Тимур Самедов: "Чтобы оказаться в завтра, нужно сегодня думать о послезавтра. Наше послезавтра — это цифровизация, мобильные устройства, сервисы онлайн"
© ComNews
14.05.2018

Директор департамента информационных и банковских технологий АО "КБ ДельтаКредит" Тимур Самедов рассказал заместителю руководителя проекта "Цифровая экономика" Елене Свижевской о цифровизации ипотечного банка и ее особенностях.

- Все ведущие банки России занимаются цифровизацией бизнеса. Расскажите, пожалуйста, как банк "ДельтаКредит" смотрит на цифровую трансформацию банковского сектора? Есть ли у банка стратегия в этом направлении?

- Если говорить про ипотечный бизнес, то клиенту не нужна ипотека как продукт, а нужен дом или квартира. Ипотека — это всего лишь часть большого клиентского пути, который начинается с поиска жилья, услуг риелтора, проверки юридической чистоты, потом — ипотека как сам продукт, затем идет переезд, ремонт и так далее. Соответственно наша задача — сделать этот путь максимально понятным и прозрачным для клиента. На сегодняшний день мы практически полностью автоматизировали процесс предварительного одобрения ипотеки в системе "ДельтаЭкспресс". Далее у нас в планах максимально возможная автоматизация сопутствующих процессов для достижения клиентом его цели – приобретения жилья.

- Какие шаги вы предпримете для того, чтобы это осуществилось?

- В этом году мы бы хотели серьезно продвинуться в части диджитализации именно ипотечного продукта. Сейчас клиенту все-таки необходимо приходить в офис для подписания финального пакета документов. Летом этого года должны быть приняты поправки к закону по удаленной идентификации клиентов, а также возможности использования биометрической идентификации. Если поправки будут приняты, то мы планируем сделать так, чтобы клиенту вообще не нужно было приходить в офис для получения ипотечного кредита. Речь идет пока про простые сделки.

- Насколько диджитализация повлияла на экономические успехи банка?

- Через "ДельтаЭкспресс", систему онлайн-одобрения кредитов, были одобрены кредиты на общую сумму несколько миллиардов рублей. Важно также отметить систему "ДельтаПро", которая представляет собой личный кабинет партнера, где можно видеть актуальный статус заявок на кредит, направленных через личный кабинет. К апрелю 2018 года банк выдал через него ипотечных кредитов более чем на 10 миллиардов рублей.

- Клиенты онлайн-систем "ДельтаЭкспресс" и "ДельтаПро" отличаются от тех, кто приходит в офисы?

- Да, разработка этих систем была связана, прежде всего, с поиском клиентов нового поколения. Если сейчас посмотреть на нашу целевую аудиторию, то она сильно помолодела: раньше это были люди 35+, сейчас уже — 30+. Эти люди экономят свое время, и для этого пользуются онлайн-технологиями. Соответственно банку нужно фокусироваться на новом поколении, которое уже не представляет свою жизнь без смартфонов или иных электронных устройств.

- Есть ли у банка "ДельтаКредит" какое-нибудь технологическое преимущество по сравнению с другими банками?

- В ряде разработок мы стали пионерами. И сейчас у нас есть то, чего еще нет у наших конкурентов. Так, в системе "ДельтаПро" функционал позволяет предоставлять сервисы даже в режиме оффлайн. Как это работает? Все знают, что в некоторых городах России либо совсем нет Интернета, либо он спутниковый. Мы это понимаем и работаем в этих городах, так как люди в них тоже хотят покупать недвижимость в ипотеку. Приехал менеджер на встречу в такой удаленный населенный пункт, и ему ничего не мешает заполнить всю заявку на ипотеку, прикрепить необходимые документы и информацию в системе, все данные будут сохранены. Как только менеджер станет доступен в режиме онлайн, то есть, когда у него появится доступ в Интернет, эта информация будет мгновенно передана в нашу систему, где и будет обработана.

- Есть ли какие-то отличия диджитализации ипотечного банка от диджитализации, например, универсальных банков?

- Конечно, они есть. Сам продукт — ипотека — крайне сложный, требует большой операционной деятельности по обработке документов. У него есть своя специфика: процесс более длительный с точки зрения принятия решений, особенно если сделка сложная.

- Какая команда в банке работает над процессом диджитализации?

- Сейчас в IT-департаменте порядка 50 человек. Их условно можно поделить на две команды: та, которая осуществляет функцию поддержки (Run), и та, которая занимается непосредственно развитием и внедрением новых платформ (Change). В последней работает порядка 20 человек. Они делятся по направлениям, часть команды занимается "ДельтаЭкспресс", часть — "ДельтаПро". Вокруг этих двух платформ существуют интеграционные решения, которые обеспечивают передачу данных между нашими фронт-офисными и бэк-офисными системами. Здесь, как в спектакле, очень многое находится за сценой, без чего представление не состоится. IT-руководитель в этой схеме прежде всего — бизнесмен-управленец, который должен работать в тесной связке с бизнесом как таковым. Потому что весь современный бизнес сейчас строится на IT-решениях, на IT-платформах.

- Привлекаются ли дополнительно подрядчики?

- Наша цель — максимально уйти от услуг внешних подрядчиков, у нас всего одна компания, с которой мы совместно работаем в аспекте разработке наших фронт-офисных систем. Но в итоге мы хотим, чтобы максимальная экспертиза и центр компетенций были сосредоточены у нас, внутри организации, чтобы минимизировать любые риски в части разработки, а также быстрее реагировать на изменения рынка.

- Цифровизация выделит банки, которые впоследствии будут лидировать. Насколько это будет важным фактором для роста доходов банка?

- Безусловно, это будет значимо. Чтобы оказаться в завтра, нужно сегодня думать о послезавтра. Наше послезавтра — это цифровизация, мобильные устройства, сервисы онлайн. Если этого не делать, можно легко оказаться на задворках рынка. То, что происходит сейчас, очевидно всем, на примере криптовалют: появились совершенно новые валюты, которых не было буквально несколько лет назад.

- Насколько дорого этим заниматься?

- Инвестиции нужны и большие, но тут важно помнить, что оптимизация и автоматизация ведет к уменьшению количества людей, которые должны быть задействованы в тех или иных операциях. Если вспомнить недавнее прошлое, где в каждой крупной организации были огромные контакт-центры, сейчас это количество уменьшилось до нескольких десятков человек. Многие сервисы используются в виде автоматизированных скриптов, например в авиакомпании "Аэрофлот", где нужно произнести по команде робота "Купить билет" для того, чтобы приобрести билеты. Таким образом, в результате сокращения сотрудников сокращается и зарплатный фонд, а это, как правило, самая большая статья расходов в организации. Сэкономленные средства можно инвестировать во что-то другое. Это "другое" — именно то, что позволяет развивать бизнес, это инвестиции в технологии будущего.