Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Вс, 22.09.2019

Полная версия сайта   

НОВОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ, ВЕЩАНИЯ и ИТ
Редколонка | Стандартизация маркетинговых терминов
Леонид Коник
главный редактор группы компаний ComNews
09.03.2019

На стыке февраля и марта 2019 года в России появился стандарт "умного" города. Его подписал заместитель главы Минстроя РФ Андрей Чибис, который также является руководителем ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства "Умный город". С одной стороны, появление такого документа поможет пресечь "парад региональных суверенитетов", когда в каждом муниципалитете выбор проектов и подрядчиков определяется просвещенностью локального чиновника, лоббистскими усилиями поставщиков и наличием денег в местной казне. Но с другой стороны, превращение маркетингового термина "умный" город (smart city) в стандарт грозит сужением круга возможных проектов и их участников, а также формальным исполнением требований нового стандарта вместо решения реальных проблем конкретного города.

Новоявленный стандарт на семи машинописных страницах содержит набор базовых и дополнительных мероприятий, которые будут выполнять все города – ​участники проекта "Умный город" до 2024 года. Эти мероприятия разбиты на восемь направлений: городское управление, "умное" ЖКХ, инновации для городской среды, "умный" городской транспорт, интеллектуальные системы общественной безопасности, интеллектуальные системы экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис. В общей сложности в документе сформулированы два десятка базовых требований и почти 40 дополнительных.

Первым пунктом стандарта значится создание цифровой платформы города, однако функции этого важного элемента smart city ограничены вовлечением горожан в вопросы муниципального развития. Среди функций данной цифровой платформы Минстрой указал голосование по инициативам властей в сфере городского хозяйства, дистанционное обращение граждан с частной инициативой, отображение информации о ремонтных работах на инженерных сетях или об изменении маршрутов транспорта. Между тем, особый интерес цифровые платформы городов представляют для консолидации и обмена данными между государственным и частным секторами, но об этом в стандарте нет ни слова. Зато заработать эти цифровые платформы, по плану Минстроя, должны уже в 2020 году.

Вне цифровой платформы Минстрой предложил создать "цифрового двойника города". Правда, из документа нельзя понять, это будет единая система или набор отдельных блоков. Например, на первом месте в этом разделе указано "поэтапное внедрение государственных информационных систем (ГИС) обеспечения градостроительной деятельности". А ведь еще в августе 2018 года, на первом заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, председатель Счетной палаты РФ и председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин сообщил: "Государство отстает от того, что нужно бизнесу и гражданам. Например, в России действует 340 государственных информационных систем", – ​и добавил, что данные во многих ГИС не стыкуются друг с другом по формату и актуальности.

В направлении "Инфраструктура сетей связи" стандарт "умного" города содержит лишь одно мероприятие – ​создание подземной кабельной инфраструктуры сетей связи, обеспечивающей подключение каждого здания и сооружения, в том числе опор освещения и остановок общественного транспорта. Причем эта кабельная канализация должна обеспечить возможность использования несколькими операторами. И хотя это мероприятие обозначено как дополнительное, наиболее рьяные региональные чиновники могут затеять строительство кабельной канализации для двух-трех операторов (а то и договориться с "Ростелекомом" об использовании его подземной инфраструктуры) и с новой силой начать вырубку воздушных кабелей сотен интернет-провайдеров.

Такой мощный мировой орган стандартизации, как ISO, не замахивался на создание стандарта "умного" города. По мнению этой международной организации, городам нужны лишь единые индикаторы – ​для того, чтобы оценивать их состояние в сфере цифровизации и помочь с выбором приоритетов. Такой стандарт индикаторов недавно появился – ​он называется ISO 37120. О том, что нельзя равнять все города под одну гребенку, говорил и заместитель руководителя проектного офиса "Умный Санкт-Петербург", специальный представитель губернатора Петербурга по вопросам экономического развития Анатолий Котов, выступая на форуме "Smart City & Region: Цифровые технологии на пути к "умной" стране", который прошел в Северной столице 21 февраля. "Регионы разные, и каждый идет своим путем", – ​сказал Анатолий Котов, признавая при этом важность межрегионального обмена опытом и лучшими практиками. Вслед за стандартом "умного" города регионам могут быть навязаны и определенные решения. Пока Минстрой сформовал рекомендательный банк решений для "умного" города, в который собрал 250 проектов (с ориентировочными ценами и контактами подрядчиков). Но вместе с тем замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Соколов уже направил в Минэнерго РФ письмо с предложением использовать по всей стране "умные" счетчики электроэнергии с закрытым протоколом XNB, который применяет ООО "Современные радио технологии" ("Стриж"). Среди основных владельцев этой компании – ​Игорь Ротенберг, старший сын Аркадия Ротенберга – ​лидера санкционных списков и близкого соратника Владимира Путина. Продавливание локальных стандартов вместо участия в международной разработке технологий и стандартов может отбросить Россию туда, где уже был Советский Союз.

Журнал "Стандарт" №2 (192) февраль 2019