Новости Редколонка Точка зрения

Ср, 27.07.2016

Полная версия сайта

 Поиск
USD 65.74 EUR 72.35
27 июля 2016 года, Ср

Облака в приоритете

Алла Галанова
© ComNews
17.02.2016

Для российских компаний основным технологическим приоритетом в цифровой трансформации бизнеса являются облачные технологии. Такие данные приводит IDC, ссылаясь на результаты проведенного исследования. При этом облака лидируют у российского бизнеса в списке технологических приоритетов со значительным отрывом от других технологических направлений.

Об этом рассказал руководитель направления облачных сервисов компании IDC Алексей Федоров на совместном мероприятии Cisco и IDC.

Рассматривая концепцию цифровой трансформации бизнеса, специалисты IDC провели исследование для выявления технологических направлений, приоритетно используемых компаниями по итогам прошлого года. Выборка была сделана в Германии, Великобритании, Франции, России и странах Скандинавии (они учитывались как один регион). Было опрошено порядка 300 руководителей в каждой стране.

По мнению представителя IDC, цифровая трансформация - это большой комплекс активностей, которые не могут быть инициированы или запущены, если у компании нет понимания, для чего это делается. По его словам, прежде всего, необходимо определиться со стратегией, а затем выработать тактику.

Алексей Федоров отметил, что технологические приоритеты в компаниях меняются в зависимости от региона. В большинстве стран ставят в приоритет использование мобильных технологий и больших данных (Big Data), не обходя вниманием и инструменты в рамках концепции IoT (Интернет вещей). Лидером по предпочтениям в трех рассматриваемых регионах из пяти (Германия, Франция и Россия) стало применение облачных технологий. Порядка 38% опрошенных российских представителей бизнеса использовали в 2015 г. облака как наиболее актуальное решение. По этому показателю немного отстает Германия - 33%. Примечательно, что в Германии и Великобритании практически не ставят в технологический приоритет социальные сети. "Все актуальные сценарии соцсетей использованы уже давно", - подчеркнул в своем докладе Алексей Федоров.

Аналитик также отметил, что в России столь активное стремление к использованию облачных сервисов обусловлено тем, что европейские страны давно используют облачные технологии, а в России к ним приобщились с недавнего времени.

Директор по технологиям компании Cisco в России и СНГ Андрей Кузьмич отметил, что в основе трансформации лежит экспоненциальный рост объемов данных и количества приложений. По данным эксперта, к 2018 г. на облака придется 78% рабочей нагрузки.

По мнению директора центра компетенции по управлению жизненным циклом приложений компании "Техносерв" Алексея Николаева, увеличение интереса к облачным решениям бесспорно наблюдается за последние годы.

Он отмечает, что одной из предпосылок к этому служит возможность сокращения капитальных расходов на собственную инфраструктуру: "Одним из значимых вопросов, которые стоят перед компанией, рассматривающей переход на использование внешних облачных услуг, является вопрос их адаптации к бизнесу компании, особенностям бизнес-процессов. Конечно, есть облачные сервисы, которые фактически не требуют индивидуальной настройки. К ним относятся в первую очередь инфраструктурные унифицированные системные сервисы, поддерживающие основной бизнес. Примеры - вычислительные мощности, резервное копирование и электронная почта из облака. Перевод таких систем во внешнее облако оказывает минимальное влияние на бизнес-процессы компании. Изменится структура задач по обеспечению непрерывности, структура расходов на ИТ. Но это изменения внутри ИТ".

Иная ситуация, как подчеркивает Алексей Николаев, происходит тогда, когда речь идет о переходе на внешние сервисы, автоматизирующие основные бизнес-процессы компании. Речь идет о системах типа CRM, ERP, системах управления логистикой и т.п. В этом случае изменения той или иной степени серьезности в бизнес-процессах компании практически неизбежны. Это связано с тем, что сама идеология и экономическая модель публичных облачных сервисов предполагает унификацию функций и отказ от разработки уникального частного решения для каждой конкретной компании. С одной стороны, унифицированная облачная услуга может дать заказчику доступ к лучшим практикам, опыту других компаний, которые обычно используются при разработке подобных решений, с другой - она может потребовать отказа от особенностей реализации собственных бизнес-процессов. И здесь потенциальный проект миграции на облачные услуги подстерегают две ловушки - неверная оценка тех преимуществ, которые даст миграция на облачные услуги, и попытка полностью привязать новое решение к своим бизнес-процессам без их изменения.

"Недооценка каждой из описанных ловушек может привести к неуспеху проекта миграции в облако. Но опыт показывает, что с каждым годом крупные российские компании все больше готовы изменять внутренние процедуры организации бизнеса, если этого требует переход на облачную платформу, который сулит существенное сокращение издержек. Если пять-десять лет назад заказчики при внедрении того или иного ИТ-решения просили все сделать именно так, как они хотят, то сейчас многие согласны адаптировать к новому облачному решению свои бизнес-процессы, переучить сотрудников и, возможно, изменить схему их работы. Правда, при условии, что исполнитель проекта сможет обосновать приемлемый финансовый эффект этих изменений. Такую позицию можно считать гораздо более взвешенной и более лояльной к облачным трансформациям" - заметил в беседе с ComNews представитель компании "Техносерв".

Генеральный директор компании "Облакотека" Максим Захаренко отмечает, что для бизнеса в существующих экономических условиях требуется одновременно повышение эффективности деятельности компаний, что достигается в основном за счет внедрения и модернизации ИТ-решений, и сиюминутная экономия, потому что прямо сейчас "денег нет". Одновременно оба условия удовлетворяют только облачные технологии, и другой эффективной альтернативы развития ИТ на ближайшие годы просто нет.

Также специалист считает, что современные программы лицензирования или сервисные контракты на использование облачных сервисов позволяют проводить интеграцию и бандлирование облачных сервисов, например в предложениях телеком-операторов, финансовых институтов или интернет-сервисов, то есть мы будем наблюдать "вплетание" облачных сервисов в привычные услуги.

Директор по маркетингу группы компаний "Астерос" Константин Кутуков акцентирует внимание на том, что облачные технологии и решения давно не новы для рынка - концепция ASP (провайдеров аренды приложений) зародилась около 15 лет назад.

"Однако развитие сетей передачи данных, рост производительности вычислительной инфраструктуры, возможности мобильных платформ и связанная с этим модель ведения бизнеса и управления организацией вывели их на новый уровень зрелости, и сегодня они безусловно попадают в фокус все большего количества компаний, в том числе российских. У технологии пропал налет скромности и неоднозначности.  Если говорить о наших заказчиках, то мы видим интерес и реальные успешные проекты в сфере построения инфраструктуры, в основном, для частных и гибридных облаков. В целом спрос, на мой взгляд, обусловлен тремя факторами - экономической эффективностью самой модели получения облачных сервисов, ростом функциональных возможностей доступных решений, а также адаптацией этих решений со стороны самих производителей к работе в облачной среде, включая скорость, надежность и доступность. Для российского рынка четвертым фактором стало импортозамещение - для многих секторов экономики введены ограничения на прямую закупку иностранного ПО, что подстегнуло спрос на модель использования решений из облака, а также на создание собственных продуктов и инфраструктуры", - считает Константин Кутуков.

Говоря о грядущих тенденциях рынка, он подчеркивает, что облачная модель получения сервисов становится нормой. "Если заглянуть в смартфон любого из нас, то практически все приложения так или иначе являются облачными сервисами. Аналогичным путем идет и рынок корпоративных систем и решений. Для крупных компаний это безусловно будет компромиссная модель, основанная на частных и публичных облаках. Для малого и среднего бизнеса 100%-ный переход на облачные технологии может стать нормой. На фоне развития мобильности, больших данных и Интернета вещей, облачные технологии, безусловно, продолжат занимать все большую долю в корпоративном сегменте и в государственном секторе", - говорит Константин Кутуков.

Руководитель направления "Облачные сервисы и инфраструктурные решения" компании "Сервионика" (входит в ГК "Ай-Теко") Ярослав Фаробин также замечает тенденцию перехода на облачные сервисы. "Облака обеспечивают более высокую скорость обработки данных, снимают проблему нехватки ресурсов для вычислений и хранения, а при использовании облачных сервисов от коммерческих провайдеров заказчики получают не только необходимые ресурсы, но и гарантированную защиту данных и стабильную доступность ресурсов", - говорит он.

По мнению Ярослава Фаробина, по мере роста доверия заказчиков к облакам будет расширяться объем задач, передаваемых в облако, и будут усложняться виртуальные ИТ-инфраструктуры. В перспективе вся ИТ-составляющая бизнеса будет потребляться заказчиками в формате сервисов. И облака станут той средой, где заказчики смогут развернуть всю ИТ-инфраструктуру: платформу, бизнес-приложения, сервисы, ресурсы для хранения данных. Наиболее интересными направлениями, по мнению эксперта, будут безопасность данных в облаке и переосмысление роли провайдеров. "Вполне вероятно, что заказчики будут использовать облачные ресурсы и приложения разных провайдеров в рамках единой ИТ-инфраструктуры, что потребует нового уровня интеграции, защиты данных и операционного взаимодействия как между провайдерами, так и поставщиков с клиентами", - прогнозирует Ярослав Фаробин.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Новости

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100