© ComNews
13.03.2001

Компания «Северо-Западный GSM» ужесточила дилерский договор и контроль за его исполнением. В результате количество дилеров «Северо-Западного GSM» сократилось почти в 2 раза: около 80 компаний лишились статуса официального представителя оператора.

«Северо-Западный (СЗ) GSM» -- единственная сотовая компания в Петербурге, которая изначально отказалась от самостоятельных продаж абонентского оборудования и его подключений, полностью переложив эти функции на дилеров. Конкуренты -- FORA Communications и «Дельта Телеком» -- последовали этому примеру, но до сих пор продают часть оборудования собственными силами.

Проект нового договора, как сообщили репортеру ComNews.ru в дилерском отделе «СЗ GSM», готовился с лета прошлого года. По сравнению с предыдущей редакцией в него добавлены жесткие требования по количеству подключений, внешнему виду торгового помещения дилера, штрафные санкции за ошибки при составлении договора. Грубая оплошность, например, присвоение статуса физического лица клиенту, который работает по безналичному расчету, может обойтись дилеру в $100, не считая хлопот по переоформлению договора. Невыполнение дилером любого из требований договора о представительстве ведет к его расторжению.

До сих пор единственным жестким условием лишения статуса было отсутствие закупок SIM-карт дилером в течение трех месяцев подряд.

В самом «Северо-Западном GSM» ужесточение условий объясняют желанием упорядочить рынок дилеров. «Если ранее была политика накопления дилерского состава, то теперь для нас главное -- качество работы дилера с клиентом», -- говорит Антон Бунгин, заместитель руководителя группы по работе с дилерами ЗАО «Северо-Западный GSM».

Однако по данным ComNews.ru, принятие нового договора подхлестнуло письмо, подписанное десятком крупнейших дилеров «СЗ GSM». Суть его сводилась к требованиям по ужесточению контроля за мелкими дилерами, которые, пользуясь отсутствием контроля со стороны оператора и государственных органов, демпинговали и подрывали тем самым бизнес крупных продавцов. Представители «больших» дилеров в один голос отмечают, что серьезные продавцы платят налоги, делают взносы за лицензию на торговлю средствами связи Госссвзьнадзору, тратят деньги на рекламу, а мелкие компании на таких тратах экономят, срывают доллар-два с трубки и уходят в тень. В результате страдает клиент, который может получить «левый» товар и отсутствие сервисной поддержки.

По мотивам письма в декабре прошлого года состоялась встреча крупных дилеров с Игорем Никодимовым, генеральным директором ЗАО «Северо-Западный GSM». О ходе переговоров ничего неизвестно, равно как и об участниках заседания - компании договорились между собой не разглашать подробности переговоров. Похоже, обе стороны пришли к консенсусу, который вылился в санкции по зачистке рядов дилеров в начале этого года - их количество, по некоторым оценкам, сократилось с 200 компаний до 120. «Дышать сразу стало полегче, -- сказал Андрей Молодых, генеральный директор ООО "Фантаон-Телеком", -- мелких демпингующих конкурентов стало меньше».

«В дилерском отделе "Северо-Западного GSM" исчезли очереди за SIM-картами и нет суматохи при сдаче отчетов», -- добавил Игорь Пугач, гендиректор ООО «А-Тел», магазины средств связи которого работают под маркой «М-Связь».

Одновременно «Северо-Западный GSM» ужесточил контроль за деятельностью дилеров, причем происходит он в негласной манере. Сотрудники «СЗ GSM» могут зайти или позвонить дилеру под видом частных лиц, и оценить таким образом его работу с клиентами. «Подозрительных» дилеров, то есть тех, на которые есть жалобы со стороны клиентов, проверяют «по полной» -- обзванивают клиентскую базу продавца и интересуются мнением клиентов об этом дилере.

Многие из компаний, потерявшие статус дилера, остались недовольны самой практикой лишения звания официального представителя. «"Северо-Западный GSM" действовал достаточно беспринципно, -- рассказывает один из "лишенцев", пожелавший остаться неизвестным, -- они нам отключили кассу за пять дней до официального уведомления. Поводом для лишения статуса послужил низкий уровень подключений. В течение года мы подключали в среднем по 40 трубок в месяц, а под Новый год узнали, что порог составлял 70 телефонов». По информации ComNews.ru, других дилеров лишали статуса «за несоответствие внешнего вида торгового помещения» и «неквалифицированный персонал».

Получить дилерский статус заново теперь непросто -- оператор в этом году ввел новые требования к претендентам на получение статуса официального представителя. Во-первых, желающий должен иметь действующий договор с поставщиком оборудования стандарта GSM, во-вторых -- лицензию Госсвязьнадзора на продажу средств связи (она обходится продавцу в 3 тыс. рублей в месяц). Третьим требованием, причем одним из основных, является оборудованное торговое помещение, «внешний вид которого должен непременно соответствовать имиджу ЗАО «Северо-Западный GSM». Примечательно, что факт соответствия устанавливает сотрудник группы дилерской сети «СЗ GSM». Во-четвертых, претендент обязан проработать в течение трех месяцев в качестве субдилера и обеспечивать не менее 100 подключений в месяц. Только после выполнения этих условий оператор заключит с претендентом дилерский договор.

Главная трудность для новичка - стать субдилером. Официально это понятие «Северо-Западный GSM» ввел в 2001 году, хотя многие дилеры имели субпродавцов услуг сотовой связи в течение нескольких лет. Официальное признание института субдилеров заключается в переносе ответственности за них на дилеров. «К тому же субдилеры налагают дополнительные обязательства по ведению бухгалтерского учета, -- говорит Александр Яруцкий, директор сети магазинов "Телеком Поинт", -- компаниям с большим количеством торговых точек иметь еще одного продавца слишком хлопотно и вряд ли выгодно по деньгам».

По словам Антона Бунгина, дилерская база «Северо-Западного GSM» обновляется постоянно: «В среднем каждую неделю появляется и исчезает несколько торговых точек». Но сказать о том, уходят они по своей воле или их насильно лишают дилерского статуса, Антон Бунгин отказался.