Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Чт, 23.11.2017

Полная версия сайта   

НОВОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ, ВЕЩАНИЯ и ИТ
Редколонка | Переломный год для MNP
Денис Шишулин
выпускающий редактор ComNews.ru
09.01.2017

К началу 2017 году количество заявок на услугу MNP в России составило 7,6 млн. Интерес к этому сервису у абонентов продолжает расти, и наступивший 2017 год может стать переломным с точки зрения роста количества заявок на перенос мобильного номера. Поспособствовать росту востребованности MNP могут заявленные в 2016 году крупные проекты по созданию виртуальных сотовых операторов (MVNO).  

Напомним, что услуга переноса номера мобильного телефона (Mobile Number Portability, MNP) позволяет абоненту перейти в сеть другого оператора сотовой связи, сохранив прежний номер. В России MNP полномасштабно работает с апреля 2014 года, а с учетом тестового периода - три года. Оператором базы данных перенесенных номеров (БДПН) является ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" (ЦНИИС), подведомственный Россвязи.

По данным ЦНИИС, за первый год действия услуги MNP (с 1 декабря 2013 года по 1 декабря 2014 года) было подано 1,2 млн заявок на перенос номера, тогда как за второй год (к 1 декабря 2015 года) их количество достигло 3,4 млн. В 2016 году (к 1 декабря) было подано уже 7,3 млн заявок (то есть прирост за третий год составил 3,9 млн).

Темпы прироста количества заявок увеличиваются. По данным Россвязи, путь от 2 млн заявок на MNP до отметки в 3 млн был пройден за пять месяцев (с мая по октябрь 2015 года), тогда как с 3 млн до 4 млн количество заявок выросло за четыре месяца (с октября 2015 года по февраль 2016 года). Отметки в 5 млн (с февраля по май 2016 года), 6 млн (с мая по август 2016 года) и 7 млн заявок (с августа по ноябрь 2016 года) были достигнуты уже с интервалом в три месяца. Интерес к этому сервису у абонентов продолжает расти, и наступивший 2017 год может стать переломным с точки зрения роста количества заявок на перенос номера.

Связана эта возможность с тем, что в 2016 году был анонсирован целый ряд крупных проектов по созданию в России виртуальных операторов мобильной связи (Mobile Virtual Network Operator, MVNO). Так, под конец 2016 года "МегаФон" объявил о намерении приобрести контрольный пакет акций Mail.Ru Group. Одной из причин сделки в "МегаФоне" назвали возможность осуществлять стратегические совместные проекты, включая создание MVNO-оператора VKmobile на базе социальной сети "ВКонтакте".

Чуть ранее соглашение о создании виртуального сотового оператора заключили Сбербанк и Tele2, а MVNO-проект "Ростелекома" (на сети Tele2) уже начал работать в конце осени прошлого года. Кроме того, под конец года стало известно, что и "ТрансТелеКом" (ТТК) рассматривает возможность запуска MVNO на сети все того же Tele2. Причем оказание услуг мобильной связи возможно как клиентам самого ТТК, так и холдингу "Российские железные дороги" (РЖД, материнская компания ТТК).

Размеры клиентских баз у сети "ВКонтакте", Сбербанка или РЖД огромны, поэтому и их MVNO-проекты обещают стать очень масштабными: с запуском каждого из них речь будет идти о возможности подключения (а точнее - переключения с сетей других сотовых операторов) сотен тысяч абонентов. Таким образом, именно MVNO-проекты в 2017 году станут катализатором роста объема услуг MNP. При этом те из базовых (host) операторов, которые активнее других взялись за MVNO-проекты (на данный момент это "МегаФон" и Tele2), имеют возможность за их счет нарастить косвенную абонентскую базу и изменить расстановку сил среди участников российской "большой четверки".  

В итоге, несмотря на скепсис, с которым представители операторов поначалу относились к востребованности услуги MNP, именно для сотовых компаний MNP может стать одним из самых эффективных инструментов для значимого увеличения доли на перенасыщенном российском рынке мобильной связи.