Вчера в Гатчине ОАО «Ленсвязь» торжественно открыло первый участок своей цифровой транспортной сети.

Для строительства транспортной сети «Ленсвязь» избрала технологию SDH, хотя рассматривался и вариант АТМ-сети. Поставщиком передающего оборудования выступила американская компания Lucent Technologies. На первом этапе Lucent поставит «Ленсвязи» 30 мультиплексоров уровней STM-1, STM-4 и STM-16. По данным генерального директора Ленсвязи» Александра Сысоева, общая сумма инвестиций в создание транспортной сети (включая стрительство зонового транзитного узла в Тосно и другие работы) составит $12 млн, а окончание работ запланировано в 2001 году.


Открытие было приурочено к первому дню очередного заседания Совета Ассоциации операторов электросвязи Северо-Запада России. Оно будет проходить до 13 апреля в Гатчине, и принимающей стороной выступает «Ленсвязь».

В своем официальном выступлении на церемонии открытия Александр Сысоев заявил: «Транспортная сеть -- это базовый проект для всей системы телекоммуникаций Ленинградской области. В отличие от наших автодорог, транспортная сеть «Ленсвязи» не потребует постоянного асфальтирования -- мы строим ее раз и навсегда». Чуть позже Александр Сысоев поправился, что говоря об «асфальтировании», он имел в виду качество, понимая, что через 4-5 лет мощность транспортной сети придется повышать, так как бизнес в Ленобласти развивается очень быстро.

На церемонии открытия присутствовал председатель Комитета по информации, печати и телекоммуникациям Михаил Михайличенко. Он сказал: “«Ленсвязь» -- наш стратегический партнер. Ее развитие совпадает с интересами правительства области, и мы всегда будем оказывать ей содействие. Если что -- мы подставим вам плечо, грудь -- что попросите”.

Заместитель директора Lucent Technologies в России Дмитрий Каменский вспомнил фильм «Человек с ружьем», в котором один из героев орет в трубку: «Барышня, Гатчину! Гатчину дайте!», и выразил надежду, что с вводом в строй новой транспортной сети «Ленсвязи» такое не повторится никогда.


Директор по маркетингу и новым технологиям ОАО «Ленсвязь» Игорь Сизоненко пояснил необходимость создания транспортной сети: «Рост абонентской емкости у «Ленсвязи» составляет около 25 000 номеров в год. Кроме того, с недавних пор постоянно увеличивается и объем Internet-трафика, поэтому остро встала проблема транспортной сети».

До сих пор в Ленобласти, площадь которой составляет 86 000 км2, в каждом из 17 районных узлов связи (РУС) ОАО «Ленсвязь» действовала своя опорно-транзитная станция, каждая из которых связана с междугородной АТС компании СПб ММТ в Петербурге. Вместо этой схемы соединения новая транспортная сеть будет включать 3 волоконно-оптических кольца общей протяженностью 1500 км. В каждом из колец будет поддерживаться передача сигнала STM-16 (со скоростью 2,4 Гбит/с).

Генеральный директор ОАО «Новгородтелеком» Николай Емельянов осведомился: «Действительно ли вам нужны такие мощные потоки -- 2,4 Гбит/с, или STM-16 -- это дань моде?».

«Мы не настолько богаты, чтобы выбрасывать на ветер такие деньги, -- ответил Александр Сысоев, -- это расчетные цифры». Игорь Сизоненко дополнил, что при расчетах для оборудования STM-4 (622 Мбит/с) выходило, что загрузка сети с момента запуска составит 75%, и начинать с такой загрузки не имело смысла.

По данным Игоря Сизоненко, вслед за отрезком Петербург-Гатчина, следующий участок транспортной сети «Ленсвязи» свяжет Петербург и Всеволожск: волоконно-оптический кабель (ВОК) на этом направлении уже проложен, передающее оборудование установлено, и сейчас ведется его тестирование.


Далее транспортная сеть «Ленсвязи» свяжет города Петербург-Ломоносов-Сосновый Бор. ВОК Петербург-Ломоносов уже проложен, сейчас компания укладывает кабель от Ломоносова к Сосновому Бору. Этот этап работ будет завершен в августе 2000 г.

Игорь Сизоненко добавил, что оборудование SDH уже смонтировано на базовом кольце Петербург-Любань-Тосно-Луга-Гатчина, и сейчас оператор ведет его тестирование.

Также в 2000 г. «Ленсвязь» проложит ВОК на участках Всеволожск-Кировск и Любань-Кириши-Волхов-Иссад. Линию на Иссад «Ленсвязь» создает на паях с ОАО «Ростелеком»: строительные работы ведет «Ростелеком», а «Ленсвязь» выступает дольщиком. В то же время на линии Петербург-Ломоносов-Сосновый Бор -- ситуация обратная: строительством занимается «Ленсвязь», а «Ростелеком» выступает дольщиком.

В ближайшее время «Ленсвязь» объявит тенедер на поставку цифрового коммутационного оборудования. Дмитрий Каменский сообщил репортеру ComNews.ru, что Александр Сысоев пообещал ему пригласить Lucent в нем поучаствовать. До сих пор из зарубежных поставщиков АТС «Ленсвязь» покупала коммутаторы только у Alcatel и Siemens.

Проблема «Ленсвязи» в том, что у нее отсутствуют средства для приобретения дорогостоящего оборудования. Деньги на строительство транспортной сети компания добыла путем продажи холдингу «Телекоминвест» принадлежавших ей 14% акций ЗАО «Северо-Западный GSM». Сумма сделки составила $12 млн -- ровно столько, сколько «Ленсвязь» хочет инвестировать в транспортную сеть.

Дмитрий Каменский смотрит на эту проблему оптимистично: «Если «Ленсвязь» поменяет бизнес-модель -- она найдет, откуда брать деньги». Он заметил, что в последние годы, с тех пор как многие богатые москвичи стали перебираться жить в Подмосковье, Московская область превратилась в огромный рынок услуг связи. Дмитрий Каменский прогнозирует схожую ситуацию и в Ленобласти, куда постепенно будут перебираться зажиточные петербуржцы.

Кроме того, Дмитрий Каменский считает, что сотовые операторы не преминут воспользоваться услугами новой транспортной сети «Ленсвязи», так как применяемые ими сейчас радиорелейные станции не обеспечивают должного качества услуг, и сотовые компании теряют деньги на несостоявшихся или сорвавшихся звонках своих абонентов.