Леонид Коник
© ComNews
13.01.2002






Петербургская сотовая компания «Северо-Западный GSM» завершила акцию по бесплатному подключению абонентов к своей сети.

Как и было объявлено (см. новость ComNews.ru от 28 ноября 2001 г.), акция продолжалась с 28 ноября прошлого года по 10 января 2002 года. «Мы верны своей традиции — никогда не продлевать заявленные срока промоушн-акций», — сообщил репортеру ComNews.ru директор по маркетингу ЗАО “Северо-Западный GSM” Константин Сухин. Главный конкурент петербургской компании — ОАО “Мобильные ТелеСистемы” (МТС) — поступил иначе. МТС продлил объявленную с 11 по 31 декабря 2001 года акцию по бесплатному подключению в Петербурге еще на месяц — до 31 января 2002 года.

“Северо-Западный GSM” с 11 января ввел дифференцированный подход. Бесплатные подключения сохранятся в собственных центрах обслуживания абонентов компании, которых в настоящее время насчитывается семь. У дилеров “Северо-Западного GSM” с 11 января установлена новая стоимость подключения: без учета предоплаты эфирного времени она составляет $30 для прямых номеров и $18 — для федеральных. Стоимость стартового пакета на тарифе pre-paid (“GSMЛАЙТ”) составляет теперь $12, включая предоплату эфирного времени в размере $6.


Строго говоря, даже в собственных центрах обслуживания “Северо-Западный

GSM” продает телефоны не сам — этим занимается другое юрлицо ОАО “ВидеоФон”. Правда, в отличие от дилеров, “ВидеоФон” имеет особый статус. “Это наш официальный партнер, — пояснил репортеру ComNews.ru Константин Сухин. — В отличие от обычных дилеров, “ВидеоФон” работает на нашей территории и пользуется рекламой центров обслуживания, которую размещаем мы. Договорные отношения с “ВидеоФоном” принципиально отличаются от наших отношений с дилерами: они более жесткие. В частности, размер его вознаграждения существенно ниже, чем у независимых дилеров”.

Для дилеров “Северо-Западного

GSM” новая политика оператора явилась полной неожиданностью. В пятницу 11 января многие из них не были готовы комментировать ситуацию. По данным ComNews.ru, экстренное совещание по этому поводу в одной из крупнейших дилерских фирм Петербурга — “ATS Телеком” — пройдет в понедельник, 14 января. Директор по маркетингу “ATS Телеком” Леонид Ладыженский ожидает, что доходы его компании из-за новой инициативы Северо-Западного GSM” снизятся. При этом он оговоривается: “С другой стороны, не все будут стоять в очереди в центрах обслуживания [“Северо-Западного GSM”] из-за каких-то 30 долларов”.


Константин Сухин уверен, что дилеры ничего не потеряют: “Для дилеров действует система вознаграждений, учитывающая их интересы”. Сотрудник сети магазинов

М-связь” заметил, что бесплатное подключение в собственных центрах сотовых операторов — это нормальная практика и для европейских стран, и для Москвы: “В Москве действует аналогичная система, и у дилеров того же МТС подключение платное”.

По версии директора одной из дилерских компаний, “Северо-Западный GSM” вернул плату за подключение у дилеров для того, чтобы торговцы средствами связи смогли реализовать

SIM-карты, которые “зависли”, когда этот оператор объявил акцию по бесплатному подключению. Тогда отпускная цена одной SIM-карты на всех тарифах для дилеров упала до 1 цента (см. новость ComNews.ru от 26 ноября 2001 г.). При этом дилеры получили уведомление о новых ценах буквально за два дня до старта акции, и у многих из них остались непроданными SIM-карты, которые они приобретали до этого по полной стоимости — около $30 за карты с прямыми городскими номерами (не считая предоплаты эфирного времени в размере $24), $18 — с федеральной нумерацией (плюс предоплата эфира — $18) и $12 – “GSMЛАЙТ”. До старта акции подключение на эти тарифы у дилеров в среднем обходилось в $60, $42 и $25 соответственно.

По некоторым данным, у крупных компаний - владельцев сетей магазинов,

платных SIM-карт оставалось до 100 штук. При этом, как стало известно репортеру ComNews.ru, “Северо-Западный GSM” не делал перерасчеты. Особенность торгового бизнеса такова, что дилеры не могли реализовывать старые карты по новой цене. Сейчас оператор вернул цены на старый уровень, что позволит дилерам вернуть временно замороженные средства.

Некоторые дилеры предположили, что новая ценовая политика “Северо-Западного

GSM” призвана уменьшить темпы подключений, так как сеть оператора в существующей конфигурации не способна обслужить существенно большее количество абонентов. Однако Константин Сухин опроверг это утверждение и заявил, что ресурсов сети вполне достаточно. Эти слова подтверждаются и данными о загрузке сети, которые удалось получить ComNews.ru. Из неофициального источника стало известно, что сейчас, когда компания обслуживает более 800 000 абонентов, нагрузка в радиосети “Северо-Западного GSM” в пиковые часы составляет 4500 Эрл. В новогоднюю ночь, когда нагрузка была в 1,4 раза больше — 6300 Эрл, сеть компании, хоть и с локальными перегрузками, продолжала работать в штатном режиме. Накануне Нового года (27-29 декабря) пиковая нагрузка составляла 4800 Эрл, при этом сеть устойчиво работала. Кроме того, “Северо-Западный GSM” заявляет, что ведет работы по расширению сети. В настоящий момент сеть компании в Северо-Западном регионе России насчитывает пять коммутаторов и 525 базовых станций, более 400 из которых сосредоточены в Петербурге и Ленинградской области.