Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Ср, 18.09.2019

Полная версия сайта   

НОВОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ, ВЕЩАНИЯ и ИТ
Точка зрения | Особенности создания ситуационных центров для российских регионов
Нина Адамова,
© ComNews
05.08.2019
Нина Адамова, начальник отдела цифровых технологий департамента технического сопровождения внешнеэкономической деятельности концерна "Автоматика" госкорпорации "Ростех"

Обзор рынка

Говоря о цифровизации, мы прежде всего думаем о том, что она дает гражданам и государству. В первую очередь мы подразумеваем городскую агломерацию. На сегодняшний день в России реализуется серия проектов, в которые вовлечены органы государственной власти всех уровней, бизнес и население. Среди них особое место занимают проекты "Умный город" и "Безопасный город", являющиеся составной частью Национальной программы "Цифровая экономика". В каждом из них затрагиваются вопросы создания ситуационного центра.

Информационно-аналитический комплекс "Ситуационный центр" - один из ключевых проектов АО "Концерн "Автоматика" госкорпорации "Ростех". В перспективе решение данного класса станет основой "цифрового управления" объекта любого уровня - государства, региона, города, предприятия. Данный инструмент дает возможность в режиме реального времени вести оценку по всем сферам деятельности в целом "одним взглядом". Например, оценивать экологическую ситуацию, демографию, финансовые показатели, кадровый потенциал и другие значимые для принятия управленческих решений аспекты. В основе предлагаемого Концерном решения лежит технология "Сборка вместо разработки", обеспечивающая автоматизированное проектирование управленческих систем независимо от сферы и масштабов деятельности. Методология проектирования управленческих систем базируется на созданной модели многоаспектного анализа данных, в соответствии с которой осуществляется отображение интересующей информации на настраиваемых визуально-интерактивных панелях, обеспечивающих обзор обстановки по соответствующему направлению деятельности с иллюстрацией узких мест, требующих управленческого вмешательства.

Таким образом, в интегрированном централизованном инфохранилище Ситуационного центра мы консолидируем данные из различных источников, в визуально-интерактивных панелях отображаются любые проблемы, представляющие интерес для руководства и способствующие поддержке, защите и продвижению интересов региона (города, предприятия).

Ситуационный центр Республики Татарстан

Концерн "Автоматика" госкорпорации "Ростех" завершил проектирование ситуационного центра в Республике Татарстан, который станет важным элементом цифрового правительства. Он будет способствовать повышению эффективности управления и развития территорий. Его нельзя назвать типовым, так как, объединяя все ведомственные СЦ, строится Распределенный ситуационный центр региона. Учитывая высокий уровень информатизации Республики Татарстан во всех сферах управления, Распределенный ситуационный центр позволит проводить не только информационный анализ ситуации, но также прогнозировать развитие комплексных событий, что в конечном счете обеспечит принятие наиболее перспективных управленческих решений.

Единая информационно-аналитическая система Распределенного ситуационного центра, реализованная на базе специального программно-аппаратного комплекса, будет в режиме онлайн собирать информацию о социально-экономических процессах в регионе, анализировать ситуацию в сфере безопасности, мониторить энергетические объекты и аккумулировать данные о состоянии промышленности, сельского хозяйства, торговли, науки и образования. На основе собранных данных Распределенный ситуационный центр будет составлять краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы ситуации в регионе, включая оценку потенциальных рисков.

Кроме этого, будут созданы условия для всестороннего информирования населения обо всех событиях региона и вовлечения его в процесс принятия решений.

Данный ситуационный центр станет одним из первых в системе распределенных ситуационных центров, которые создаются в России в соответствии с указом президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года №648 "О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия".

Решение, реализованное в Республике Татарстан, может быть также использовано для развертывания подобных ситуационных центров в других субъектах Федерации, а также на федеральном уровне.

Российский опыт

В России система ситуационных центров только формируется. Она, с одной стороны, требует применения унифицированных подходов, с другой стороны, должна быть предусмотрена возможность адаптации информационного и алгоритмического обеспечения каждого ситуационного центра для решения специфических для региона задач.

Другим важным моментом при создании системы ситуационных центров является обучение и подготовка не только данных, но и специалистов на всех уровнях. Все участники процесса формирования системы ситуационных центров должны пройти обучение и аккредитацию на готовность к взаимодействию и совместной консолидированной работе в электронном виде.

В тех субъектах Федерации, где уже приступили к созданию ситуационных центров, на наш взгляд, программы цифровизации государственного управления могут развиваться более эффективно, обеспечивая переход от задач мониторинга к комплексному анализу, планированию и прогнозированию.

Концерн "Автоматика" госкорпорации "Ростех" предлагает реализовывать проект на отечественных программных продуктах и доверенных технических средствах.

Зарубежный опыт

Российские решения по созданию ситуационных центров ничем не уступают зарубежным. С точки зрения области применения, у зарубежных стран стоит такая же задача, как и у нас в России, - интеграция разрозненных ситуационных центров в единую управляемую систему. Кроме того, за рубежом, так же как и в России, до конца не решен вопрос создания единого кабинета, в который можно было бы войти с любого устройства и посмотреть оперативную обстановку по всем вопросам интерактивно и на одном экране. Мы надеемся, что в ближайшее время нам удастся решить этот вопрос за счет развитой законодательной базы и уровня готовности к цифровой форме управления.

Сама методология создания ситуационных центров пришла из отраслевых решений, уже апробированных в разных структурах, министерствах и госкорпорациях. Автоматизация происходит поступательно. Сегодня тот самый момент, когда у значительной массы рынка есть потребности в создании единых интеграционных решений с удобным интерфейсом, позволяющим в оперативном режиме контролировать ситуацию. У Концерна "Автоматика" есть для этого необходимый опыт и компетенции.

Перспективным планом Концерна "Автоматика" по реализации проектов в сегменте ситуационных центров является выработка оптимального типового масштабируемого комплексного проектного решения, позволяющего его тиражировать на любом уровне управления