Иван Чеберко
Источник: КоммерсантЪ, 16 сентября 2000 г.
17.09.2000

У клиентов петербургской сотовой компании "Санкт-Петербург Телеком" (торговая марка Fora Communications) в последние дни начались проблемы со связью. "Трубки" замолкают на несколько часов, с них никуда невозможно дозвониться. Но интерес вызывают не столько технические неполадки, которые в последние недели возникали и в других сетях, сколько откровенность, с которой руководство Fora объясняется с своими абонентами.

Услугами "Санкт-Петербург Телеком" (СПТ) сегодня пользуются около 25 тыс. человек. В последнее время интерес к компании среди потенциальных клиентов резко возрос: она продает самые доступные по цене телефоны в Петербурге: 2200 руб. за подключенную Motorola Profile. Однако среди сотрудников петербургских сотовых компаний за Fora прочно закрепилась репутация фирмы-неудачника. Оператор начал продавать услуги летом 1994 года. Как только у СПТ появились первые абоненты, на частотах компании стали работать локаторы систем слежения, которые были переведены Минобороны из Прибалтики в Ленинградскую область.

"Для нас это было подобно катастрофе. Из-за посторонних радиосигналов вся сеть временами выходила из строя", - говорил гендиректор СПТ Виктор Шульгин.

Летом 1996 года СПТ сменил торговую марку, назвав сеть Fora Communications. Но вскоре на СПТ навалилась другая проблема - "подсадки". В прежние годы владельцы трубок в разных городах испытывали схожие проблемы, получая в конце месяца неоправданно высокие счета за услуги. Им приходилось доказывать, что так много не разговаривают и родственников в Уругвае у них нет. В офисы Fora клиенты с такого рода претензиями приходили настолько часто, что руководители компании признавали наличие проблемы с "подсадками" даже в беседах с журналистами. Это уникальный случай - кроме Fora, ни одна российская сотовая компания не признавалась в подобных грехах.

На сей раз ситуация повторилась. Проблемы со связью (вернее с ее периодическим отсутствием) появились в сети Fora в начале недели. Отдельные клиенты стали задавать вопросы в форуме абонентов Fora в Интернете, интересуясь у оператора: как Fora возместит моральный ущерб абонентам, не говоря уже о денежных потерях?

Вечером 14 сентября виртуальный представитель компании дал развернутый ответ посетителям форума: "За последние восемь месяцев нагрузка в сети возросла в три раза и даже значительно превысила докризисный уровень. И вот случился сентябрь. Все вернулись из отпусков, и нагрузка резко скакнула вверх. Сначала заткнулась препейд-платформа. Сейчас ее емкость увеличена в полтора раза. Не успели перевести дух - новая напасть: подгрузили "под завязку" коммутатор. Все происходит из-за того, что в какой-то момент количество отказов достигает критического уровня и происходит коллапс системы из-за лавинного нарастания числа обращений".
Столь длинная цитата примечательна своей редкой для сотовых операторов откровенностью. Не каждый день руководство компании признает крах собственной сети, которую теперь смогут спасти только крупные инвестиции в расширение емкости, а также в восстановление репутации торговой марки. Объяснение, подписанное "Era", принадлежит, по убеждению посетителей, коммерческому директору СПТ Элдару Разроеву. Впрочем, вчера в беседе с "Ъ" Разроев отказался признать свое авторство, но отметил при этом, что "СПТ старается быть как можно более открытой для своих абонентов". Разроев заявил, что компания готова компенсировать всем своим абонентам недополученное в результате технических неполадок эфирное время или вернуть абонентскую плату.