуг мобильной связи.

В соответствии с решением коллегии Роскомнадзора от 28 апреля 2014 года была разработана и введена в эксплуатацию Автоматизированная система контроля качества услуг связи. 4 декабря 2014 года глава Минкомсвязи Николай Никифоров утвердил методику оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи.

Пользуясь этой методикой, с конца 2014 года Роскомнадзор проводит драйв-тесты, на основе которых составляется мониторинг показателей качества услуг в сетях мобильной связи стандартов GSM (2G), WCDMA (3G) и LTE (4G) в Российской Федерации. Надзорный орган запустил сайт "Качествосвязи.рф", на котором публикуются результаты измерений. К концу 2015 года, согласно данным сайта "Качествосвязи.рф", измерения были проведены в четырех городах ЦФО и Москве, в четырех городах СЗФО и Петербурге. В ЮФО, ПФО, ДВФО, СФО и УФО измерения были проведены в пяти городах в каждом из регионов. В Крымском федеральном округе мониторинг был проведен в Симферополе и Севастополе. Что касается СКФО, то, по данным сайта, по состоянию на 15 июля 2015 года измерения не проводились.  

Также в 2014 году вопросом управления качеством услуг связи более плотно занялось и Минкомсвязи. Осенью 2014 года министерство объявило конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по теме "Разработка Концепции управления качеством связи". По итогам тендера Минкомсвязи объявило победителем конкурса Ассоциацию документальной электросвязи (АДЭ). В конце весны 2015 года АДЭ презентовала концепцию.

Среди базовых подходов к управлению качеством связи в концепции названы отказ от обязательного нормирования значений показателей качества услуг связи при наличии конкурентной среды на рынке (исключение составляет универсальная услуга связи), открытость и прозрачность результатов оценки качества этих услуг, воспроизводимость и сравнимость результатов оценок, вовлечение абонентов в управление качеством услуг связи.

Что касается вовлечения абонентов (краудсорсинг), то идея состоит в том, чтобы абоненты смогли установить на смартфон приложение, с помощью которого можно проводить локальные замеры качества и отправлять данные в общую базу. В вопросе необходимости краудсорсинга, кстати, Минкомсвязи и Роскомнадзор единодушны. Как сообщала газета "Известия" со ссылкой на главу Роскомнадзора Александра Жарова, такое приложение должно появиться до конца I квартала нынешнего года. 

Второй заинтересованной стороной, конечно, являются сами операторы связи. У каждой из компаний (по крайней мере "большой четверки") есть соответствующие дирекции, контролирующие качество услуг и обладающие данными по своей сети.    

Кстати, в качестве одного из инструментов локально используют специальные приложения для замеров качества связи и некоторые из операторов. Например, такое приложение уже есть у Tele2 (приложение "Компаньон") и "МегаФона" (приложение "Моя сеть"). Кстати, в апреле 2015 года Tele2 сообщал, что приложение "Компаньон" уже установило около 10 тыс. абонентов.

Наконец, третья группа тех, кому важны показатели качества связи, - это аналитики. Всевозможных коммерческих компаний, занимающихся драйв-тестированием сетей операторов мобильной связи, сегодня достаточно.

Однако публикуемые ими данные, как правило, подвергаются наиболее жесткой критике и не вызывают единодушного доверия у всех игроков рынка. Замеры разных компаний-тестировщиков на одной территории зачастую дают разные результаты, на основе которых делаются диаметрально противоположные выводы.     

Недавним примером могут служить данные тестирования сетей мобильной связи в Москве, которые представили с разницей в месяц две компании - агентство TelecomDaily и агентство Mobile Speed Rating. Помимо прочего, показательным можно считать заключение, данное аналитиками оператору Tele2. Так, по данным TelecomDaily, по качеству сети Tele2 в Москве не уступает компаниям "большой тройки", а в Mobile Speed Rating отмечают, что Tele2 к концу 2015 года не смог построить в Москве стабильную сеть передачи данных.

Таким образом, результаты замеров, представляемые коммерческими компаниями-тестировщиками, не только не вносят больше ясности, но, напротив, добавляют путаницы. И абонентам, которые все же задаются вопросом, какой оператор оказывает услуги связи более качественно, в итоге приходится ориентироваться только на собственный опыт.      

Редколонка

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости