Ирина Глухова Первые лица


В едином порыве


Игорь Мацкевич, генеральный директор ООО "Итеранет"
Игорь Мацкевич, генеральный директор ООО "Итеранет"

 Компания "Итеранет", входящая в нефтегазовый холдинг "ИТЕРА", стремится стать одним из ключевых игроков рынка слаботочных систем в сегменте коммерческой недвижимости Москвы и ближайшего Подмосковья. В активе у компании десятки реализованных проектов, в том числе запуск мощного волоконно-оптического канала от Москвы до Дмитрова, а в перспективе расширение деятельности на Новорижское шоссе и другие лакомые участки Подмосковья. О том, как ведомственный оператор покоряет коммерческий рынок, генеральный директор ООО "Итеранет" Игорь Мацкевич рассказал издателю журнала "Стандарт" Ирине Глуховой.

- Игорь Викторович, компания "Итеранет" создавалась на базе IT-подразделения международной группы компаний (МГК) "ИТЕРА" и до сих пор является основным оператором для холдинга. Удается ли вам конкурировать на коммерческом рынке с альтернативными игроками?



- Основными задачами компании "Итеранет" при ее создании 10 лет назад было выполнение функций в области системной и сервис-интеграции в сфере компьютерных технологий и одновременно оператора связи для компаний, входящих в МГК "ИТЕРА". На нас были возложены совершенно разные задачи: от обеспечения работы офисной техники до создания систем информационной безопасности и спутниковых сетей связи. Тогда мы разработали стандарт качества, который постоянно совершенствуется и подразумевает "жесткие" требования ко всем направлениям деятельности: подбору персонала, работе с вендорами, резервированию каналов и многое другое.


Решение о выходе на внешний рынок было принято пять лет назад. Любому "внешнему" клиенту мы гарантируем предоставление услуг в соответствии с требованиями корпоративного стандарта качества. Мы просто обязаны следовать этим требованиям при работе как с "родственными" компаниями, так и с коммерческими клиентами. Иными словами, у нас нет политики двойных стандартов.


Мы вышли на внешний рынок, не являясь крупной компанией ни в операторской сфере, ни в области интеграции, тем не менее нам удается успешно конкурировать. Как и большинство компаний на рынке, мы имеем все необходимые атрибуты для работы с клиентами: индивидуальный подход и высокий уровень сервиса. В компании создан институт персональных менеджеров, работает круглосуточная служба технической поддержки клиентов, оказывающая при необходимости помощь в режиме on-line.


Но я бы не относил это к конкурентным преимуществам, ныне - это требование рынка.


Успеху "Итеранет" способствуют другие показатели - качество выполняемых проектов и системность, вернее широта набора функций, реализуемых нашей компанией. Ведь для МГК "ИТЕРА" нужно было делать все: тянуть провода, инсталлировать оборудование, строить каналы связи, как российские, так и международные, создавать охранную, пожарную сигнализации, системы видеонаблюдения, контроля доступа, видео-конференц-связи и многое другое, то есть выполнять все работы, связанные со слаботочными решениями. Выполнение всего спектра работ на качественном уровне, хорошими специалистами и с полной лицензионной базой не часто встречается на рынке  - именно это является нашим преимуществом.



- Вы заметили, что "Итеранет" имеет большой пакет лицензий. На какие регионы вы получили операторские лицензии?



- Различные ведомства по-разному определяют лицензионную территорию. Строительные лицензии выдаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и действуют на всей территории Российской Федерации, лицензии в области защиты информации также дают право работать в любом регионе РФ. Операторская деятельность лишь часть нашей работы. В настоящее время мы имеем лицензии на работу в Москве и Московской области, Республике Татарстан, Свердловской области, Ставропольском крае, ЯНАО.



- Какова структура клиентской базы "Итеранет"?



- В конце 2008 года мы провели анализ клиентской базы. Она включает в себя как компании, входящие в состав МГК "ИТЕРА" (около 150 организаций), так и внешних клиентов общей численностью свыше 400 организаций.


В процентном соотношении внешняя клиентская база по сфере деятельности входящих в нее компаний характеризуется следующим образом: торговля и услуги - 54%, производство - 20%, строительство - 9%, государственные организации - 7%, финансовые и страховые компании - 6%, спорт и отдых - 3%.



- В последнее время компания проводила модернизацию и расширение магистральной волоконно-оптической сети связи в Московской области. Завершен ли проект?



Поскольку изначально мы работали для МГК "ИТЕРА", стратегия развития топологии телекоммуникационной инфраструктуры определялась потребностями МГК "ИТЕРА". Со временем увеличение численности и географии присутствия наших внешних клиентов оказало влияние на развитие телекоммуникационной инфраструктуры. Мы задействуем спутниковые каналы связи, возможности беспроводного широкополосного доступа и волоконно-оптических линий связи. При этом не только строим свои каналы связи, но и активно арендуем ресурсы у партнеров. Такой подход позволяет предоставить услуги практически в любой точке России, СНГ, а также за рубежом.


Строительство магистрального канала связи от Москвы до Дмитрова в Московской области стало самой крупной инвестицией 2008 года. В настоящее время проект технологически завершен. Построенная ВОЛС даст возможность предоставлять клиентам в Мытищинском и Дмитровском районах области широкий спектр услуг, включая телефонию, передачу данных, телематические услуги, аренду выделенных каналов. В целом сеть компании имеет протяженность более 300 километров и представляет собой единую мультисервисную сетевую инфраструктуру с пропускной способностью 622 Мбит/с, организованную с использованием технологий PON, ATM, Gigabit Ethernet, MPLS и имеющую присоединение на узлах М9, М10 в Москве и, в перспективе, на узле связи "Центртелекома" в Дмитрове.


В текущем году строительство будет продолжено, чтобы охватить оптоволоконной сетью новые районы. Однако оптику к каждому коттеджному поселку или спортивно-развлекательному комплексу не "дотянешь". Поэтому мы активно развиваем сети широкополосного радиодоступа. В качестве "последней мили" используем оборудование класса WiMAX производства компании Aperto Networks.



- Не планируете ли вы развиваться в регионах, в том числе по технологии WiMAX?



- У нас всегда стояла и успешно решалась задача присутствия в тех регионах, причем не только России и СНГ, но и мира, где есть интересы подразделений МГК "ИТЕРА". Это могут быть месторождения полезных ископаемых, места размещения складских и производственных мощностей, офисы представительств МГК "ИТЕРА" в странах ближнего и дальнего зарубежья, и т.д. И опыт в решении подобных задач у нас накоплен достаточный. Я уже упоминал, что оконечные пункты корпоративной сети связи МГК "ИТЕРА" расположены в Ямало-Ненецком округе, Екатеринбурге, Братске, Туркменистане, США, на Кипре и т.д.


Однако как стратегическую задачу формирования и расширения базы внешних клиентов в регионах мы пока перед собой не ставим.



- Вы упоминали о работе в коттеджных поселках. Как изменилась ситуация на рынке телефонизации недвижимости в Подмосковье за последний год, каковы требования заказчиков?



- Опыт нашего общения с застройщиками и инвесторами показывает, что прежде всего их волнует комплексность, то есть услуги связи в чистом виде их уже не интересуют, нужна полноценная инфраструктура (включая слаботочные решения), подключенная к сети общего пользования. Как системный интегратор мы выполняем проектирование и создание соответствующих систем и, как сервис-интегратор, занимаемся последующим обслуживанием уже в качестве эксплуатирующей организации и оператора связи.


Пакет triple play, пользующийся спросом в городах, застройщики коттеджных поселков в области просят расширить услугами охраны, видеонаблюдения, контроля доступа, элементами "умного дома". При этом сам владелец коттеджа хотел бы иметь on-line доступ к единой автоматизированной системе учета не только услуг доступа в Интернет и телефонной связи, но и потребления электроэнергии, воды, газа и т.д. Все это должно составлять единую инфраструктуру. Телекоммуникационную составляющую слаботочной инфраструктуры коттеджных поселков в таких проектах мы создаем на основе современной технологии Fiber to the home - FTTH, которая подразумевает прокладку оптики до каждого коттеджа. По таким линиям связи предоставляется весь комплекс инфокоммуникационных услуг (triple play), а также передаются сигналы управления инженерным оборудованием и информация по тарификации коммунальных услуг, сигналы охранной сигнализации и систем видеонаблюдения. Благодаря высокой управляемости такого комплекса создается единая автоматизированная система учета услуг - и коммунальных, и телекоммуникационных.


Клиенты хотят получать услуги в рамках одного договора и от одного поставщика, имеющего соответствующую лицензионную базу. Причем один поставщик - это не просто желание иметь один договор, но это справедливое ожидание более низкой цены за весь пакет услуг, чем если бы эти услуги предоставлялись разными поставщиками.



- Планируете ли вы работать с объектами коммерческой недвижимости не только в Подмосковье, но и в Москве?



- Несмотря на некоторый спад на рынке аренды в Москве, мы по-прежнему считаем данный сегмент перспективным. Работа с объектами коммерческой недвижимости является одним из основных направлений деятельности "Итеранет". Именно корпоративные клиенты - арендаторы недвижимости - приносят нам большую часть дохода.



- Какие результаты у компании по итогам работы в 2008 году?



- В конце марта мы подвели итоги. Прибыль компании по сравнению с 2007 годом выросла в два раза, доход увеличился в полтора раза.



- Каковы приоритеты в 2009 году?



- Главный вопрос в условиях кризиса - оптимизация соотношения качества, объема и себестоимости услуг, предоставляемых корпоративным клиентам. Мы не имеем права снижать качество, но при этом перед нами стоит задача снижать стоимость. Сейчас мы работаем в этом направлении. Кроме того, намерены расширять сеть в Мытищинском и Дмитровском районах Московской области, есть планы развиваться в Новорижском направлении.