© ComNews
21.08.2018

ПАО "Ростелеком" протестировало на участке сети в Оренбурге решение с использованием технологии программно управляемых сетей (Software Defined Networks, SDN) разработчика Brain4Net (26%-ная доля в компании принадлежит венчурному фонду "Ростелекома" "КоммИТ Кэпитал"). Оператор планирует запустить этот участок сети в коммерческую эксплуатацию в 2019 г. Также "Ростелеком" продолжит пилотировать SDN-решение Brain4Net на своей сети на юге страны.

"Ростелеком" завершил опытную эксплуатацию сегмента сети в Оренбурге, построенного на основе коммутаторов с использованием технологий SDN. Причем на новую инфраструктуру были постепенно переведены действующие абоненты компании.

Проект стартовал в Оренбурге осенью 2017 г., когда на опытный сегмент сети были переведены первые абоненты - более 2000 физических лиц, а также несколько сотен клиентов, использующих приставки для интерактивного телевидения, и корпоративные клиенты сервисов VPN. Пиковая нагрузка на опытном сегменте составила около 3 Гбит/с.

Специалисты "Ростелекома" и Brain4Net анализировали ключевые показатели и сравнивали их с аналогичными метриками уже существующей инфраструктуры. В "Ростелекоме" уточнили, что ключевым критерием успешности пилотного проекта являлось корректное предоставление существующих сервисов при обеспечении необходимых показателей качества предоставляемых услуг (SLA).

Результаты опытной эксплуатации подтвердили готовность SDN-решения Brain4Net к коммерческому использованию в сетях операторов связи. "Решение Brain4Net позволяет автоматически настраивать сетевое оборудование, дает возможность централизованно конфигурировать услуги (L2VPN, IPTV и др.) и назначать политики качества обслуживания. Благодаря этому оператор может снизить затраты на обслуживание сетевой инфраструктуры и, следовательно, себестоимость предоставляемых услуг", - сообщили в "Ростелекоме".

По оценкам специалистов, использование SDN-коммутаторов вместо дорогостоящих MPLS-маршрутизаторов, которые нередко обладают избыточным функционалом, позволит снизить капитальные затраты на модернизацию инфраструктуры. Кроме этого, новый уровень автоматизации благодаря применению технологии SDN позволит сократить время вывода на рынок новых услуг (Time-to-market).

"Многочисленные лабораторные испытания, проведенные совместно со специалистами "Ростелекома", а затем успешно завершившийся пилотный проект подтверждают техническую готовность SDN-платформы от Brain4Net. Решение позволяет сервис-провайдеру строить сети метро-агрегации с лучшими в отрасли экономическими показателями и высочайшим уровнем автоматизации управления. Использование платформы Brain4Net предоставляет возможность оператору создать интегрированную систему управления сетями, включая транспортный и сервисный уровни. Дальнейшая работа будет включать как функциональное развитие, так и интеграцию в услуги "Ростелекома", - говорит генеральный директор Brain4Net Максим Каминский.

В пресс-службе "Ростелекома" ComNews сообщили о том, что запуск в коммерческую эксплуатацию участка сети в Оренбурге с использованием технологии SDN планируется в 2019 г.

"Проведенные полевые испытания являются первым шагом на пути к широкому применению данной технологии на сетях связи", - говорит старший вице-президент по технической инфраструктуре "Ростелекома" Алексей Сапунов.

Как поделились информацией в пресс-службе оператора, пилоты, подобные оренбургскому, "Ростелеком" будет проводить еще и на юге страны.

Напомним, что об аналогичном проекте сообщалось еще в 2016 г. Центр прикладных исследований компьютерных сетей (ЦПИКС) и ООО "Сервионика" (входит в группу компаний "Ай-Теко") заключили договор о продвижении отечественных технологий SDN и NFV (Network Functions Virtualization, виртуализация физических сетевых элементов телекоммуникационной сети). Сотрудничество компаний началось с пилотного проекта для "Ростелекома" в одном из регионов РФ (см. новость ComNews от 11 июля 2016 г.). Тогда же проводилось тестирование программного обеспечения в лаборатории и велась подготовка к запуску пилотного проекта (см. новость ComNews от 19 октября 2016 г.). Позднее стало известно о том, что запуск пилотной зоны с ЦПИКС и "Сервионикой" был перенесен на 2017 г.

Вчера корреспонденту ComNews в пресс-службе "Ростелекома" сообщили о том, что на текущий момент все работы с ЦПИКС и "Сервионикой" по этому проекту приостановлены.

В ЦПИКС отметили, что сконцентрированы скорее на развитии решений для корпоративного сектора. "В результате анализа и оценки рынка наши специалисты пришли к заключению, что SDN-решение для транспортных сетей в том виде, каким его видит "Ростелеком", очень нишевое, и возможности SDN, например, в корпоративном секторе намного шире, и, что особенно важно для нас, у заказчика нет монополии на этом рынке", - сказал директор по развитию ЦПИКС Тимофей Смелянский.

В ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") видят одной из своих стратегических целей внедрение SDN в комплексе с порталом клиентских услуг и Autoprovisioning-сервисов (механизм, который позволяет централизовано управлять настройками IP-телефонов), а также с внедрением технологий NFV. "ВымпелКом" планирует пилотное внедрение SDN.

В пресс-службе "ВымпелКома" добавили, что на сети оператора давно устанавливаются и успешно работают коммутаторы, построенные на технологии SDN и обеспечивающие на порядок меньший уровень задержек при передаче и коммутации пакетов. "Все устанавливаемые коммутаторы и свичи на сети за последние пять-семь лет являются SDN Ready, то есть могут быть очень быстро и без особых затрат включены в SDN-сеть", - пояснили в пресс-службе.

В ПАО "МегаФон" изучают представленные на рынке SDN-решения, в первую очередь для применения в рамках ЦОДа и Mobile Backhaul-сегментов транспортной сети связи. В планах у оператора - реализация пилотных проектов на базе такого типа решений.

"Структура телеком-сетей стремительно усложняется, и применение SDN-решений станет не только необходимостью, но и неоспоримым преимуществом. Централизовано управлять мультивендорной сетью станет проще, значительно сократится время и трудозатраты на обслуживание сети - обновление программных кодов оборудования, миграцию сервисов, - а также на организацию и предоставление сервисов конечному клиенту", - отметили в пресс-службе "МегаФона".

Директор департамента по работе с "Ростелекомом" ГК "Техносерв" Дмитрий Куликов обращает внимание на то, что операторы уже несколько лет активно тестируют технологии SDN применительно к различным сегментам сети. Однако, по его словам, широкого применения технология пока не получила в силу неоднозначного экономического эффекта, а также ряда технических сложностей.

"Безусловно, технология SDN займет свое место в архитектуре операторских сетей в горизонте трех-пяти лет, но масштаб и глубина проникновения будут зависеть в первую очередь от экономики подобных решений. Чтобы в полной мере подготовить продукты к коммерческой эксплуатации, необходимо решить вопросы с их масштабируемостью и совместимостью", - говорит Дмитрий Куликов.

Среди преимуществ SDN-решений специалист "Техносерва" назвал упрощение управления сетью, снижение стоимости каналов и повышение общей их утилизации, что в свою очередь ведет к повышению производительности всей сети.

Директор по развитию инновационных технологий департамента телекоммуникаций ЗАО "КРОК Инкорпорэйтед" ("Крок") Василий Горшенин называет SDN глобальным трендом.

"Первыми эту технологию начали несколько лет назад внедрять крупнейшие американские и корейские операторы - AT&T, Verizon, SK Telecom и др. В рамках долгосрочной стратегии развития программно определяемые сети позволяют быстрее расширять портфель новых сервисов для конечных потребителей, - говорит Василий Горшенин. - Вслед за мировыми интерес к SDN стали проявлять и российские мобильные операторы. Сейчас большинство из них планируют использование концепции SDN в виде наложенных (виртуальных) сетей, далее последует интеллектуализация всего нижнего уровня сетей. В конечном итоге это позволит сотовым компаниям максимально автоматизировать процесс запуска новых услуг - time to market: абонент их сможет получить буквально за пару кликов". 

По словам специалиста "Крока", в данный момент российские операторы изучают различные концепции SDN и конкретные технологии разработчиков. Однако Василий Горшенин назвал "Ростелеком" первой компанией, внедрившей SDN-решение на базовой сети.