Новости / апрель 2016
"Умный дом" все популярнее

© ComNews
13.04.2016

Оператор связи МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы") начал поиск поставщика программной платформы для реализации сервисов в рамках концепции "умный дом". Другой оператор "большой четверки" - ПАО "МегаФон" - ведет разработки в направлении "умного дома". У ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") М2М-решения для реализации концепции "умный дом" уже есть.

МТС объявила запрос на изучение информации (RFI) по платформе "умный дом". Согласно запросу, поставщик должен будет передать МТС исключительные права на поставляемое программное обеспечение. "Бизнес-модель сотрудничества - разделение доходов. Бизнес-модель не должна предусматривать инвестиций CAPEX со стороны МТС в программное обеспечение", - указано в запросе. Также поставщик должен будет поддерживать работоспособность программного обеспечения и т.д. Что касается МТС, то оператор берет на себя обязательства по продвижению продукта "Умный дом" по имеющимся каналам.

Пресс-служба МТС вчера воздержалась от комментариев.

Другой оператор "большой четверки" - МегаФон" - уже работает над реализацией концепции "умный дом". "МегаФон" ведет как разработки в направлении "умного дома" для В2С, так и в целом в направлении Интернета вещей (IoT). На сегодняшний день озвучить все направления и будущие продукты не готовы из-за политики компании. Пока мы нацелены в первую очередь на лидерство в М2М для В2В-клиентов, где занимаем уже почти четверть рынка, по оценкам наших аналитиков", - рассказала корреспонденту ComNews руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина.

По словам пресс-секретаря "ВымпелКома" Анны Айбашевой, первые М2М-решения от компании из категории "умный дом" и "умный офис" для корпоративных клиентов и частных лиц появились несколько лет назад. "А именно первые комплексные М2М-решения, которые состояли из набора датчиков - движения, открывания двери, дыма, кнопки оповещения и светозвукового индикатора, объединенных с центральным модулем управления - MMS-камерой, специальным тарифным планом и веб-интерфейсом для настройки и управления системой", - уточнила Анна Айбашева.

При срабатывании любого из датчиков, как объяснила она, система отправляет оповещение на мобильный телефон пользователя в виде SMS-сообщения, а также MMS-сообщение, со снимком офиса клиента, сделанного в момент срабатывания датчика. "При необходимости у клиентов есть возможность со своего телефона совершить звонок на MMS-камеру и услышать, что происходит в помещении, где она установлена", - отметила Анна Айбашева. В целом, как добавила она, "ВымпелКом" планирует и дальше развивать это направление и тестирует новые решения.

"У Tele2 пока нет планов по запуску платформы для реализации концепции "Умный дом", - уточнила в беседе с ComNews пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина. - Мы считаем M2M-направление крайне перспективным и в настоящее время фокусируемся на его развитии в сегменте В2В".

Как ранее сообщал ComNews, ПАО "Ростелеком" планирует в нынешнем году запустить в пилотную эксплуатацию облачную услугу "Умный дом" на базе национальной облачной платформы ("О7"). Пилотный проект будет реализован в МРФ "Северо-Запад" и МРФ "Волга".

Комментируя эту информацию, генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов говорил корреспонденту ComNews, что российский рынок решений, созданных для реализации концепции "умного дома", непростой. "С одной стороны, есть премиальный сегмент, где решения для "умных домов" уже установлены и работают. Растет он в основном за счет появления нового элитного жилья. С другой стороны, есть массовый сегмент, который пока не готов активно подключаться - число подключений на сегодня составляет немногим более 0,1 млн", - пояснял Константин Анкилов.

Развитие сервиса "умный дом" в массовом сегменте, по его словам, возможно только при предложении недорого решения, которое обойдется абоненту не более чем в несколько сотен рублей в месяц. "В условиях приближения телеком-рынка к стагнации операторы изыскивают возможности для развития новых услуг, и благодаря этому есть шанс "раскачать" и рынок решений, связанных с реализацией концепции "умный дом". Но операторы здесь столкнутся с конкуренцией со стороны неоператорского бизнеса, так как канал связи - лишь одна из составляющих решения. Вместе с тем у операторов есть преимущества. Во-первых, это уже имеющийся контакт с потенциальным клиентом. Во-вторых, возможность предложить решение для "умного дома" в пакете с услугами связи", - резюмировал Константин Анкилов.

По словам руководителя департамента ИТ и облачных сервисов J'son & Partners Сonsulting Александра Герасимова, в настоящее время уровень проникновения даже отдельных элементов "умного дома" в России составляет существенно менее 1% в жилой недвижимости и не более 5% - в деловой, и это положение не претерпевало существенных изменений на протяжении многих лет.

"Это говорит о том, что при традиционном подходе к реализации автоматизированного оптимизационного управления инженерными системами зданий и сооружений, требующего выполнения сложных работ по инсталляции и техническому обслуживанию автоматики непосредственно на объекте, концепция "умного дома" в принципе не востребована. Даже в сегменте элитного жилья и деловой недвижимости класса А и В, где уровень проникновения компонент "умного дома" существенно выше среднего, эта концепция воспринимается скорее как элемент престижа, нежели технология снижения эксплуатационных издержек", - замечал в беседе с ComNews Александр Герасимов.

Однако, как добавлял он, в последнее время отмечается второе рождение концепции "умного дома", связанное с развитием облачных платформ Интернета вещей, позволяющих перенести наиболее сложную и ресурсоемкую обработку данных с сенсоров в облако, что открывает дорогу к полноценному массовому внедрению этой концепции (см. новость ComNews от 11 апреля 2016 г.).