Наталья Хайтина
© ComNews
16.12.2004

Завтра, 17 декабря, GSM-оператор "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) подпишет с японской сотовой компанией NTT DoCoMo лицензионное соглашение, дающее ему право использовать технологию мобильного Интернет-доступа i-mode. Этот сервис является постоянно включенным и позволяет абоненту отправлять электронную почту, играть в сетевые игры, скачивать мелодии звонка, переписываться в чатах, а также открывает доступ более чем к 70 тыс. вeб-сайтов.

То, что i-mode пустит корни в России, стало ясно еще два месяца назад: в октябре по рынку распространилась информация о том, что японская фирма NEC - ключевой поставщик оборудования и трубок для i-mode - ведет переговоры с российскими операторами "большой тройки" о поставке решений i-mode.

Эта технология стартовала в Японии пять лет назад, а по лицензии NTT DoCoMo ее сегодня используют 11 операторов сотовой связи в Италии, Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Испании, Израиле, Австралии, на Тайване и др. В ноябре NTT DoCoMo заключила аналогичное соглашение с британским оператором mmO2. По данным японского отделения агентства Reuters, в Японии услугу i-mode используют 42,4 млн человек, что составляет треть населения страны. Среднемесячный доход NTT DoCoMo от услуг передачи данных в расчете на одного абонента превышает $18.

По сути, i-mode - это японский вариант европейской технологии WAP. Только в отличие от европейцев японцы сразу сделали ставку не только на технологию, но и на контент, который распространяется с ее помощью. В технологическом смысле i-mode - это надстройка над сетью, позволяющая передавать данные с той же скоростью, что и GPRS. Плюсом i-mode является то, что для написания страниц используется сокращенная версия языка HTML - Compact HTML (C-HTML). Сайты, написанные на C-HTML, не нужно адаптировать для просмотра с экрана мобильного телефона. В случае же с WAP и GPRS владельцы сайтов создают специальные облегченные версии сайтов. Запустив i-mode еще в 1999 г., NTT DoCoMo сразу предложила абонентам массу легкодоступных и массовых сервисов, среди которых сегодня - банковские услуги, заказ и бронирование билетов, справочные услуги, развлекательные сервисы и т.д. В Европе у пользователей i-mode наиболее популярны мобильные чаты и эротический контент. Телефоны с поддержкой i-mode уже давно оснащаются крупными цветными дисплеями, облегчающими мобильный браузинг. Пользователь телефона i-mode сразу попадает на i-mode-портал, предлагаемый его оператором.

Партнер ACM-Consulting Михаил Алексеев считает: "Сама технология i-mode особых преимуществ не несет. Ее успех или неуспех зависит от того, как и каким контентом все это будет наполняться. Запустить i-mode - невеликая проблема. Вопрос в том, что через него давать людям, как сделать так, чтобы пользователи загружали большие объемы информации. Кроме того, телефоны с поддержкой i-mode дороги, они стоят не меньше $500, а некоторые модели и порядка $1000. Тинэйджерам такие аппараты недоступны. А кто тогда будет пользоваться i-mode? Я думаю, что "Мобильным ТелеСистемам" нужны от DoCoMo бизнес-модели, а не технологии, понимание, как из этого всего организовать денежный поток".

Аналитик J'son & Partners Дмитрий Мартемьянов сказал репортеру ComNews.ru: "Я считаю, что на первых порах подобное соглашение можно расценить, как имиджевый шаг МТС. В течение ближайшего года такой сервис не будет приносить серьезных доходов. Нужно, чтобы на рынке появилось много телефонов с поддержкой i-mode. Необходимо, чтобы контент-провайдеры приспособили свои технологические платформы для работы с этим сервисом. Массовый спрос на i-mode будет только в том случае, если его запустят все операторы "большой тройки", а не только МТС. Хотя, конечно, у телефонов с i-mode есть преимущество: они не требуют сложной настройки, как телефоны с WAP или GPRS".