Евгений Макарьин: "Цифровизация развивается на базе ЦОДов и во многом зависит от качества подготовки специалистов, которые в них работают"
Евгений Макарьин,
руководитель группы управления проектами в Санкт-Петербурге компании Linxdatacenter
© ComNews
09.09.2019

Сфера digital перешла в интересную фазу: границы между целыми рынками, отраслями, технологиями, наконец, даже оффлайном и онлайном постоянно размываются. Современный коммерческий ЦОД — уже не просто площадка, с гарантированным электропитанием и начиненная дорогостоящим железом для хранения данных, а провайдер услуг и сервисов для решения бизнес-задач. Как получилось, что ЦОДы, еще совсем недавно сложные по начинке, но простые по функциональности "шкафы с железом", начали вести клиентские проекты и открывать позиции менеджеров проектов, рассказывает руководитель группы управления проектами в Санкт-Петербурге компании Linxdatacenter Евгений Макарьин.

Должность, которая созрела изнутри

По оценкам IDC, в 2018 году 60% компаний по всему миру использовали в своей работе услуги технологичных дата-центров, применяющих передовые digital-решения для наращивания эффективности работы ИТ-систем и улучшения бизнес-результатов. В таких коммерческих ЦОДах набор навыков специалистов стремительно меняется, появляются как новые требования к существующим вакансиям, так и новые позиции в целом.

Теперь сотрудники дата-центров не только обеспечивают доступность и сохранность информации. Они должны быть компетентны в вопросах обеспечения информационной безопасности, сетевой связности, сбора и анализа данных. Также от них ожидают глубокого понимания того, чем именно занимаются клиенты и что они хотят изменить или улучшить при помощи услуг ЦОДа, и грамотного ИТ-консалтинга на основе этого.

Рынок ИТ-профессий уже отреагировал на эти тренды: сегодня успешен тот, кто быстро учится, имеет бэкграунд в виде знания широкого спектра технологий, а также способен выстраивать персональные отношения с клиентами и другими членами команды. Так в дата-центрах появилась позиция менеджера проектов, объединяющая в себе все эти навыки и знания.

Как это произошло у нас             

Исторически в Linxdatacenter сложилась сильная команда implementation-менеджеров, то есть специалистов по внедрению готовых решений. Я сам за несколько лет вырос как специалист, начав с позиции сотрудника службы поддержки, потом руководителя смены и вошел в команду implementation-менеджеров в петербургском ЦОДе Linxdatacenter.

Компания управляет сетью дата-центров, и именно в Петербурге мы впервые реализовали подход к проработке и внедрению, который впоследствии стал в Linxdatacenter общепринятой практикой: мы выстроили процесс так, что человек, который с самого начала обсуждал с клиентом детали ИТ-решения, полностью организовывал и реализацию проекта. Это устранило разрыв между изначальными планами и расчетами и их реальным воплощением, который создавал трудности в других регионах.

Как следствие, в ходе реструктуризации Linxdatacenter было принято решение создать единое подразделение, которое бы полностью вело клиентские проекты и отвечало за их успех. Процесс получился очень естественным и органичным.

"Точка контакта"

Если попытаться подобрать синоним к термину "менеджер проектов", то я бы выбрал слово "интегратор": в нашей компании человек, работающий на этой позиции, коммуницирует со всеми остальными членами команды на всех уровнях. В его задачи входит контроль за тем, какую услугу мы продали клиенту и насколько в полном объеме мы ее реализуем и поддерживаем.

Менеджер проектов совмещает несколько функций: он становится единой "точкой контакта" для клиента, представителем заказчика для вендоров и поставщиков, а для наших внутренних сотрудников – постановщиком задачи и контролером качества сервиса. Именно он выстраивает все процессы, чтобы услуга была предоставлена надлежащим образом.

После того, как услуга реализована, он же организует внутренние испытания, сдачу сервиса клиенту и коммуникацию с ним на начальном этапе эксплуатации. Менеджер проектов убеждается в том, что клиент принял оказанную услугу, подписал акты приемки, и передает всю информацию в службу поддержки и финансовый отдел. На этом этапе работа менеджера проектов должна заканчиваться. Он возвращается к проекту только в случае, если возникают вопросы за рамками компетенции службы поддержки: расширение или сокращение объема сервисов, переезд или терминация, если клиент отказывается от услуг частично или полностью.

Поскольку менеджер проектов — позиция, на которой люди напрямую и много общаются со всеми участниками процесса, то успешность этой работы во многом будет зависеть от сложившихся партнерских отношений, личной компетенции сотрудников, человеческих отношений, в конце концов.

Про бэкграунд

Сразу скажу, что стать менеджером проектов или продавцом в ИТ и телекоме без высшего технического образования можно. Пробелы часто восполняются уже на практике. Но если человек не понимает, как работает и как устроен изнутри сервер, ему предстоит долгий путь.

Чем больше работает менеджер проектов, тем шире становится его техническая база: он приобретает множество межотраслевых компетенций. Размещение оборудования, услуги связи и облачные сервисы — это базовые продукты, которые обычно продает дата-центр. Но сложность клиентских запросов растет, и к нам приходят как очень продвинутые в части ИТ клиенты, которые четко формулируют свой запрос, так и те, которым нужно решение их проблемы, но как ее решить — они не знают. Здесь, по сути, мы выступаем уже как поставщик не только сервисов, но и компетенций. Поэтому способность человека к обучению и обобщению разрозненной информации важна не меньше, чем глубокие знания в какой-то одной области.

Учиться и еще раз учиться

Тем, кто выбирает сегодня карьеру менеджера проектов в ИТ, как и любую другую профессиональную дорогу в ИТ, придется много учиться. Наша область постоянно развивается, так что без повышения квалификации мало что получится сделать.

В ИТ уровни инфраструктуры (серверы, СХД, сеть) и программных решений все больше сближаются, меняя требования к навыкам членов проектных команд. Сегодня трудно представить коммерческий ЦОД без специалиста по виртуализации, облачным продуктам и ИБ. В перспективе рынку стоит ожидать появления профессионалов в области ИТ-проектов самого широкого профиля, ценность которых для работодателя будет невероятно большой.

Цифровизация развивается на базе ЦОДов и во многом зависит от качества подготовки специалистов, которые в них работают. Со временем они все больше превращаются из техперсонала в штате подрядчика в партнеров по бизнесу, понимающих бизнес-цели клиента и смотрящих на эти цели через призму ресурсов своего ЦОДа.

Как говорится, modern problems require modern solutions, и на мой взгляд, профессия менеджера проектов в коммерческом ЦОДе наглядно иллюстрирует этот принцип.