Леонид Коник
04.09.2000

В последнее время петербургский телекоммуникационный рынок сотовой связи живет в состоянии ожидания. Участников рынка будоражит информация о скором выходе на рынок второго оператора стандарта GSM -- компании «Телеком XXI», а также о возможной выдаче третьей GSM-лицензии на этот регион. Среди претендентов на третью лицензию -- московские гиганты АФК «Система» и «ВымпелКом». На фоне битвы GSM-гигантов на петербургский сотовый рынок незаметно вполз еще один цифровой стандарт -- CDMA: компания FORA Communications с 1 августа начала тестовую эксплуатацию системы, а с 1 сентября услуги CDMA стали доступны в коммерческом режиме. Однако первым сотовым оператором, который работает в цифровом стандарте, в Петербурге является «Северо-Западный GSM». Генеральный директор «Северо-Западного GSM» Игорь Никодимов утверждает, что его компания готова встретить новых конкурентов во всеоружии.



  • Уважаемый Игорь Юрьевич, в последнее время регулярно стала появляться информация о скором появлении в Петербурге прямых конкурентов «Северо-Западного GSM». Какова ваша реакция на эти сообщения и готовитесь ли вы к приходу конкурентов?


  • Мы готовы к появлению конкурентов, и наша компания предпринимает все усилия, чтобы быть конкурентоспособной. Насколько я могу судить из прессы, Минсвязи сочло, что рынок сотовой связи в Петербурге не столь велик, как в Москве, и решило третьей GSM-лицензии на наш регион не давать. Повторяю, я не видел документов на этот счет -- я читаю прессу, как и вы.
    Однако нельзя говорить о том, что конкуренции на петербургском рынке сотовой связи нет. Она есть: в Петербурге и Ленобласти работают компании «Дельта Телеком» и FORA, а области кроме того работает сеть стандарта CDMA. И существующая конкуренция заставляет нас действовать. Например, сейчас у нас прошла promotion-акция «Три горячих недели», состоявшая в уменьшенной стоимости подключения. Мы подключили тысячи новых абонентов. [С 1-го сентября «Северо-Западный GSM» зафиксировал в тарифах новую, сниженную стоимость подключения к сети - ComNews.ru] Это конечно не идет ни в какое сравнение с тем, что декларируют московские компании, но там ситуация иная. Столичные операторы работают в рамках системы pre-paid, и тот, кто купил карточку, уже считается абонентом. Когда мы называли количество своих абонентов, наши конкуренты заявляли, что мы считаем некорректно. Хотя наша технология подсчета известна: купил SIM-карту, вышел на связь -- значит, считаешься нашим абонентом. При системе pre-paid все сложнее -- абонент может сегодня купить карточку одного оператора, а завтра -- другого.


  • Вы уже упомянули о сети стандарта CDMA, которую развернула в Ленобласти компания «Петросвязь». Как вы относитесь к появлению сотовой сети CDMA и на территории Петербурга (компания FORA Communications намерена начать ее эксплуатацию в ближайшее время)?


  • CDMA, вообще говоря, серьезный стандарт, и он может составить нам серьезную конкуренцию. Хотя CDMA, как и GSM, относится к стандартам 2-го поколения (или так называемому промежуточному поколению 2+). Этих стандарты развиваются буквально рука об руку. Технологического преимущества у CDMA нет, и вопрос лишь в том, какой оператор предоставит наиболее дружелюбные абоненту услуги.


  • Менеджеры «Северо-Западного GSM» многократно говорили о том, что в планах компании стоит внедрение системы pre-paid. Определены ли уже сроки запуска этой услуги?


  • Строго говоря, наш pre-paid был запущен в конце 1994 когда, когда мы начали работу. Это было связано с известными проблемами с платежами, с финансовыми структурами, и мы были вынуждены тогда организовать предоплату услуг, то есть pre-paid. Когда мы говорили о внедрении pre-paid на Западе, это воспринималось буквально на ура: там такой технологии не было, и все операторы работали в кредит. Наш бывший генеральный директор Александр Няго [ныне гендиректор холдинга «Телекоминвест» - прим. ComNews.ru] часто выезжал на различные зарубежные семинары, рассказывал о нашем опыте внедрения pre-paid, и это всегда вызывало бешеный восторг аудитории. Я считаю, что именно благодаря толчку из России западные операторы сотовой связи тоже решили организовывать pre-paid. Они, правда, реализовали его на другой технологической платформе -- при помощи пластиковых карт.
    Так что мы pre-paid как таковой имеем, а технологическую платформу, которая привилась на Западе мы готовы и обираемся перенять. Но мы собираемся не просто копировать то, что организовано на Западе, а сделать это на ступень выше. Потому что смешно идти за ними, если мы сами подали изначальную идею. Мы собираемся реализовать технологию интеллектуальных сетей, которые только-только появляются в Европе, и у нас появится не только pre-paid, а огромное количество других возможностей, например, сложные переадресации -- двойные, тройные, переадресации четвертого уровня, совершение звонка в заранее определенное время и т.д. Я думаю, мы вновь реализуем первыми то, чего на Западе еще нет. Это чистая диалектика: сначала мы первые, потом -- они, затем снова мы и так далее, по спирали. Мы уже создали концепцию, и сейчас рассматриваем оборудование различных поставщиков, таких как Siemens, Nokia, «Петер-Сервис» (последний -- российская компания, у которой мы купили биллинговую систему). В настоящее время мы находимся на стадии организации тендера по оборудованию pre-paid, и я думаю, в ближайший месяц он будет объявлен.


  • Планирует ли «Северо-Западный GSM» внедрение услуги GPRS?


  • Мы уже устраивали тендер среди поставщиков оборудования GPRS, рассматривали предложения и Nokia, и Motorola. Мы хотели запустить GPRS уже этим летом. Но предшественницей GPRS является услуга мобильного Интернета. Мобильный Интернет мы организовали первыми в России, но честно говоря, абоненты не слишком на это отреагировали. У нас сейчас буквально несколько сотен абонентов, которые пользуются мобильным Интернетом, и этому есть два объяснения. С одной стороны, нет достаточного количества модных и интересных услуг, можно было бы предложить именно с помощью мобильного Интернента. С другой стороны, мобильный доступ в Интернет несколько дороже, чем фиксированный вариант. Поэтому есть определенные сложности в плане подключения большего количеств абонентов к этой услуге. А чтобы раскрутить новую технологию, необходимо, чтобы за нее платили, чтобы был спрос. Когда есть спрос -- появится и предложение. Технология GPRS может лишь предложить ускоренную передачу информации по мобильным каналам и сегодня разве что может несколько увеличить количество абонентов мобильного Интернета. Самостоятельно имеет смысл рассматривать GPRS как одну из ступеней движения к сотовым сетям третьего поколения. Но сегодня мы смотрим на нее не с технологической, а только с финансовой точки зрения. Если будет спрос, мы приобретем оборудование GPRS буквально в течение нескольких месяцев. Компания к этому готова. Но стоимость оборудования GPRS составляет несколько миллионов долларов, и естественно, что новых услуг нужно продать как минимум на эту сумму. Возможно, мы запустим GPRS в конце этого года, а возможно -- в начале следующего, но все равно мы уверены, что это произойдет, потому что мировое сообщество движется в этом направлении.


  • «Северо-Западный GSM» регулярно внедряет новые высокотехнологичные услуги, но достаточно почитать высказывания на форуме абонентов компании, как становится ясно, что большинство клиентов волнуют вещи более приземленные -- тарифы. Можно ли ожидать снижения тарифов «Северо-Западным GSM» в обозримом будущем?


  • Как раз в этом году мы впервые за свою 5-летнюю историю снизили тарифы -- это произошло в апреле. В среднем снижение составило 10-12%. Мы также продолжаем целый ряд promotiom-акций, заключающихся в том, что мы снижаем цену входного билета: в течение года у нас было уже несколько таких акций, и будут еще. Мы почувствовали реакцию рынка -- количество абонентов резко возрастало именно в те месяцы, когда устраивались эти акции. Как мы будем вести себя в дальнейшем -- это покажет рыночная ситуация. Конечно мы будем снижать и стоимость подключения, и стоимость эфирного времени. Но мы коммерческая компания и во-первых, напрямую связаны с экономикой, а во-вторых, мы «сидим» под кредитом ЕБРР, который мы взяли в 1996 году. Кредитная линия ЕБРР составляла $40 млн, из которых мы взяли $20 млн. В этом году мы отдадим $15-16 млн, а может быть, даже $19 млн -- все будет зависеть от экономической ситуации в компании. Эти обязательства нас сдерживают в снижении тарифов.


  • С 2001 года «Петербургская телефонная сеть» намерена ввести повременку. После этого появится возможность удешевить или сделать бесплатными входящие звонки на сотовые телефоны, переложив плату за них на того, кто инициировал звонок. Стоит ли Вашим абонентам ожидать снижения тарифов на входящие звонки на следующий день после введения повременки?


  • Я думаю, что на следующий день ожидать этого не стоит. Но после анализа ситуации, которая сложится после введения повременки, может быть мы и пойдем на снижение входящих тарифов. Вы правильно говорите, что часть платежей можно будет переложить на другого оператора. Но сейчас я боюсь загадывать -- вопрос с повременкой в Петербурге висит очень давно.


  • В конце 1999 года «Северо-Западный GSM» купил компанию «Северо-Западный DCS», владевшую лицензией на GSM-1800 на все регионы Северо-Запада. Ваша лицензия на GSM-900 охватывает меньшую территорию. Подали ли Вы заявки на расширение территории действия лицензии GSM-900?


  • Да, мы подали заявку на лицензию GSM-900 в Пскове, Новгороде и Калининграде (включая области). После положительного решения Минсвязи мы будем иметь лицензионную территорию на GSM-900/1800 в рамках всего Северо-Запада.


  • В перечисленных Вами регионах уже действуют операторы GSM-900, причем в Пскове и Новгороде они во многом зависят от Вашей компании, ведь их базовые станции подключены к петербургскому коммутатору «Северо-Западного GSM». Как будут строиться отношения с ними после получения «Северо-Западным GSM» новых лицензий GSM-900?


  • Здесь ситуация достаточно сложная. В начале формирования стандарта GSM в Минсвязи было принято ошибочное, по нашему мнению, решение о выдаче лицензий GSM-900 по областям. Кстати федеральное деление «Электросвязей» тоже шло по областям. Но из-за того, что шла быстрая чехарда стандартов и из-за того, что емкость рынка многих регионов мала, потенциальная возможность расширения сотовых сетей в регионах была ограниченной. Поэтому в наиболее бедных областях вообще не удалось развернуть сеть GSM-900, в более богатых -- удалось, одним словом, стандарт GSM-900 покрыл территорию России неравномерно. Эти ошибки учли в конце 1997 года, когда выдавались лицензии на GSM-1800: Россия была поделена на 8 укрупненных регионов (это почти совпадает с идущим сейчас деление страны на 7 федеральных округов). Логика была в том, что оператор может развивать сеть на наиболее доходной территории, но с определенными обязательствами создания сети и там, где бизнес менее доходный. Сейчас эта тенденция продолжится и с GSM-900. Она будет состоять в том, что наиболее сильные операторы будут поглощать более слабых. Здесь есть различные сложности -- территориального характера, финансового, технического. И если мы получим лицензии GSM-900 на 3 новых региона, то будем встречаться с местными сотовыми операторами и договариваться. Мы знаем, что эти операторы не имеют финансовой возможности развернуть полноценную сеть. Взять, например, Великий Новгород: он находится между Петербургом и Москвой, и автотрасса между этими городами представляет коммерческий интерес. Но та часть трассы, которая проходит через Новгородскую область, сегодня полностью не покрыта сетью GSM. Получается, что туристы, следуя, например, из Хельсинки в Москву, не имеют проблем со связью по всей дороге, кроме территории Новгородской области.
    Укрупнение компаний -- общемировая тенденция, а сейчас она все больше проявляется и в России. То, что мелкие российские сотовые операторы будут сливаться или объединяться с одной из крупных компаний, очевидно всем, кто внимательно следит за развитием телекоммуникаций. Компании будут укрупняться, чтобы предоставить абонентам как можно большее количество услуг. Сидеть в своем княжестве и считать, что ты единственный уникальный оператор -- это неправильно. Рынок требует, чтобы житель любого региона мог получить те услуги, которые получают абоненты в крупных городах. Как раньше стояла задача стирания граней между городом и деревней, так и сейчас абонент в любой деревне имеет право получить весь объем услуг, которые предоставляются в самых развитых регионах.