© ComNews
02.07.2018

С 1 июля 2018 г. стартовал второй этап кассовой реформы по 54-ФЗ ("О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"). Согласно новым правилам, организации и индивидуальные предприниматели (ИП), работающие в режиме единого налога на вмененный доход (ЕНВД), ведущие розничную торговлю и оказывающие услуги общественного питания, а также малый бизнес на патентной системе налогообложения (ПСН), предлагающий аналогичные услуги при наличии наемных работников, должны полностью перейти на онлайн-кассы. Всю информацию об операциях будет отправлять оператор фискальных данных (ОФД) в Федеральную налоговую службу (ФНС). Игроки рынка решений для онлайн-касс поделились прогнозами и ожиданиями по развитию рынка с наступлением нового этапа кассовой реформы.

До 1 июля 2018 г. организации и индивидуальные предприниматели, работающие в режиме единого налога на вмененный доход, ведущие розничную торговлю и оказывающие услуги общественного питания, а также малый бизнес на патентной системе налогообложения, оказывающий аналогичные услуги при наличии наемных работников, должны были полностью перейти на обслуживание клиентов через онлайн-кассы. Всю информацию об операциях будет отправлять оператор фискальных данных в Федеральную налоговую службу.

Генеральный директор оператора фискальных данных - компании "Платформа ОФД" Алексей Баров отметил, что вторую волну кассовой реформы рынок встречает не просто надежностью техники и основным сервисом, но и качественно иным продуктовым наполнением, дополнительными услугами, которых раньше попросту не могло существовать.

По данным "Платформы ОФД", поступающим в агрегированном виде с касс, после запуска кассовой реформы по 54-ФЗ, крупные магазины и сети розничной торговли начали активнее применять в своей работе новые возможности онлайн-аналитики.

"Новые сервисы и товарная аналитика становятся все более доступными не только крупным сетям и гипермаркетам, но и малому бизнесу. У крупных и небольших игроков в этом отношении возможности все больше уравниваются. Кроме того, новые аналитические инструменты помогают решать и проблему out-of-stock - отсутствия в нужное время на полке магазина и на складе товаров, которые наиболее востребованы потребителями. По оценкам разных экспертов, этот показатель в магазинах может достигать до 15-18%, особенно у средних, региональных сетей. Если такой уровень out-of-stock наблюдается регулярно, это приводит к тому, что в магазине по тем категориям товаров, которых недостает, теряется до трети постоянных клиентов. Но сегодня, благодаря методам machine learning в анализе продаж, мониторинг таких показателей бизнеса становится доступнее широкому кругу компаний ретейла", - пояснил Алексей Баров.

Если говорить о рынке ОФД, добавляет генеральный директор "Платформы ОФД", то, помимо основной услуги ОФД по передаче чеков в ФНС, развиваются дополнительные услуги и сервисы. Например, поставка фискальных накопителей, обеспечение КЭП (квалифицированной электронной подписи), отправка сообщений покупателям, сервисы в магазине приложений и решения по аналитике для бизнеса.

Начальник управления по работе с клиентами ОФД "МультиКарта" Алексей Блинов не ожидает всплеска спроса на закупку и установку онлайн-касс. Он объясняет это тем, что многие предприниматели уже перешли на их использование, ведь об очередном этапе кассовой реформы было известно заранее.

"Мы ожидаем повышенного интереса представителей сегмента малого и среднего бизнеса к облачным кассам, когда кассовое решение и фискальный накопитель физически находятся в ЦОДе сервис-провайдера. Это позволит предпринимателям не приобретать физическую кассу", - поделился ожиданиями Алексей Блинов.

Директор по маркетингу производителя онлайн-касс "Эвотор" Сергей Андрияшкин ожидает усиления конкуренции как между производителями, так и между самими онлайн-кассами. Он предполагает, что постепенно смарт-терминалы будут вытеснять кнопочные автономки, а доля умных касс будет увеличиваться, поскольку они более функциональны и предоставляют предпринимателям возможность не только обеспечить соответствие закону, но и автоматизировать свой бизнес и установить облачные приложения с различными функциями.  

Сергей Андрияшкин уверен, что онлайн-кассы дадут розничной торговле (особенно малому бизнесу) новые технологические возможности. "Будут развиваться аналитические сервисы, которые предприниматели смогут использовать для повышения эффективности своего бизнеса и его доходности, они смогут сравнивать себя с конкурентами и корректировать свою ассортиментную политику, цены и т.д. Будут развиваться новые платежные сервисы - например, на кассах "Эвотор" уже можно расплатиться через системы Alipay и Webmoney", - перечисляет представитель "Эвотора".

По прогнозам OFD.RU, по итогам второй волны на новый порядок использования касс перейдут минимум 500 тыс. организаций и ИП на ЕНВД при оказании услуг населению, ИП, применяющих патентную систему налогообложения, а также вендинг и интернет-магазины.

Как объясняет директор оператора фискальных данных OFD.RU Антон Румянцев, основным фактором, который сдерживает предпринимателей при переходе на новый порядок, является необходимость в новых затратах. При этом часть предпринимателей опасаются возникновения дефицита контрольно-кассовой техники, а также фискальных накопителей, который был в прошлом году. "Но мы видим, что участники рынка подготовились к данном процессу: производители касс изготовили достаточное количество техники, в реестре ФНС уже семь производителей ФН (фискальных накопителей - Прим. ComNews). В прошлом году к моменту перехода все необходимые разрешительные документы были только у одного производителя. В текущем году повторения ситуации ждать не стоит", - говорит Антон Румянцев.

Как заметил представитель OFD.RU, ретейл понял, что, помимо базовой услуги передачи данных в ФНС, ОФД могут предоставлять ряд полезных сервисов, которые открывают новые возможности для увеличения выручки и снижения издержек. "Крупному бизнесу интересны разработки с учетом их особенностей бизнеса, аналитика Big Data, фермы касс, возможности интеграций с различными системами учета и др. Малому бизнесу более актуальны готовые решения под ключ, максимально простой и удобный продукт, с которым может работать любой сотрудник", - поясняет Антон Румянцев. 

В OFD.RU считают, что дальнейшее развитие получат аналитические и автоматизированные сервисы на основе фискальных данных. При их синергии с данными веб-компаний, телеком-операторов и других игроков для бизнеса откроются новые возможности для увеличения выручки и снижения издержек. "Такие решения позволят оптимизировать затраты, сократить количество ручного труда, снизить риски и многое другое", - говорит Антон Румянцев. 

Уже сейчас существует ряд высокотехнологичных решений, основанных на аналитике Big Data. Например, недавно OFD.RU в партнерстве с Модульбанком запустили сервис "Кредит под оборот", который позволяет банку мгновенно оценивать обороты по онлайн-кассам, подключенным к любому оператору фискальных данных, и на основании полученной информации выдавать предпринимателю кредит. По словам Антона Румянцева, это первый прецедент на рынке, когда оператор фискальных данных стал оказывать услуги по снижению оценки рисков для финансового сектора.

По данным ФНС, к концу 2017 г. в России было зарегистрировано порядка 1,52 млн онлайн-касс. А в конце июня 2018 г. этот показатель, по словам руководителя службы Михаила Мишустина, достиг 2 млн. Причем заметный скачок спроса наблюдался в последнюю неделю прошлого месяца: предприниматели зарегистрировали около 100 тыс. новых касс, обращает внимание директор по развитию бизнеса фискальных решений ООО "АТОЛ" Юлия Русинова. "Параллельно отмечу, что в этот период налоговая и компании, задействованные в регистрации ККТ, были переведены на усиленный режим работы. Например, авторизованные партнеры АТОЛ принимали и обрабатывали заявки в круглосуточном режиме. По нашей оценке, непосредственно к 1 июля число фискализированных ККТ должно увеличиться еще на 100–200 тыс. устройств и примерно на 200 тыс. – после дня "икс" в ближайшие месяцы", - говорит Юлия Русинова.

В целом, по словам представителя компании АТОЛ, к описанному сюжету рынок был готов. "Во-первых, по опыту первого этапа 54-ФЗ было понятно: часть предпринимателей все равно отложит внедрение касс на максимально возможный срок. Несмотря на налоговый вычет на покупку ККТ, обещанный государством, они будут надеяться на перенос, отмену сроков перехода или отказываться от него из нежелания раскрывать свои доходы. Во-вторых, число производителей и их разработок заметно выросло: в реестре фискальных накопителей уже 18 моделей, в реестре ККТ – 131 модель, причем среди них немало тех, что для малого бизнеса. В-третьих, на рынке появляются "коробочные" решения для индивидуальных предпринимателей, созданные разработчиками касс, ОФД и банками или операторами связи. Это недорогие решения, которые свободно продаются в розничной сети банков или операторов и являются простыми в применении. Стоимость некоторых из них, например "Касса под ключ" от ПАО "Мегафон", АТОЛ и OFD.ru, целиком покрывается налоговым вычетом, положенным ИП на покупку ККТ и сопутствующие услуги", - поясняет Юлия Русинова.

Что касается конкуренции между поставщиками ККТ, то она обостряется, отмечает Юлия Русинова. По ее словам, цены снижаются, что создает благоприятные условия для малого бизнеса. "Кроме того, на базе онлайн-касс активно развиваются облачные сервисы, обеспечивающие мониторинг состояния устройств в разных торговых точках, управление каталогом товаров, товарный учет, сбор и анализ данных о продажах. Этот функционал предоставляют в том числе ньюджеры – бюджетные кассы для тех, кто пока ведет учет в Excel-таблице или даже в тетрадке, но хочет выйти на начальный уровень автоматизации", - говорит Юлия Русинова.

Рассуждая о перспективах использования онлайн-касс в розничной торговле, Юлия Русинова убеждена, что со временем малые предприятия перестанут воспринимать требования 54-ФЗ исключительно как обременительную обязанность и все-таки увидят для себя плюсы. Она объясняет это тем, что внедрение новых технологий подразумевает автоматизацию бизнеса, а значит, повышение его эффективности. "Появится возможность оценивать добросовестность кассиров (кого-то, возможно, поймать на воровстве), лучше управлять товарными запасами, анализировать продажи и т.д.  Помимо этого, реформа ставит всех игроков рынка в одни и те же условия, где главный аргумент в борьбе за клиента – качество товаров и услуг. Наконец, онлайн-кассы упростят взаимодействие с налоговой, в частности снизят частоту проверок", - перечисляет она.

Подводя итог, представитель АТОЛ сказала, что уже создана целая информационная система для малых предприятий из сферы торговли и общепита. "Уверена, что со временем предприниматели "второй волны" 54-ФЗ поймут, что онлайн-касса – это возможность получить хороший набор базовых инструментов для развития бизнеса, не тратя больших средств. По прогнозу ФНС, в результате "кассовой" реформы, число зарегистрированных ККТ составит около 3 млн", - отмечает она.

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) запустило продажи онлайн-касс в марте. Компания ожидает, что пик установок онлайн-касс придется на начало июля и количество продаж вырастет еще в несколько раз. "Драйвером станет не только наступление дня "Х", но и специальные акции, выгодные для бизнеса. В июне МТС предложила предпринимателям коробочное решение "Легкий старт", с помощью которого бизнес сможет перейти на кассы нового образца без платы за использование кассового программного обеспечения, подключение и регистрацию, и услуги оператора фискальных данных", - отмечают в пресс-службе оператора. В 2018 году, по оценке МТС, на технику нового образца должны перейти около 1 млн предприятий.

Как предполагают в МТС, со временем проверок налоговой в перспективе должно стать меньше, т.к. вся информация о продажах в любой момент доступна контролирующим органам онлайн. "Для предпринимателей взаимодействие с контролирующими органами должно стать более удобным. Теперь регистрация (постановка на учёт) ККТ происходит онлайн через личный кабинет налогоплательщика без визита в налоговую инспекцию. Обязательный договор с центром технического обслуживания ККТ больше не является обязательным условием. Журнал кассира-операциониста можно больше не заверять в налоговой и не вести его вручную, заполняя каждый день – вся информация автоматически формируется в личном кабинете онлайн-кассы и доступна и предпринимателю, и инспекции", - поясняют в пресс-службе МТС.