Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Вс, 21.04.2019

Полная версия сайта   

НОВОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ, ВЕЩАНИЯ и ИТ
Точка зрения | За единые предельные цены на завершение вызова
Сергей Ефимов
© ComNews
15.04.2019
Сергей Ефимов, генеральный директор НКО "Ассоциация операторов телефонной связи"

Почему надо регулировать цены на присоединение и пропуск трафика у всех операторов связи, или прелюдия к созданию новой модели регулирования сетей с разными технологиями - аналоговыми и цифровыми, с коммутацией каналов и с коммутацией пакетов.

То, что модель построения сетей, оказания услуг связи и работы операторов и ведение экономической деятельности на основе сетей с коммутации каналов перестает эффективно функционировать, очевидно уже не первый день. Особенно это наглядно видно по результативности операторов телефонных сетей.

Введение регулирования существенных операторов не решает проблемы создания нормальной конкурентной среды. Такое положение ведет к монополизму и стагнации. Особенно это сказывается на сетях фиксированной телефонной связи.

Появление пакетных технологий передачи информации и создание Глобальной сети интернет привели к неведомым ранее возможностям и удобствам, показали свою эффективность. Но одно дело - современная сеть связи, а другое дело - люди и социум, которые, являясь пользователями, влияют на многие процессы, используя сети связи. Работа людей в сетях связи проявила и деструктивные возможности, которые приводят к прямому нарушению государственного суверенитета, сначала информационного, а потом и остального.

Нужно хорошо осмыслить происходящее и использовать современные технологии для построения организованного и цивилизованного информационного пространства.

Понятно и то, что "простые" решения, например все тотально записывать, работать не будут. Передача сообщений через ОТТ-сервисы, имеющие сплошное шифрование, которое практически нереально быстро раскодировать, может создавать серьезную угрозу общественным интересам и государствам. Консервативный подход и тормоз по внедрению IP-телефонии имел определенный смысл, однако и этот вопрос пришло время решать.

В качестве первого шага нужно построить техническую и экономическую модели новых сетей на основе коммутации пакетов, учесть в ней возможности работы разных сервисов, оптимизировать структурную и размерную компоненты сетеобразующих организаций, исключить монопольный сценарий развития отрасли. Затем провести реинжиниринг существующих сетей связи для обеспечения конкурентной среды и стимулирования постепенного поступательного внедрения новых технологий, без аварий и потрясений.

Объективное стремительное развитие технологий связи не может не вызвать соответствующих изменений в принципах регулирования фиксированных и подвижных сетей связи.

Так, предлагается на фиксированных сетях перейти к регулированию одноранговой модели местных и зоновых сетей связи, предусмотрев право операторов местной связи осуществлять прямое присоединение как к операторам междугородной, международной связи, так и к зоновым сетям подвижной радиотелефонной связи.

Предлагаемая мера является давно ожидаемой и назревшей. Она должна существенным образом облегчить жизнь небольших операторов связи, оказывающих услуги связи в тех нишах, куда крупные и неповоротливые операторы идти либо не могут, либо не хотят в силу низкой эффективности отдачи на вложенный капитал.

Новая модель регулирования позволит операторам местной связи резко расширить круг взаимодействующих операторов и маршрутов по пропуску трафика. Однако здесь мы неизбежно столкнемся с проблемой, которую не удавалось решить на протяжении всех 1990-х годов: непрозрачность экономических и технических условий присоединения и пропуска трафика оператора - владельца основной телекоммуникационной инфраструктуры.

Более того, уже и сейчас механизм ценообразования межоператорских тарифов у многих крупных операторов крайне непрозрачен, и нет оснований считать, что ситуация изменится в лучшую сторону после нововведений.

Если сейчас все взаимодействие операторов с ССОП осуществляется в основном через ПАО "Ростелеком", чьи цены на пропуск трафика и условия присоединения регулируются как у существенного оператора, то при переходе к новой модели операторы местной связи будут взаимодействовать с операторами МГ/МН и подвижной радиотелефонной связи (ПРТС) - владельцами более 80% всей инфраструктуры связи Российской Федерации, чьи условия присоединения непрозрачны, а цена на пропуск трафика не регулируется государством.

В условиях конкуренции, свободной рыночной экономики, децентрализованной системы управления экономикой тарифы на присоединение и пропуск трафика являются ключевым элементом функционирования отрасли, обеспечивающим согласование интересов всех ее участников.

В том случае, если порядок определения цен на пропуск трафика является непрозрачным, непонятным, непубличным, оператор связи не может эффективно принимать решения не только о доступе на рынок услуг связи, но и о присутствии на нем. В силу сетевого характера услуги связи, когда соединение от одного абонента до другого обеспечивают иногда несколько операторов, цены на пропуск трафика являются ключевым фактором того, будет бизнес-модель оператора связи успешной либо нет.

В советской системе принятия централизованных решений этот вопрос так остро не стоял. Взаиморасчеты между операторами связи практически не велись, а все ключевые решения о распределении материальных ресурсов принимались в Министерстве связи СССР и Госплане.

В децентрализованной экономической системе формирующиеся на основе свободной конкуренции цены на товары (услуги) и являются тем самым регулятором, распределяющим материальные ресурсы между хозяйственными субъектами, в том числе операторами связи. Эффективные предприятия концентрируют материальные ресурсы, неэффективные их теряют.

Однако в отличие от рынка услуг связи абонентам (пользователям), цены на котором формируются в условиях, приближенных к конкурентным, на межоператорском рынке ситуация принципиально другая.

Уже общепризнано как российскими, так и зарубежными регуляторами, что в отношении завершения (инициирования) вызова на своих абонентов любой, даже самый маленький оператор связи является монополистом. Никто иной, кроме самого оператора связи, не сможет оказать услугу пропуска трафика на своего абонента. В этом, между прочим, состоит принципиальное отличие услуги транзита вызова. В своей практике ФАС России при определении доминирующего положения на рынке услуги по пропуску трафика также руководствуется этим подходом. Рынок услуг по завершению (инициированию) вызова на абонентов отдельного оператора связи рассматривается как отдельный рынок в границах сети конкретного оператора, где он всегда признается доминирующим.

Совершенно очевидно также, что чем больше у оператора связи абонентов, тем большей монопольной властью он обладает в отношении своей монопольной услуги - завершения (инициирования) вызова на своей сети. В условиях отсутствия ценового регулирования этой монопольной услуги и децентрализованной системы принятия решений такое положение неизбежно приводит к перетоку материальных ресурсов к крупным операторам связи от небольших операторов.

Мы полагаем, что отсутствие действенного механизма регулирования цен на завершение (инициирование) вызова на сети основных владельцев инфраструктуры связи негативно сказывается на развитии конкуренции на рынке услуг связи, приводит к уменьшению возможностей выбора для потребителей и недополучению средств в государственный бюджет.

Одним из оптимальных вариантов преодоления "монополизма на своей сети" и снижения регуляторной нагрузки, связанной с регулированием цен отдельного оператора связи, мог бы стать законодательный правовой механизм - установление регулятором, на основе метода сравнительного анализа (эталонных расходов/затрат), единых предельных цен на завершение (инициирование) вызова на своей сети связи для всех операторов связи в разрезе отдельных субъектов РФ.

Применение такого механизма позволило бы устранить монополизм в отношении услуг завершения (инициирования) вызова на своей сети, создать равные условия для всех операторов связи, значительно повысить эффективность функционирования отрасли связи в целом, от чего выиграют абоненты и бюджет Российской Федерации