МАРКЕТИНГ

Из Петербурга в Москву по цифровому каналу

На рынке аренды цифровых каналов между Москвой и Петербургом последние два года цены стабильно снижаются. В ближайшем будущем они начнут падать еще быстрее: расширение технических возможностей операторов существенно опережает увеличение спроса. К тому же о строительстве мощных магистральных каналов между столицами заявили новые крупные игроки.


Последние два года рынок услуг связи между Москвой и Петербургом стабильно растет. Основные игроки, обеспечивающие передачу трафика на этом участке, вводят в строй все новые сети с запасом пропускной способности на годы вперед.
Более 70% всего российского трафика (телефонного, передачи данных и Интернет) генерируются абонентами двух крупнейших городов России. Кроме того, Петербург, находясь у границы с Северной Европой, является крупнейшим национальным транзитным телекоммуникационным узлом. Именно в Петербурге "приземляют" трафик крупнейшие транснациональные телекоммуникационные компании, имеющие точки присутствия в Финляндии и Швеции.
Конкуренция на московско-петербургском направлении пока идет между четырьмя владельцами магистральных каналов - компаниями "Раском", "Сонера Рус", "Ростелеком", "ТрансТелеКом". В ближайшие два года этот список может пополниться как минимум еще двумя игроками. Каналы между Москвой и Петербургом предлагают практически все крупные телекоммуникационные компании обеих столиц, арендующие емкости у первичных операторов.


Свой проводок
Старейший оператор, эксплуатирующий магистральный канал связи с Москвой - "Ростелеком", представлен в Петербурге филиалом - Территориальным центром междугородных связей и телевидения № 3 (ТЦМС-3), который был создан в 1950 году.
Именно он в 1993 году первым предложил услугу аренды цифровых каналов между столицами на коммерческий рынок, приняв участие в построении цифровой линии связи Копенгаген - Кингисепп - Петербург - Москва, однако участок между российскими столицами был покрыт с помощью радиорелейных линий.
В 1994 году услуги передачи данных и аренды каналов между Петербургом и Москвой стала оказывать петербургская компания "Раском", входящая в ассоциацию операторов "Мир Телеком". Причем "Раском" впервые построил ВОЛС. В течение нескольких последующих лет только эти компании были обладателями цифровых каналов между столицами.
В 1998 году ВОЛС Петербург - Москва построила "Сонера Рус". Последним вышел на рынок "ТрансТелеКом", созданный для реализации телекоммуникационных проектов Министерства путей сообщения. Оператор МПС работает по всей России, имея 17 региональных представительств. В Петербурге коммерческие интересы "ТрансТелеКома" представляет компания "Санкт-Петербургский Телепорт". Кроме того, в Петербурге действует филиал "ТрансТелеКома", но его задачей является только техническое обслуживание сети.
До недавнего времени все перечисленные операторы обладали приблизительно одинаковыми техническими возможностями. Единственное различие состояло в способе прокладки ВОЛС. Так, кабели "Сонера Рус" подвешены на опоры ЛЭП, "Ростелеком" использует комбинированные способы прокладки: на опорах и в земле. Кабели компаний "Раском" и "ТрансТелеКом" подвешены на столбах вдоль железной дороги. Все компании периодически сталкиваются с повреждениями линий, но обязуются устранять неисправности в течение нескольких часов. В их договорах с клиентами предусматривается материальная ответственность оператора в случае аварии и потери связи. Страхуясь от рисков, магистральные операторы резервируют каналы, арендуя мощности друг у друга.







Коммерческий директор ТЦМС-3 Ирина Корнеева: "Балтийская кабельная сеть откроет перед "Ростелекомом" широкие рыночные перспективы"

Дорого, а надо
В 2001-2002 годах сразу два оператора, "Раском" и "Сонера Рус", запустили новые сети Петербург - Москва с использованием технологии спектрального уплотнения сигнала DWDM (Dense Wavelength Division Multiplexing - мультиплексирование с разделением по длине волны). Технология позволяет передавать значительно больше информации по одному оптоволокну.
"Раском" приступил к строительству DWDM-сети в начале 2001 года, и уже в июле получил разрешение Госсвязьнадзора на ее эксплуатацию. При строительстве сети было использовано оборудование марки OPTera производства канадской корпорации Nortel Networks. "Раском" установил передающее оборудование уровня STM-64 (скорость передачи - до 10 Гбит/с). Как говорят в "Раскоме", использование технологии DWDM и систем передачи STM-64 позволяет по одному волокну передавать информацию со скоростью 1,6 Терабит/с.
"Сонера Рус" запустила DWDM-сеть на участке Петербург - Москва в марте 2002 года. Компания также использовала DWDM-оборудование производства Nortel Networks. С вводом новой сети "Сонера Рус" не стала менять свою маркетинговую политику, а "Раском" поспешил объявить о выходе на рынок услуг магистрального доступа в Интернет. В конце 2001 года с использованием новых технических возможностей компания организовала IP-сеть Giganet общей пропускной способностью более 1 Гбит/с. Для этого на своих технических площадках в Петербурге и Москве "Раском" установил маршрутизаторы Cisco GSR12000, каждый из которых обеспечивает пропуск до 40 Гбит/с трафика. Одним из поставщиков внешних интернет-каналов 155 Мбит/с для "Раскома" выступает мировой провайдер UUNet.
Каждой из компаний запуск DWDM-сетей обошелся в миллионы долларов. Причину принятия решения о столь масштабных инвестициях оба оператора объясняют одинаково.
"В определенный момент мы почувствовали, что имеющихся мощностей нам уже не хватает, и если мы не решим этот вопрос, то через год-два не сможем обслуживать новых клиентов", - говорит менеджер по маркетингу "Раскома" Михаил Трескунов.


Запас на 100 лет
Построив сети DWDM, операторы не спешат запускать их на полную мощность. Несмотря на то что каждая из них может пропускать терабиты информации в секунду, оба оператора - "Раском" и "Сонера Рус" - ограничиваются скоростями ниже 10 Гбит/с.
Как считает старший менеджер по маркетингу "Сонера Рус" Игорь Ковалерчик, даже такого запаса хватит на ближайшие несколько лет: "Если потребности клиентов возрастут, мы можем быстро увеличить пропускную способность нашей сети. Технология DWDM позволяет сделать это без серьезных финансовых вложений".
Тем не менее избыточные пока мощности DWDM-магистралей требуют от их владельцев творческих подходов к позиционированию и продажам услуг. Яркий пример - "Раском", который совместно с Российским НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС) начал предлагать доступ к объединенной точке обмена трафиком (IX - Internet eXchange) - MSK-SPB-IX. Она включает оба узла обмена в Москве и Петербурге, соединенных посредством IP-сети Giganet.
"Мы предложили петербургским интернет-провайдерам легкий доступ к московскому узлу MSK-IX. До этого они должны были арендовать канальную емкость между Петербургом и Москвой. С экономической и технологической точки зрения наша услуга оказалась предпочтительнее традиционных способов", -  говорит директор по развитию петербургского офиса "Раском" Игорь Акименко.
Представители компании "Сонера Рус" отмечают: одним из конкурентных преимуществ их DWDM-сети является то, что она проложена от Москвы до Франкфурта и обеспечивает прозрачность услуги на всем пути.


Второе дыхание
До 2002 года "Ростелеком" был наименее активным игроком на рынке магистральных услуг связи между столицами. На участке Петербург - Москва количество клиентов "Ростелекома" не превышает десятка. В основном это бюджетные предприятия, для которых "Ростелеком", как государственный оператор, вынужден обеспечивать льготные тарифы.
Основная причина отсутствия большого количества коммерческих клиентов в том, что тарифы на канальные услуги "Ростелеком" определяет исходя из протяженности арендуемых линий (тарифицируются каждые 50 км). Таким образом, стоимость услуг оказывается существенно выше, нежели у других игроков.
Между Петербургом и Москвой проложены несколько каналов "Ростелекома", включая основной уровня STM-16 (2,5 Гбит/с) и резервный (144 Мбит/с). Однако на данный момент практически вся канальная емкость "Ростелекома" на участке Петербург - Москва загружена телефонным и телевизионным трафиком ("Ростелеком" обслуживает весь междугородный и международный телефонный трафик местных электросвязей - все филиалы "Северо-Западного Телекома", "Ленсвязь" и многие телевещательные компании). Кроме того, "Ростелеком", как любое госпредприятие, обременено большим парком устаревшей техники и обязательствами по обслуживанию различных, в том числе силовых, ведомств.
Однако уже в текущем 2002 году ситуация изменится: в июле между Москвой и Петербургом будет запущен первый участок новой сети "Балтийская кабельная система" (БКС). БКС - детище "Ростелекома" и дивизиона шведского телекоммуникационного гиганта Telia - Telia International Carrier. Сеть охватит части Северной Европы и России.
В мае Telia завершит строительство ВОЛС Котка (Финляндия) - Ручьи - Кингисепп, причем кабель из Котки в Ручьи пройдет по дну Финского залива. Далее Telia по сети "Ростелекома" организует канал Кинги-сепп - Петербург - Москва. Вдоль всей линии будет установлено оборудование DWDM производства NEC.
Как рассказала репортеру "Стандарта" коммерческий директор ТЦМС-3 Ирина Корнеева, одновременно с запуском нового сегмента сети компания пересмотрит принципы тарифной политики в части услуг связи между Петербургом и Москвой. Предполагается, что тарифы будут рыночноориентированными.
БКС - не первый совместный проект "Ростелекома". Еще в 1993 году оператор совместно с компаниями ЛЭИВО и Telecom Finland (ныне - Sonera) ввели в эксплуатацию ВОЛС Петербург - Лаппеенранта (Finnish-Russian Line, FRL). При этом каждый из дольщиков владеет определенным количеством волокон в кабеле. При продаже услуг компании не координируют ценовую политику. Можно предположить, что такая же схема будет использована при сотрудничестве с Telia International Carrier.


Ловкие ребята
Услуги аренды цифровых каналов между столицами предлагают большинство крупных операторов в Москве и в Петербурге. Они приобретают мощности у владельцев первичных сетей.
У двух компаний - петербургской "Метроком" и московской "Макомнет" - партнерские отношения с "Раскомом", так как все эти фирмы входят в холдинг "Мир Телеком".
Стоимость услуг передачи данных и аренды каналов у вторичных операторов, естественно, зависит от цен магистрального оператора. Тем не менее нельзя недооценивать влияние крупных игроков вторичного рынка, в особенности в условиях избытка емкости каналов.
Так, например, один из наиболее активных операторов в Петербурге и Москве - компания "ТелеРосс" - в начале 2000 года подписала договор с "Сонера Рус" на аренду канала Москва - Петербург - Стокгольм мощностью 2,4 Гбит/с сроком на 15 лет. Получив новые возможности, "ТелеРосс" вышел на рынок со сравнительно низкими для той рыночной ситуации ценами. Расценки на свои услуги пришлось снизить всем другим игрокам, в том числе, самой "Сонера Рус".
Кроме компаний-владельцев наземных сетей, каналы Петербург-Москва могут предоставить операторы спутниковых сетей связи. В Петербурге - это уже упомянутый "Санкт-Петербургский Телепорт", а также фирма "Комин".
Однако для спутниковых компаний основным бизнесом все же является предоставление связи с удаленными регионами, где использование других транспортных линий  связи просто не существует.







Менеджер по маркетингу компании "Раском" Михаил Трескунов: "Если бы мы не построили новую сверхмощную сеть, через год-два не смогли бы подключать новых клиентов"

Новый спрос
Исторически два из четырех операторов - "Раском" и "Сонера Рус" - имеют штаб-квартиры в Петербурге. Тем не менее, как отмечают все игроки, основные клиенты располагаются в Москве. Конкурентная борьба на рынке услуг магистральной связи между российскими столицами идет за каждого клиента. Магистральные операторы в основном предлагают каналы емкостью от 2 Мбит/с, что ограничивает круг заказчиков. Среди основных клиентов - другие операторы связи и крупнейшие российские компании. Однако все магистральные операторы отмечают стремительный рост продаж за последние два года.
"Это связано с общим экономическим оживлением и ростом телекоммуникационного рынка. Появляются новые региональные операторы, московские компании все активнее выходят на рынок Северо-Запада", - говорит Михаил Трескунов из "Раскома".
Как отмечает Игорь Ковалерчик ("Сонера Рус"), объемы продаж растут не только за счет прироста абонентской базы. "Существующие клиенты расширяют свои каналы, у нас есть случай, когда заказчик, начав с 2 Мбит/с, за год увеличил аренду до 34 Мбит/с", - говорит он.
В последние несколько лет на рынке наметилась новая тенденция. Если раньше крупные местные операторы арендовали многочисленные разрозненные выделенные каналы для обеспечения отдельных услуг (телефонии, передачи данных, интернет-доступа), то теперь крупные операторы предпочитают покупать из одних рук мощные каналы, внутри которых можно гибко перераспределять полосы между различными услугами. Пионером в свое время стал "Глобал Один", который в середине 1999 года арендовал широкополосный канал емкостью 45 Мбит/с Москва - Петербург - Финляндия.


Цена вопроса
Никто из операторов, за исключением "Ростелекома", не публикует официальные цены на свои услуги. Каждому клиенту оператор предлагает индивидуальный пакет, принимая во внимание несколько обстоятельств.
Одним из важных факторов при назначении цены услуги для оператора является "перспективность" заказчика. "Если провайдер видит, что заказчик в будущем будет существенно расширять арендуемые емкости, то готов пойти на значительные скидки", - уверяет Игорь Ковалерчик.
Среди объективных обстоятельств, влияющих на цену, - объем затрат на абонентское оборудование и организацию последней мили до площадки клиента, а также емкость арендуемых каналов.







Генеральный директор ЗАО 'Сонера Рус" Светлана Власова: "На участке Петербург – Москва магистральные операторы борются за каждого клиента"

Однако, как говорят многие специалисты, средняя цена аренды канала Петербург - Москва емкостью 2 Мбит/с составляет сегодня  $1,5-2,3 тыс. в месяц ("точка-точка" без учета дополнительных расходов). Канал уровня STM-1 стоит $20-35 тыс. В последние два года расценки на услуги передачи данных и аренды каналов на направлении Петербург - Москва неуклонно снижаются. Например, еще весной 2001 года тот же 2 Мбит/с обходился в среднем в $3 тыс. в месяц.
В 2000 году цена на рынке снижалась благодаря политике "ТелеРосса", сейчас на понижение играет "ТрансТелеКом".
Магистральные операторы не ведут точной статистики по использованию каналов. Однако отмечают, что между российскими столицами доминирует общемировая тенденция: опережающим темпом увеличивается и уже превалирует передача данных, хотя совсем недавно соотношение передачи данных и голосового трафика составляло 50/50.


Темные лошадки
В ближайшие два года на рынок магистральной связи между Петербургом и Москвой может выйти ряд новых игроков.
До 2005 года сеть на участке Петербург - Москва должна построить компания FTA Enterprises Ltd, о появлении которой стало известно в апреле 2002 года. Головной офис FTA находится на Кипре, а сам оператор принадлежит группе инвестиционных компаний, названия которых не разглашаются. Один из основных активов FTA - эксклюзивное право прокладки волоконно-оптических кабелей вдоль российских линий электропередач (ЛЭП), закрепленное в соглашении между FTA и РАО "ЕЭС России".
Как сообщил "Стандарту" менеджер по маркетингу FTA Валентин Пак, компания уже имеет операторские лицензии на сдачу каналов в аренду в нескольких десятках регионов России.
Главной задачей FTA является строительство транснациональной волоконно-оптической сети для транзита трафика из Европы в Азию. На первом этапе, который должен стартовать в середине 2002 года, FTA намерена построить Балтийское волоконно-оптическое кольцо, которое охватит Петербург, Стокгольм, Калининград, Вентспилс, Ригу, Вильнюс. А до Москвы FTA доберется на втором этапе.
В числе проектов, реализация которых находится "под вопросом" - транспортная сеть дочерней структуры "Телекоминвеста" - компании "Балттелеком".
Этот оператор, созданный в 1999 году, пока не проявлял себя на рынке. По данным "Стандарта", "Балттелеком" имеет кабель от Эстонии до Пскова, а на участке Петербург - Москва арендует канал STM-1.
В "Телекоминвесте" сообщили, что в этом году строительство сети "Балттелекома" заморожено. Решение о продолжении проекта будет принято не ранее середины этого года.



















Смонтированная емкость магистральных операторов на участке Петербург – Москва

Раском 10 Гбит/c
Сонера Рус 10 Гбит/c
Ростелеком 2,5 Гбит/c
ТранТелеКом 622 Мбит/c

Александр Янкевич





Стандарт №2 (9), май 2002