Александр Янкевич
© ComNews
22.01.2002

ЗАО «Северо-Западный GSM» провел в конце прошлой недели собрание с первой десяткой своих дилеров. Официальным поводом было подведение итогов акции по бесплатному подключению. Однако, как удалось выяснить репортеру ComNews.ru, на этом собрании дилеры попросили оператора объяснится по поводу сложившейся на петербургском рынке практике продаж услуг оператора, когда дилеры вынуждены продавать их за плату, а в фирменных центрах сохраняется бесплатное подключение.

Встреча была проведена с маркетинговым отделом, в который также входит группа по работе с дилерами. Однако, по данным ComNews.ru, встречу полной назвать нельзя – всего на собрании присутствовали представители 8 компаний. Отсутствовал, в частности, «Фантаон». Обычно, серьезные решения обговариваются на встрече с генеральным директором «Северо-Западного GSM» Игорем Никодимовым, которая традиционно проходит в январе-феврале каждого года. Так, например, было при изменении дилерской политики оператора в начале 2001 года (см. новость ComNews.ru от 13 марта 2001 г.). Как удалось узнать репортеру ComNews.ru, встречу с гендиректором дилерам обещали, но пока без точной даты. По предположениям некоторых дилеров, ожидаемая встреча состоится до конца января 2002 года на подведении «Северо-Западным GSM» итогов 2001 года. Пока же дилеры получили обещание пересмотреть сложившуюся ситуацию. Однако в какую сторону пойдут изменения – снизятся ли стоимость подключения у дилеров, или в собственных центрах появится плата за подключение – пока официально не заявлено. По слухам, курсирующим в околодилерских кругах, «Северо-Западный GSM» собирается пойти на введение платы за подключение в своих центрах с начала февраля 2002 года.

Напомним, что дифференцированный подход «Северо-Западный GSM» ввел с 11 января, по завершению акции по бесплатному подключению у всех дилеров. Бесплатные подключения сохранились в собственных центрах обслуживания абонентов компании, которых в настоящее время насчитывается семь. У дилеров «Северо-Западного GSM» с 11 января была установлена новая стоимость подключения: без учета предоплаты эфирного времени она составляет $30 для прямых номеров и $18 — для федеральных. Стоимость стартового пакета на тарифе pre-paid («GSMЛайт») составляет теперь $19, включая предоплату эфирного времени в размере $5.

Директор по маркетингу «Северо-Западного GSM» Константин Сухин уверял тогда, что дилеры ничего не потеряют: «Для дилеров действует система вознаграждений, учитывающая их интересы» (см. новость ComNews.ru от 13 января 2002 г.). Однако практика дилерских продаж показала снижение подключений относительно фирменных центров «Северо-Западного GSM». Так, если в центрах, по сведениям, полученным из неофициальных источников, в день подключается более 100 абонентов, то у дилеров эта цифра не дотягивает и до 50. Как отметил генеральный директор сети магазинов «Фантаон» Андрей Молодых: «Мы делаем по несколько десятков подключений в день, - говорит он, - однако, как мне кажется, многие подключаются у дилеров так как не знают про возможность бесплатного подключения в фирменных центров «Северо-Западного GSM, либо просто не имеют времени туда съездить».

Несколько дилеров в один голос заявили репортеру ComNews.ru: «Мы рассматриваем такую ситуацию как ущемление наших прав и создание неравноценной конкуренции». Но, как философски замечает генеральный директор сети салонов связи «Связар» Вадим Пляка, «Северо-Западный GSM» действует в законных рамках и «ни одного пункта дилерских договоров не нарушает». Представители «Северо-Западного GSM» указывают на то, что подобная практика существует в Москве, например, у московского оператора ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), и широко практикуется в Европе.

Однако, как отмечает директор по маркетингу сети салонов связи «АТС Телеком» Леонид Ладыженский, в Москве с МТС сложилась совершенно другая ситуация: «Московский МТС долгое время продавал свои услуги через свои структуры, и только затем начал развивать дилерскую сеть, и, по моим наблюдения, цена подключений в фирменных салонах МТС и у дилеров не сильно разнится. Партнерские же отношения «Северо-Западного GSM» со своими дилерами развивались годами».