1997

Спутниковый Эверест Арсеньева

Имя Владилена Арсеньева хорошо известно не только в российских, но и в зарубежных кинематографических кругах. Сценарист, продюсер, открытый, импозантный мужчина - почти два десятилетия назад он стоял у истоков создания "НТВ-Плюс", а с марта по август 1997 года являлся генеральным директором этой компании. Воспоминаниями из того времени Владилен Арсеньев поделился в интервью.

 

Владилен Владиленович, как вы пришли в проект "НТВ-Плюс"?

Я узнал о желании Владимира Гусинского запустить проект "НТВ-Плюс" вскоре после выборов президента России летом 1996 года. Борис Ельцин со скрипом (тогда писалось – "триумфально") победил на выборах лидера КПРФ Геннадия Зюганова. К этой победе компания НТВ, ее генеральный директор Игорь Малашенко и Владимир Гусинский были причастны самым непосредственным образом: без них, без их изобретательности в формировании имиджа "самого лучшего руководителя из всех, кого когда-либо знала Россия", Ельцин, скорее всего, не удержался бы на троне. В компании царила эйфория. Дух захватывало от возможностей, которые открывались на десятилетия, а то и на столетия вперед – "а как же, кто бы сомневался, мы самые крутые!". Вот тогда-то Владимир Александрович Гусинский решил стать медиа-магнатом.

Он оставил пост президента "Мост-банка", создал холдинг "Медиа-Мост", куда вошли телекомпания НТВ, радиостанция "Эхо Москвы", издательский дом "Семь дней", кинокомпания "НТВ-Профит", еще что-то медийное и спутниковое телевидение. 

В то время я входил в совет директоров НТВ и отвечал за все неполитическое вещание телекомпании, программирование, выпуск программ в эфир. По-сегодняшнему говоря, был программным директором и главным продюсером в одном лице. По-английски моя должность звучала точнее  Head of Programming and Entertainment. В зоне моей ответственности была группа дубляжа и озвучивания, в которой удалось собрать классных переводчиков и замечательных артистов, а также созданная с моей подачи кинокомпания "НТВ-Профит", начавшая снимать художественные фильмы Павла Чухрая "Вор" (он был номинирован на премию "Оскар" в категopии "Лучший фильм нa инoстpaнном языкe"), Киры Муратовой "Три истории", Александра Прошкина "Русский бунт", позже  Дениса Евстигнеева "Мама", Александра Атанесяна "24 часа" и другие.

Любое новое творческое дело мне нравилось, я за все брался с энтузиазмом. Считал  может, самонадеянно  что все могу делать быстро и наилучшим образом. Лишь бы не мешали.

 

На чем строилась та уверенность?

Долгое время, до прихода на телевидение в 1992 году, я был ведущим телевизионным критиком в "Известиях", самой продвинутой по части интеллекта газете во времена перестройки и гласности. Поэтому что такое хорошо, а что такое плохое на ТВ и в кинематографе, я знал лучше многих. Это помогало выстраивать совершенно новое для России программирование НТВ, собирать по миру лучшие фильмы и сериалы, давать жизнь популярным программам – "Дог-шоу: я и моя собака", "Куклы", "Улица Сезам", "Доктор Угол", "Криминальная Россия: современные хроники", "Перехват с Николаем Фоменко", "Третий глаз с Иваном Кононовым", да много их было  хороших и разных. 

А тут мне предлагают покорить еще одну Джомолунгму  спутниковое ТВ. Конечно, да, согласен! Не сказать, чтобы это была совсем-совсем нетронутая вершина. Какие-то попытки начать телевещание с помощью спутников предпринимались другими компаниями. Но у НТВ в ту пору возможности были куда значительнее  и финансовые, и креативные.

 

Как все началось?

Владимир Гусинский с Игорем Малашенко (в то время генеральным директором НТВ) сказали, что через два месяца, а точнее 1 сентября 1996 года, откроется Нижегородская ярмарка, и к этому дню должен заработать первый канал "НТВ-Плюс". Я обязан был придумать концепцию и обеспечить качественное содержание. Техническую сторону проекта обеспечивали другие люди - возглавлял группу Алексей Цыварев из команды Олега Добродеева и Евгения Киселева (пришедшие на НТВ с 1-го канала Останкино, – прим. редакции). В этой группе был опытный специалист в телевизионном производстве  Константин Кочуашвили, были большие знатоки космических аппаратов, их технических характеристик, траекторий полетов и так далее. 

Я почесал "головное устройство", которым обычно пользовался в таких случаях, и пошел придумывать. Без отрыва от работы на НТВ. 

 

И, как гласит история, уже 1 сентября 1996 года премьер-министр России Виктор Черномырдин, присутствовавший на Нижегородской ярмарке, включил первый спутниковый ресивер "НТВ-Плюс".

Да, так и было. 1 сентября 1996 года начал работу первый канал "Наше кино" (он показывал российские фильмы), а уже 1 октября мы запустили канал "Мир кино" (специализировался на показе зарубежных фильмов). Затем стартовали каналы "Спорт" и музыкальный. Пятый – "Ночной канал" - появился в мае 1997 года, а в конце лета 1997-го начал вещание канал "Детский мир".

 

Когда вас официально назначили генеральным директором "НТВ-Плюс"?

В начале марта 1997 года, когда вводили абонентскую плату. До этого вещание было бесплатным. Помогали мне выстраивать "НТВ-Плюс" те же люди, с которыми я в свое время начинал работу на НТВ: международными связями занимался Андрей Голованов, координацией работы каналов  Сергей Левин, главным редактором канала "Наше кино" стала блистательный кинокритик Вера Иванова. Надо сказать, что вслед за "НТВ-Плюс" мне поручили создать "НТВ-Интернешнл" (первое вещание на русском языке из Москвы за рубеж, премьера состоялась 1 января 1997 года в Израиле). Там отличились Андрей Каморин, Александр Гладышев, Елена Болдырева. 

Мне все время приходилось искать и находить лучших. Получалось  Господь был милостив.

Тем временем, если вернуться назад, с 11 ноября 1996 года канал НТВ начал круглосуточное вещание, а не с шести вечера, как было раньше. Заполнить пространство достойным продуктом тоже было моей обязанностью, что я и делал с помощью Ольги Галицкой, Сергея Даниэляна, Анатолия Чижикова, Оксаны Поляковой, Нелли Васюковой, Любы Шакс. Вроде бы успевал. И там, и здесь.

 

Каковы были темпы развития компании?

Абонентская база "НТВ-Плюс" росла: уже в июле 1997 года мы вручили автомобиль "Жигули"50-тысячному подписчику: им оказался аспирант МГУ. Бодрый набрали темп - не меньше 15 тысяч московских подписчиков в месяц. По регионам также пошли хорошие продажи.

"Из какого сора растут стихи, не ведая стыда", говоря словами Ахматовой, мало кто видел. Мы теснились в здании Останкино по углам, сидели буквально друг на дружке. Спортивная редакция (Алексей Бурков, Анна Дмитриева, Василий Уткин, Владимир Маслаченко) хранила кассеты в шкафах, на полу, под рабочими столами. Энтузиазм, однако! Первопроходцы! О том, сколько заплатят, как отщипнуть долечку - никто не думал. Люди занимались любимым делом и были счастливы. Во всяком случае, мне так казалось. И сам я был счастлив, потому что видел, как ладно, изысканно выстраивается компания, какие чудесные, по-настоящему творческие люди занимаются этим строительством. Творческие даже в сугубо технических сферах деятельности  таким был, например, Евгений Якович, с которым мне тоже довелось поработать (позже он стал гендиректором компании). 

 

Кого в "НТВ-Плюс" вы в первую очередь можете назвать человеком из своей команды?

Мне очень помогал Игорь Литвак. Он был моим первым замом в "НТВ-Плюс", разруливал мои отношения с Владимиром Гусинским, которые становились все напряженнее по причинам, не имеющим прямогоотношения к работе. В конфликте, возникшем у генерального директора НТВ Игоря Малашенко с такими тяжеловесами как Олег Добродеев и Евгений Киселев, Гусинский встал на их сторону. Они хотели сделать НТВ информационным каналом, без всякого "кино-домино". Убеждали Гусинского в том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром. Ну а я был представителем "малашенковской группировки", то есть, говоря хрущевской терминологией – "примкнувший к ним Шепилов". 

Игорь Литвак знал Гусинского давно, с той поры, когда тот был бедным и неприкаянным "вьюношей". Многое повидавший на своем веку (Литвак был старше нас), не признававший никаких авторитетов, он был человеком с большим вкусом и прекрасно разбирался в людях. Вроде матерился через слово, как биндюжник, а создал "Квартет Вивальди", хорошо знал классическую и современную музыку, кино и театр. Говорил мне: ты бы был гибче с Гусинским. Я ему: а как гибче, я же не летучая мышь, чтобы огибать препятствия при помощи ультразвука в полной темноте? Литвак шел к Гусинскому. Тот кипятился. Ему все время хотелось, как несостоявшемуся театральному режиссеру, менять актеров в своих постановках. Но меня не трогал - до определенного времени.

 

Когда это время настало?

Оно пришло в августе 1997 года. Как-то сразу я оказался без работы - ни НТВ, ни "НТВ-Плюс", ни "НТВ-Интернешнл", ни "НТВ-Профит". Оставил новому директору Владимиру Троепольскому список из тридцати или сорока новых каналов. "НТВ-Плюс" как раз переходил с аналогового вещания на цифровое, нужно было развиваться дальше. А я пополнил ряды "отдыхающих" в числе бывшего и первого директора НТВ Игоря Малашенко и отстраненного от должности финансового директора НТВ Михаила Шмушковича. Зарплату нам платили прежнюю, но руками трогать ничего не позволяли. Я усидеть не мог. Создал компанию "НТВ-Кино", начал снимать сериалы "Дальнобойщики", "Каменская", первую российскую мыльную оперу "Салон красоты", художественный фильм с французами, документальное, анимационное кино. Но это уже другая история.