Леонид Коник Тема номера


Программа зависла

Многолетние сомнения участников рынка мобильного позиционирования и спутниковой связи в том, что Россия сможет довести до успешного завершения проект создания отечественной "Глобальной навигационной системы" (ГЛОНАСС), оказались напрасными. У России образца 2007 года нашлось достаточно государственной воли, средств и забытого воинственного гонора, чтобы эта "птица" полетела. Проблема космической системы ГЛОНАСС оказалась на земле - российская промышленность как не умела, так и не умеет делать серийные, компактные и доступные по цене электронные приборы, в данном случае - приемники сигнала ГЛОНАСС. Поэтому существует реальный риск того, что суперсовременные российские навигационные спутники станут декоративным украшением околоземной орбиты.

Майкл Шоу, директор Национального офиса по координации космического позиционирования, навигации и времени Администрации США: "Мы выступаем за то, чтобы системы GPS и ГЛОНАСС были совместимы, а не работали порознь, конкурируя друг с другом"
Майкл Шоу, директор Национального офиса по координации космического позиционирования, навигации и времени Администрации США: "Мы выступаем за то, чтобы системы GPS и ГЛОНАСС были совместимы, а не работали порознь, конкурируя друг с другом"

ГЛОНАСС, как и ее американский собрат GPS, задумывался еще в 70-80-е годы XX века. Первый запуск спутника по программе ГЛОНАСС состоялся в 1982 году. Но "звездные войны" закончились для России быстро и печально: из-за малого ресурса уже через два года с момента доведения спутниковой группировки до полного состава из 24 космических аппаратов она сократилась более чем вдвое. В 1987 году спутников осталось девять. Ситуация временно улучшилась в 1993 году с выходом распоряжения Президента РФ о принятии ГЛОНАСС в штатную эксплуатацию, и к 1995 году количество спутников достигло 26 штук. Однако с этого же года все вернулось на круги своя - началась деградация группировки, так как срок годности спутников истекал, а новые аппараты не запускались. Это привело к тому, что к концу 2001 года работало всего восемь аппаратов ГЛОНАСС. Для исправления создавшегося положения в 2001 году Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу "Глобальная навигационная система" со сроком реализации до 2011 года.
Долгое время мало кто верил, что России по плечу реализовать мощную космическую программу. Но сегодня все сомнения отпали. "До конца 2007 года на орбите будет функционировать 18 спутников ГЛОНАСС", - говорит Юрий Урличич, генеральный директор ФГУП "Российский НИИ космического приборостроения" (РНИИ КП). Этот институт является головной организацией по созданию системы ГЛОНАСС, а Юрий Урличич имеет титул генерального конструктора этой системы. Сейчас на орбите находится 17 бортов, из которых десять передают сигнал, а четыре спутника находятся на техобслуживании. Что касается остальных бортов, то сейчас решается вопрос об их выводе из орбитальной группировки.


Николай Тестоедов, генеральный директор красноярского НПО Прикладной механики им. Решетнева (НПО ПМ), которое производит спутники ГЛОНАСС, добавляет, что следующее пополнение группировки произойдет в 2009 году. Ожидается, что на орбиту будет выведено шесть спутников ГЛОНАСС-M и два спутника следующего поколения - ГЛОНАСС-К. Борты серии ГЛОНАСС-К будут запускаться и в дальнейшем, начиная с 2010 года. Штатный состав орбитальной группировки навигационной системы ГЛОНАСС - 24 спутника - будет достигнут к 2011 году. Кстати, ровно столько спутников насчитывает сейчас повсеместно признанная система GPS.



Юрий Урличич, генеральный директор ФГУП «Российский НИИ космического приборостроения»: "И GPS, и ГЛОНАСС задумывались изначально как системы военного назначения. Более того, роль космической навигации применительно к современным средствам вооружения все возрастает"
Юрий Урличич, генеральный директор ФГУП «Российский НИИ космического приборостроения»: "И GPS, и ГЛОНАСС задумывались изначально как системы военного назначения. Более того, роль космической навигации применительно к современным средствам вооружения все возрастает"

То, что в серьезность российских замыслов поверили все, доказывает визит в Москву высокопоставленного представителя администрации США Майкла Шоу - директора Национального офиса по координации космического позиционирования, навигации и времени (по сути, это ведомство руководит американской системой GPS). "Мы выступаем за то, чтобы системы GPS и ГЛОНАСС были совместимы, а не работали порознь, конкурируя друг с другом, - заявил Майкл Шоу в беседе с корреспондентом "Стандарта". - Если мы сможем организовать полноценное взаимодействие этих двух систем, то от этого выиграют обе стороны: сообща мы будем иметь 48 спутников, а это значительно повышает качество и надежность работы пользователей". Он также добавил, что некорректно ставить потребителя перед выбором, какой приемник приобретать - GPS, или ГЛОНАСС, или европейской 30-спутниковой навигационной системы Galileo (срок ввода в строй которой, правда, был недавно перенесен с 2008 года на 2012 год). "Гораздо лучше, если в рознице будет продаваться единое устройство GPS/ ГЛОНАСС / Galileo", - говорит Майкл Шоу.


"И ГЛОНАСС, и GPS являются открытыми системами и предоставляют сигнал на безвозмездной основе. Если в одной системе происходит сбой, то можно организовать быстрый переход на альтернативный спутник", - соглашается Николай Тестоедов. "Потребителю все равно - ГЛОНАСС или GPS: ему нужно принять сигнал и определить координаты. Galileo и GPS уже договорились о единых сигналах, и мы также получили такое предложение", - говорит Юрий Урличич из РНИИ КП.


На поддержку ФЦП "ГЛОНАСС" идут гигантские ассигнования. По данным заместителя руководителя Роскосмоса Юрия Носенко, только в 2007 году из федерального бюджета на эти цели выделяется 9,88 млрд рублей (то есть $380 млн). И это неудивительно: в последние годы Россия явно наращивает вооружения, а основным заказчиком ГЛОНАССа выступает Министерство обороны. "И GPS, и ГЛОНАСС задумывались изначально как системы военного назначения. Более того, роль космической навигации применительно к современным средствам вооружения все возрастает, - откровенен Юрий Урличич. - Но государство в лице Минобороны гарантирует доступность ГЛОНАСС и для гражданских потребителей".


А вот создание приемной аппаратуры бюджет практически не финансирует - несмотря на то, что эта деятельность оформлена в виде четырех подпрограмм ФЦП, Юрий Носенко подчеркивает: "По линии подпрограмм - в части разработки пользовательских приемников - идут только внебюджетные средства". Пока, по его данным, таким образом удалось привлечь лишь несколько сотен миллионов рублей.



Николай Тестоедов, генеральный директор НПО Прикладной механики им. Решетнева: "Четыре из пяти подпрограмм в рамках ФЦП «ГЛОНАСС» связаны с наземным оборудованием. В космосе все будет сделано, а вот «земля» пока буксует"
Николай Тестоедов, генеральный директор НПО Прикладной механики им. Решетнева: "Четыре из пяти подпрограмм в рамках ФЦП «ГЛОНАСС» связаны с наземным оборудованием. В космосе все будет сделано, а вот «земля» пока буксует"

"Четыре из пяти подпрограмм в рамках ФЦП "ГЛОНАСС" связаны с наземным оборудованием. В космосе все будет сделано, а вот "земля" пока буксует", - поделился мнением с корреспондентом "Стандарта" Николай Тестоедов из НПО ПМ. Юрий Урличич вторит: "Система будет конкурентоспособной, если все ее составляющие - и спутники, и наземная инфраструктура, и та же аппаратура спутниковой навигации - будут соответствовать современным требованиям".


Самый большой калькулятор в мире


Мировой рынок наводнен оборудованием GPS. В силу того, что оно производится вот уже много лет и в огромных количествах, приемник GPS умещается на миниатюрном чипе, а стоимость простейшего прибора составляет всего $5. Достаточно пройти по павильону, посвященному спутниковой навигации, на ганноверской выставке CeBIT, чтобы понять, сколь хорошо развит и как далеко вперед ушел мир GPS.


С ГЛОНАСС все пока обстоит намного прозаичнее. По словам Дмитрия Жихарева, руководителя диспетчерской системы мониторинга автотранспорта EuroPoint, созданной фирмой "Юником Телематикс", чипов ГЛОНАСС пока не существует, и лишь единичные компании смогли создать хорошее программное обеспечение для совмещенных плат GPS/ГЛОНАСС. Среди них - американская Magellan GPS (бывшая Thales Navigation) и канадская Novotel Communications Corporation. Еще одна канадская фирма - Laipac Tech, располагающая мощным производством GPS-аппаратуры на Тайване, начала было выпуск плат GPS/ГЛОНАСС, но вскоре свернула эту деятельность, не увидев рынка сбыта. Стоимость OEM-платы от Magellan и Novotel нереально высока - соответственно, $4500 и $1200 за штуку. Снизить ценовую планку пытаются российские разработчики. В частности, московское ФГУП "НИИ микроэлектронной аппаратуры "Прогресс", созданное в 1987 году член-корреспондентом АН СССР Борисом Баталовым, предлагает производителям навигационного оборудования OEM-платы GPS/ГЛОНАСС размером 71х51х12 мм (это чуть меньше сигаретной пачки) за $450, и это пока наиболее низкая цена.


Но большие размеры и высокая цена не умеряют энтузиазма производителей. "Мы постоянно отслеживаем, как работают разные спутниковые системы навигации. Приемники GPS/ ГЛОНАСС работают точнее, чем только GPS, кроме того, у ГЛОНАСС - более совершенные фильтры отражения сигнала от зданий, - отмечает Дмитрий Жихарев. - К тому же мы - российский производитель, и будем использовать отечественную спутниковую систему. Где гарантии, что США однажды не отключат GPS, как это было в Ираке?".


Вадим Алексеев, главный конструктор столичного ООО "Глобал Ориент", которое занимается разработкой и производством GPS и УКВ-оборудования для навигации и мониторинга транспортных средств, сообщил "Стандарту", что НИИ "Прогресс" уже пообещал плату GPS/ГЛОНАСС размером 25х35 мм и даже создал первые образцы чипов. Мотивация "Глобал Ориент" схожа с EuroPoint. "Мы - коммерческая фирма, и зарабатываем на продаже инновационной продукции, которая должна быть конкурентной. GPS + ГЛОНАСС дает более высокую точность, поэтому мы нацелены на выпуск двустандартной навигационной аппаратуры", - заявил Вадим Алексеев корреспонденту "Стандарта". Он добавил, что еще один российский вендор - ЗАО "КБ НАВИС" - анонсировал приемник GPS/ГЛОНАСС размером 35х35 мм и пообещал к началу 2008 года снизить цену на этот прибор до $150. "Но и эта цена высока, - рассуждает Вадим Алексеев. - Но если они смогут довести отпускную цену хотя бы до $75, это уже будет иметь коммерческий смысл. Как только мы получим приемники по приемлемой цене, мы сразу запустим на их основе серийное производство аппаратуры".



Юрий Носенко, заместитель руководителя Роскосмоса: "Только в 2007 году из федерального бюджета на ФЦП «ГЛОНАСС» выделяется 9,88 млрд рублей. Но по линии подпрограмм – в части разработки пользовательских приемников – предусмотрены только внебюджетные средства"
Юрий Носенко, заместитель руководителя Роскосмоса: "Только в 2007 году из федерального бюджета на ФЦП «ГЛОНАСС» выделяется 9,88 млрд рублей. Но по линии подпрограмм – в части разработки пользовательских приемников – предусмотрены только внебюджетные средства"

Гендиректор ОАО "Российский институт радионавигации и времени" (РИРВ) Сергей Писарев обещает к 2009 году создать одночиповый модуль GPS/ ГЛОНАСС, который при серии от 1 млн штук будет стоить всего $5. Но пока РИРВ разрабатывает двухчиповый модуль размером 40х40 мм для приемника GPS/ГЛОНАСС. Производители тем временем вынуждены обходиться дорогостоящими платами-гигантами. Александр Гурко, председатель совета директоров группы компаний "М2М телематика", которая специализируется на разработке и внедрении систем мониторинга транспорта и технологических процессов, говорит: "В течение двух лет мы намерены освоить производство всех видов ГЛОНАСС-устройств, которые существуют для GPS. На первом этапе мы будем выпускать навигационное оборудование для транспорта, где требования к габаритам не так строги и чувствительность к цене не высока. На втором этапе, возможно, уже в 2008 году, мы начнем производить и массовые устройства автомобильной и персональной навигации".
Московское МКБ "Компас" на майской выставке "Связь-Экспокомм" представило на объединенном стенде ГЛОНАСС множество разработок в этой сфере, в частности - носимый приемоиндикатор для GPS и ГЛОНАСС для персональной ориентации на местности, массой всего 0,5 кг и с габаритами 162х90х40 мм. Однако представитель МКБ "Компас" сообщил "Стандарту", что серийного производства этого устройства в ближайшее время не предвидится, а если оно и начнется, то только в интересах структур Минобороны.


Тяжеловес российского рынка электроники - концерн "Ситроникс" - тоже интересуется темой ГЛОНАСС. В марте 2003 года он подписал с китайской фирмой ZTE меморандум о взаимопонимании, отдельный пункт которого предусматривает "организацию совместной разработки и производства приемных устройств для спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС и коммерциализации этой системы на территории России". Представитель входящего в "Ситроникс" завода "Микрон" сообщил "Стандарту": "Мы начали разработки ГЛОНАСС-приемника. Будучи рыночными реалистами, мы создаем двухполосный ГЛОНАСС/ GPS-чипсет и рассчитываем, прежде всего, на корпоративных пользователей - крупные транспортные системы. Мы планируем создать не голый чипсет, а "справочный дизайн" (reference design) приемника, который любой OEM-производитель может использовать как основу проекта массового продукта".



Александр Гурко, председатель совета директоров группы компаний "М2М телематика": "В течение двух лет мы намерены освоить производство всех видов ГЛОНАСС-устройств, которые существуют для GPS. На первом этапе мы будем выпускать навигационное оборудование для транспорта, где требования к габаритам не так строги и чувствительность к цене не высока"
Александр Гурко, председатель совета директоров группы компаний "М2М телематика": "В течение двух лет мы намерены освоить производство всех видов ГЛОНАСС-устройств, которые существуют для GPS. На первом этапе мы будем выпускать навигационное оборудование для транспорта, где требования к габаритам не так строги и чувствительность к цене не высока"

"Я думаю, что рано или поздно в Россию придет крупный западный производитель, который сделает компактный и доступный чип GPS/ГЛОНАСС и возьмет весь рынок", - прогнозирует Дмитрий Жихарев из EuroPoint. "Мы как прагматики ожидаем, что приемлемые по цене и габаритам коммерческие платы ГЛОНАСС появятся в 2009-2010 годах, и то, если сохранится темп развития программы, заданный Президентом РФ", - пессимистичен Вадим Алексеев из "Глобал Ориент".


ФЦП "Глобальная навигационная система" (ГЛОНАСС)
Подпрограммы II-V посвящены наземной тематике


I. "Обеспечение функционирования
и развития системы ГЛОНАСС"
Государственные заказчики - Роскосмос, Минобороны России.
II. "Разработка, подготовка производства,
изготовление навигационного оборудования
и аппаратуры для гражданских потребителей"
Государственный заказчик - Российское агентство
по системам управления.
III. "Внедрение и использование спутниковых навигационных систем на транспорте"
Государственный заказчик - Минтранс России.
IV. "Использование спутниковых навигационных систем для геодезического обеспечения территории России"
Государственный заказчик - Роскартография.
V. "Обеспечение использования спутниковых навигационных систем в интересах специальных потребителей"
Государственный заказчик - Минобороны России.


Железнодорожный ГЛОНАСС


Институт точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева РАН (ИТМиВТ) выиграл право на заключение госконтракта на разработку "Системы мониторинга и информационно-навигационного обеспечения движения железнодорожного транспорта с использованием сигналов ГЛОНАСС, GPS, Galileo". Конкурс, организатором которого выступило Федеральное агентство по промышленности РФ, проводился в рамках ФЦП "ГЛОНАСС" по подпрограмме "Разработка и подготовка производства навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителей".
Системы разработки ИТМиВТ состоят из абонентских терминалов, устанавливаемых на подвижной состав, и базовых станций, предназначенных для монтажа на станционных пунктах диспетчерского управления и контроля. "Эффект от внедрения современных систем управления на железнодорожном транспорте будет обеспечен благодаря сокращению интервала движения поездов, повышению скорости и регулярности движения поездов на критических участках, - говорит директор ИТМиВТ Сергей Калин. - Очевидно, что без начала активных работ по использованию спутниковой системы ГЛОНАСС в нашей стране невозможно будет достичь ее широкой коммерциализации в мировом масштабе. И приятно видеть, что шаги в этом направлении уже сделаны как руководством страны, так и ведущими проектными институтами".