Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Пн, 18.06.2018

Полная версия сайта   

НОВОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ, ВЕЩАНИЯ и ИТ
Новости | "РТ Лабс" поставит Сбербанку голос
Андрей Федосеев
© ComNews
07.07.2017

АО "РТ Лабс" ("дочка" ПАО "Ростелеком") выиграло открытый конкурс ПАО "Сбербанк" по выбору поставщика программного обеспечения для организации системы голосовой биометрии и внедрения данного программного обеспечения для нужд банка. В планах Сбербанка - внедрить голосовую биометрию для всех розничных клиентов уже к концу 2017 г., а для корпоративных клиентов - в 2018 г. Сумма контракта компании с банком по реализации этого проекта составляет 259,5 млн руб.

Сбербанк провел открытый конкурс по выбору поставщика программного обеспечения для организации системы голосовой биометрии и внедрения данного программного обеспечения для нужд банка. В тендере приняли участие ООО "Дельта Телеком", ООО "Си Ти Ай", ООО "Дсс Лаб", АО "НТЦ "Поиск-Ит", ЗАО "Крок инкорпорейтед", ООО "Банк Софт Системс" (бренд BSS), ООО "ТехноСерв АС", ООО "Стэп лоджик" и компания "РТ Лабс". В итоге победителем конкурса стал "РТ Лабс". Компания предложила реализовать этот проект за 259,5 млн руб. Начальная максимальная сумма открытого конкурса составляла 301,4 млн руб.

По словам представителя пресс-службы Сбербанка, технология голосовой биометрии станет одной из частей создаваемой в банке единой биометрической системы. "Согласно стратегии, эта система позволит аутентифицировать клиентов банка в различных каналах обслуживания, повысить скорость и удобство пользования сервисами банка, а также усилить безопасность при совершении различных операций", - отметил в беседе с ComNews представитель пресс-службы Сбербанка.

Он добавил, что биометрическая аутентификация по голосу станет доступна сначала в едином распределенном контактном центре банка, обслуживающем физических лиц. Затем она станет доступна в контактном центре для корпоративных клиентов, а потом и в других каналах коммуникаций. "В планах Сбербанка - внедрить голосовую биометрию для всех розничных клиентов уже к концу 2017 г., а для корпоративных клиентов - в 2018 г., - уточнил представитель пресс-службы банка. - При этом голосовые отпечатки клиентов Сбербанк начнет собирать с августа 2017 г., чтобы к концу года аутентифицировать по голосовой биометрии в контактном центре 30% клиентов, а уже через год после внедрения данной технологии выйти на 80%".

Система голосовой биометрии Сбербанка будет работать на базе решения, разработчиком которого является ООО "Центр речевых технологий" (ЦРТ). "Решение основано на технологии глубоких нейронных сетей, что позволяет не только обеспечить высокую точность, но и устойчивость к изменениям голоса и окружающих условий. В состав решения входит также детектор "попыток взлома" через имитацию речевых образцов. Внедрение данной технологии - часть большого пути по созданию естественного безопасного интерфейса общения человека с информационными системами", - подчеркнул генеральный директор ЦРТ Дмитрий Дырмовский.

Дмитрий Дырмовский объяснил корреспонденту ComNews, что есть несколько разновидностей атак на голосовые биометрические системы. По его словам, гипотетические злоумышленники могут имитировать голос человека без помощи техники - как это делают пародисты - или с помощью специальных преобразователей. Также есть системы синтеза речи, которые воспроизводят напечатанный текст в речь, которая будет звучать естественно для человеческого уха. Дмитрий Дырмовский добавил, что еще один вариант - атаки с помощью записанных фрагментов речи человека, которые проигрываются перед микрофоном биометрической системы.

"Наш детектор атак обнаруживает так называемые артефакты - локальные изменения параметров звукового сигнала, которые остаются в результате синтеза, воспроизведения, монтажа или преобразования звучащей речи. Эти изменения могут быть неразличимы человеческим ухом, но будут обнаружены и классифицированы системой", - пояснил Дмитрий Дырмовский.

Директор программ центра стратегических инноваций ПАО "Ростелеком" Иван Беров отметил, что команда компании "РТ Лабс", ответственная за развитие биометрических технологий, показала высокий уровень профессионализма в области развития инновационных способов удаленной идентификации с применением биометрических технологий, что позволило фирме победить в открытом конкурсе Сбербанка.

"Компания располагает экспертизой и ресурсами для создания биометрических решений и готова применить свой опыт для разработки системы голосовой идентификации и аутентификации клиентов "Сбербанка" - инновационного и ключевого в своем роде решения, старт которого откроет новые горизонты технологических возможностей и разработок для отрасли в целом", - заявил генеральный директор компании "РТ Лабс" Михаил Бондаренко.

Пресс-служба компании "РТ Лабс" не раскрыла ComNews, ведет ли фирма переговоры с другими российскими банками по реализации аналогичных проектов. По словам Дмитрия Дырмовского, ЦРТ ведет переговоры по реализации подобных проектов со многими российскими банками.

Как ранее сообщал ComNews, банк ВТБ24 завершил пилотный проект по тестированию системы голосовой идентификации клиентов в контакт-центре. В рамках этого пилота банк тестировал решения BSS и ЦРТ. Конкретные сроки запуска этой системы в промышленную эксплуатацию банк планировал определить в конце II квартала 2017 г. (см. новость ComNews от 4 мая 2017 г.). "Конкретные сроки запуска будут определяться в конце этого года", - уточнил вчера корреспонденту ComNews сотрудник пресс-службы ВТБ24.

Пресс-служба Альфа-Банка в мае 2017 г. сообщала ComNews, что банк анализирует возможность внедрения подобного решения. "Мы считаем, что это эффективный инструмент, поэтому сейчас прорабатываем тему голосовых технологий", - говорил представитель пресс-службы Альфа-Банка. Вчера пресс-служба Альфа-Банка не предоставила ComNews комментариев.

Кроме того, "Почта Банк" уже провел один пилотный проект по голосовой идентификации клиентов. Как ранее сообщал представитель пресс-службы "Почта Банка", второй пилотный проект по этой технологии у банка находится в процессе реализации. "В ходе первого тестирования мы получили ряд положительных результатов, раскроем их позже, - заявлял он. - После проведения второго пилота, в случае его успешности, вопрос будет рассматриваться на коллегиальном комитете". Вчера пресс-служба "Почта Банка" тоже воздержалась от комментариев.

В ЦРТ наблюдают большой интерес к технологии голосовой биометрии со стороны российских банков. "Мы ожидаем быстрого роста популярности биометрии в целом после проведения пилота Центрального банка по удаленной идентификации частных лиц, который обещают провести уже к 2018 г. В рамках проекта планируется создание единой биометрической базы россиян, зарегистрировавшись в которой, граждане смогут удаленно подтверждать свою личность, например, открывая счет в банке. В базе будут не только голосовые слепки - скорее всего, там также будут храниться биометрические модели лиц", - сообщил Дмитрий Дырмовский.

По словам представителя пресс-службы компании "РТ Лабс", российские банки активно внедряют и используют инновационные информационные технологии. "Решения по биометрии позволяют оптимизировать целый ряд бизнес-процессов кредитных учреждений, сократить затраты на операционную деятельность и минимизировать риски мошенничества", - заметил он.

Ранее "Ростелеком" планировал подписать с "РТК Софт Лабс" (входит в "РТ Лабс") договор о создании системы "Национальная биометрическая платформа". Эта система будет предназначена для обеспечения удаленной биометрической идентификации личности при получении доступа к персональным данным при выполнении банковских операций. В дальнейшем "Ростелеком" может использовать эту систему и в других отраслях экономики, в частности в медицине, образовании и e-commerce (см. новость ComNews от 21 июня 2017 г.).