ГК "Газ­пром нефть" планирует за­пус­тить пи­лот но­вого про­дук­та Reserve на международных рын­ках присутствия компании, в первую очередь – в Ира­ке. Это плат­форма для реа­ли­зации из­лишков на скла­дах ком­па­ний. За два ме­сяца ра­боты в Рос­сии ре­шение по­каза­ло впе­чат­ляю­щие ре­зуль­та­ты.
© ComNews
30.09.2020

На форуме "Smart Oil & Gas 2020: Цифровые технологии против кризиса в секторе", который провел ComNews, менеджер продукта ПАО "Газпром нефть" Роман Ожик рассказали о новом продукте под названием Reserve. Площадка создана на базе двух платформ: собственной площадки группы компаний "Газпром нефть" и Электронной торговой площадки Газпромбанка (ЭТП ГПБ). Как объяснили в компании, создать новый продукт с дополнительными техническими возможностями, было решено чтобы обеспечить удобство в решении специфических задач.

Роман Ожик рассказал на форуме, что проект реализовывался в рамках корпоративных процедур, используя нестандартные методы. "В вертикально интегрированных компаниях (нефтяных, газовых, нефтегазовых) существует множество корпоративных процедур. Но вектор на цифровизацию говорит о том, что нам необходимо меняться. Новое время - это не только методология, но и люди. Reserve – платформа, помогающая в реализации товаров, которые находятся на хранении – тех излишков, которые образовались у организаций на складах. Она проста, удобна, понятна для клиента. Все операции происходят в один клик. Продукт работает на рынке около двух месяцев. За 1,5 месяца нам удалось выполнить план по продаже невостребованного имущества, который мы рассчитывали выполнить за шесть месяцев. Самая быстрая реализация на площадке произошла за 2 минуты. При этом срок проведения процедуры по реализации нам удалось сократить с шести месяцев до 16 дней. Самое большое количество ставок в одном лоте достигло 37. Оборот платформы составил более 30 млн руб. за два месяца и девять крупных компаний являются клиентами платформы", - добавил Роман Ожик.

Роман Ожик рассказал, что "Газпром нефть" создала команду разработки продукта и вывела ее в совместное предприятие с "Электронной торговой площадкой Газпром банка" (ЭТП ГБ). "Мы попытались создать в нем культуру стартапа. Мы быстро реализовали и внедрили проект: в декабре 2019 г. инициировали его создание, в течение января 2020 г. собирали команду, в феврале запустили разработку и через пять месяцев вышли на производственный цикл. Первую отгрузку мы совершили в июле 2020 г. Мы поддерживали обратную связь с клиентами и на основе их потребностей создали этот продукт", - пояснил Роман Ожик.

Роман Ожик объяснил, почему возникла идея создания такой площадки и ее масштабирования за рубеж: "Тема управления запасами – невкусная. В компаниях ей никто не хочет заниматься. Чтобы решить эту проблему мы предложили такой инструмент компаниям. Мы предлагаем различные пакеты услуг от "все включено", когда клиент только передаёт перечень товаров на продажу и наши специалисты полностью проводят сделку, до входа клиента в личный кабинет и самостоятельной продажи товара. С 16 октября мы запускаем пилот в Ираке, выходим на международный рынок, потому что на российском рынке мы увидели высокий спрос и решили масштабировать решение. Российские покупатели увидят на площадке иностранные товары и наоборот. Мы планируем локализовать платформу пока на английском языке. Если пилот окажется успешным и у нас появится выход на другие рынки, мы подумаем о том, чтобы платформы были на местных языках. Что касается маркетинга на рынке Ирака, кейс действительно непростой и интересный. Мы провели большую работу по исследованию рынка и адаптации привычных нам инструментов и форматов коммуникации под совершенно иную экономическую и социокультурную среду. Возможно, через некоторое время мы также поделимся результатами".

"У каждой торговой площадки есть свои преимущества. В Reserve мы решили сделать "единое окно" – комплексный сервис для пользователей, включающий в себя технологически наиболее продвинутые практики рынка. Среди предлагаемых клиенту инструментов – механизм fix price, который позволяет выкупить аукцион по определенной цене. Кроме этого, пользователи могут самостоятельно собрать лот: на Reserve позиции торгуются по одной, и клиент просто выбирает в каталоге нужные ему товары. При этом обеспечивается гарантия прозрачности операций – на платформе есть возможность отследить действия участников в рамках торгов. Также пользователю предлагаются актуальные фотографии товаров, автоматическая генерация договоров и некоторые другие опции и сервисы, рассказывает о преимуществах Reserve Роман Ожик.

Заместитель генерального директора по маркетингу B2B-Center Екатерина Ильвовская рассказала ComNews, что за последние два года на рынке появилось, как минимум, пять проектов, которые ориентированы на онлайн-торговлю неликвидами и б/у оборудованием. "Их запустили крупные мобильные операторы и банки. Торги по продаже невостребованного оборудования и складских запасов проходят и на универсальных электронных торговых площадках, в том числе на B2B-Center. Проблем с продажей стандартных товаров нет. На B2B-Center успешно проходят торги автомобилями, универсальной техникой и металлоломом. В них участвует по 4-5 потенциальных покупателей, поэтому продажи проходят по рыночным ценам. Но есть категории товаров, которые тяжело продать на онлайн-площадке. Это специализированное оборудование, заказанное для конкретного предприятия. Здесь бизнес-модель действительно не отработана. Желание продать такие товары у владельцев есть, но у покупателей возникает ряд проблем. Во-первых, провести аудит. Что продается, в каком состоянии, подойдет ли по характеристикам? Во-вторых, забрать товар со склада продавца. Во многих случаях расходы на логистику превышают возможную выгоду от покупки. Сейчас на рынке корпоративной онлайн-торговли нет ответа на вопрос, кто будет решать эти проблемы. Возможно, в рамках одного холдинга решить их будет проще. Одно дружественное предприятие покупает у другого, а логистика между ними уже выстроена. Это должно ускорить онлайн-продажи невостребованных товаров. Но при попытке выйти на рынок и привлечь на площадку внешних покупателей такой сервис неизбежно столкнется с проблемой аудита и логистики. Поэтому коллегам все равно придется искать ответы на эти вопросы", - уверена Екатерина Ильвовская.

Дмитрий Сытин, генеральный директор АО "ТЭК-Торг" отметил, что на самом деле проблемой управления запасами занимаются все компании. "Сейчас уже нет компаний, которые не считают деньги, замороженные в запасах, особенно невостребованных и неликвидных. Тем не менее это сложная задача. Запасы прежде всего должны быть вовлечены в процесс снабжения внутри компании. Реализации на внешнем рынке должны подвергаться только те запасы, которые не находят применения внутри компании. Неликвиды тоже делятся на несколько групп. Первая группа - ликвидные неликвиды, такие как металлолом, кабельная продукция, которые быстро находят своего покупателя. Вторая - оборудование. Здесь главная проблема - подтверждение качества оборудования, поскольку часто оно либо б/у, либо с истекшим сроком гарантии. Третья группа – все остальное. Здесь тоже есть свои нюансы. Например, завышенная начальная цена, сложная процедура оценки и принятия решений внутри компании, очень нишевый товар и так далее. Эта рыночная ниша не является новой. Работать в ней непросто, поскольку легко продаются только самые ходовые категории запасов или имущества, но их мало. Реализация других запасов – менее ходовых - достаточно тяжелый процесс. Есть ли перспективы у платформы Reserve – покажет время. Мне кажется, что если эффективно и упорно заниматься любым делом, то результат будет, - считает Дмитрий Сытин, - Мы показываем для наших заказчиков в среднем 25% рост цены реализации и конкуренцию покупателей – более 3,5 на лот. Наши заказчики это очень ценят. Сейчас мы готовим следующую версию нашей платформы для реализации невостребованного имущества и запасов, которая позволит нам еще больше повысить ее эффективность и учтет весь накопленный нами опыт. Рассчитываю, что до конца года мы ее запустим".

Доктор экономических наук, профессор кафедры Оценочной деятельности и корпоративных финансов Университета "Синергия" Александр Калинин отметил, что основная проблема в этой области - это разработка и внедрение качественного и адаптивного ПО, какого за рубежом да и в России уже достаточно много. "Полностью универсальных решений нет, каждая сфера деятельности адаптирует ПО под себя. Экономика этого процесса давно исследована в виде оптимизации количества и качества запасов, дороговизны их обслуживания. Есть проблемы в нормативном обеспечении управления запасами. Вместе с тем очень перспективное направление - это динамическое комплексное управление запасами на основе искусственного интеллекта. Перспектива - за этим", - считает Александр Калинин.

Партнер и директор компании "Интеллектуальный Резерв" Павел Мясоедов согласен: проблема управления запасами в нефтегазовом секторе России действительно существует. "Здесь следующая специфика: с одной стороны, создание запасов чрезвычайно важно и нужно для бесперебойного функционирования комплекса и отдельных предприятий. С другой стороны, содержание запасов связано с постоянными расходами. С этой точки зрения оперативная информация о том, какое количество запасов имеется, каких именно, где они расположены и т.д., очень важно. Не менее важно найти быстро спрос на эти объемы и реализовать их. Это позволяет компании создавать дополнительные оборотные средства на продукции, которая раньше требовала объемов для хранения и затрат на сохранение сырья, говорит Павел Мясоедов, - В этом смысле созданная платформа – отличный инструмент, который сильно упростит управление запасами компаний нефтегазового сектора, поможет оперативно и по соответствующим расценкам реализовать излишки и получить дополнительные средства, которые впоследствии могут пойти на модернизацию мощностей или другие направления деятельности предприятий. Спрос на такие решения очень высок и у созданной платформы есть большие перспективы для развития".

Досье ComNews

B2B-Center (АО "Центр развития экономики") - это электронная торговая площадка для корпоративных закупок. Клиенты-заказчики площадки публикуют извещение о том, что хотят купить такой-то товар (станок, мебель, канцелярия для офиса - в этом случае речь идет о новых товарах), работы (строительство, ремонт) или услуги (страхование, реклама, клининг). Потенциальные поставщики направляют свои предложения, а заказчик выбирает лучшее. Это основное назначение площадки. На B2B-Center можно проводить торги не только на закупку, но и на продажу. В этом случае клиенты публикуют извещение, что продают такой-то товар (неликвиды, б/у оборудование, остатки материалов, вторсырье), а потенциальные покупатели предлагают за него цену. Но это основная специализация торговой площадки.

Федеральная Электронная Торговая площадка "ТЭК-Торг" (АО "ТЭК-Торг") занимается реализацией неликвидного и невостребованного имущества и запасов с 2017 г. За это время реализовали имущества и запасов на сумму более 46 млрд руб. Только за 2020 г. объем реализации составил более 1 млрд. На площадке проходят все типы торгов: закупки по 44-ФЗ, 223-ФЗ в том числе закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, закупки коммерческих заказчиков, закупки малого объема через интернет-магазин, реализация невостребованного имущества, реализация углеводородного сырья компаний группы ПАО "НК Роснефть" и др. Единственным акционером АО "ТЭК-Торг" является АО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа".

Новости из связанных рубрик