Более половины российских ИТ-директоров (CIO) сталкивались с ограничениями в работе баз данных. При этом функциональность архитектурного решения, предназначенного для хранения и обработки данных, для CIO приоритетнее его стоимости и сложности внедрения.
© ComNews
27.05.2021

Такие данные приводятся в исследовании Mail.ru Cloud Solutions и Tarantool. Согласно исследованию, цена является приоритетным фактором лишь для 19% опрошенных, большинство же ставят ее на второе (32%) или третье (30%) место. Еще менее значимыми респонденты назвали сложность внедрения и эксплуатации, объем и уровень поддержки, а также популярность технологии.

Большинство ИТ-директоров отметили, что основное направление их работы - ускорение основных ИТ-систем предприятия либо развитие контура аналитики и больших данных (22% и 21% соответственно). Веб-направление для российских ИТ-директоров все еще важнее мобильных приложений: оно на первом месте для 17% респондентов (против 15%). Каждый седьмой CIO видит своим приоритетом цифровизацию маркетинга, и лишь каждый десятый - усиление омниканального взаимодействия с потребителями.

Более половины ИТ-директоров сталкивались с ограничениями в работе баз данных. Чаще всего (58%) они решаются путем простого масштабирования - например, закупкой дополнительного оборудования. Каждый четвертый из опрошенных (26%) развивает инфраструктуру баз данных, находя и внедряя новые технологии, а 13% полностью доверяют в этом вопросе внешнему интегратору.

Отдельный блок вопросов был посвящен применению систем in-memory, в которых базы данных хранятся прямо в оперативной памяти сервера. Выяснилось, что 23% ИТ-директоров уже используют решения подобного класса, еще 27% опрошенных планируют внедрение этой технологии в ближайшем будущем.

Руководитель платформы Mail.ru Cloud Solutions и Tarantool Илья Летунов отмечает, что во время карантина люди стали активнее использовать цифровые сервисы и, следовательно, генерировать больше данных. Бизнесу экстренно потребовались новые мощности для хранения и обработки данных, что подстегнуло спрос на облачные ресурсы - инфраструктуру (IaaS) и базы данных (DBaaS). Цифровые каналы взаимодействия с клиентами стали играть большую роль для бизнеса. Следовательно, вырос спрос на решения, которые помогают повысить эффективность, скорость и производительность ИТ-инфраструктуры.

Илья Летунов подчеркивает, что, по прогнозам IDC, с 2011 г. по 2025 г. объем данных вырастет почти в 100 раз - с 1,8 ЗБ до 173 ЗБ. На практике это означает, что для извлечения бизнес-ценности из этих данных нужны будут все более мощные и производительные инструменты.

"Традиционный бизнес переходит в парадигму ИТ-компаний, где ключевая характеристика - это скорость вывода новых продуктов и сервисов на рынок. В этом контексте ИТ - это прежде всего инструмент для решения конкретных бизнес-задач. При выходе на новый рынок или запуске цифровой бизнес-модели функциональные возможности решения имеют существенно большее значение. Выгода, которую компания получит за счет быстрого запуска цифрового сервиса, зачастую перекрывает затраты на конкретный софт. Разница между выходом в онлайн с мобильным приложением или интернет-магазином через месяц, полгода или год огромна. За это время бизнес либо удержит свою долю рынка и нарастит продажи, либо уступит свой кусок пирога уже работающему интернет-ретейлеру", - отмечает Илья Летунов.

Как отметил директор по инфраструктуре ООО "РТ-ИНФОРМ" (входит в ГК "Ростех") Роман Фалалеев, в связи с пандемией COVID-19 технологии становятся все более гибкими, отвечая на требования быстро меняющейся бизнес-среды.

"Безусловно, из-за карантина и удаленного режима работы, которые привели к росту нагрузок на ИТ-инфраструктуру, компаниям пришлось наращивать свои вычислительные мощности или мигрировать в облака. Увеличение объемов баз данных в связи с режимом самоизоляции в основном связано с ростом объема электронной коммуникации сотрудников, которые перешли на удаленный режим работы, а также с ускорением цифровизации бизнес-процессов и внедрением новых информационных систем - усилением контроля за действиями самих сотрудников, так как в условиях удаленной работы размывается понятие защищенного периметра", - отмечает Роман Фалалеев.

Кроме того, подчеркивает эксперт, рост нагрузки на ИТ-инфраструктуру обусловлен требованием к бесперебойной работе корпоративных систем в новых условиях. Можно легко отследить рост спроса на аренду оборудования и вычислительных мощностей, а также резервное копирование за 2020 г. и 2021 г.

"Если говорить о государственной корпорации "Ростех", то основными инструментами для удаленной работы, влияющими на объемы хранимых данных, является инфраструктура виртуальных рабочих столов, расположенных в корпоративном ЦОДе, и сервисы видео-конференц-связи, хранящие записи встреч и переговоров. Также пандемия COVID-19 увеличила популярность инструментов совместной работы c документами, корпоративных облачных хранилищ данных и других ИТ-сервисов", - отмечает Роман Фалалеев.

Как отмечает директор по информационным технологиям ИТ-компании "Крок" Мария Конова, инвестиции в ИТ - это вопрос последующей ценностной отдачи, приоритетов и диалога ИТ и бизнеса по этим аспектам. Подход бережливых инвестиций в ИТ вполне понятен, при этом финансирование должно быть достаточным для целей, которые ставятся перед ИТ.

"В связи с пандемией однозначно стало генерироваться больше данных - банально от количества писем и сообщений в корпоративных мессенджерах, вместо звонков и очных бесед, до видеоконтента, в частности записи онлайн-встреч для протокола. Взять для примера то же обучение - многие тренинги и курсы с сопутствующими раздаточными материалами перешли в онлайн-формат. Это довольно тяжеловесный контент, и его хранение требует дополнительных мощностей", - подчеркивает Мария Конова.

"Безусловно, функциональность важна, но при принятии решения все факторы обычно рассматриваются в комплексе. Сложно выделить один явно превалирующий. Пожалуй, странно было бы без оглядки на стоимость внедрения просто выбрать решение, максимально обвешанное "фичами". Чтобы решение приносило пользу бизнесу, помогало решать бизнес-задачи, оно должно стабильно работать и развиваться. Для этого важно учитывать и дальнейшую стоимость владения, и гибкость самого решения, возможности кастомизации, наличие или недостаток компетенций, стоимость их наращивания для последующего адекватного сопровождения решения", - отмечает Мария Конова.

Директор по развитию бизнеса департамента инновационных проектов компании Softline Евгений Лесников подчеркивает, что есть граница между стоимостью решения и его ценностью, которую каждый бизнес определяет самостоятельно для себя.

"Сейчас на рынке существует колоссальный выбор решений, которые могут быть применены в бизнесе. Каждый раз компаниям приходится оценивать пользу определенного решения именно для своего бизнеса. И на основе этой оценки принимать решение о целесообразности его внедрения. Одни и те же технологии могут давать разный эффект для разных бизнесов. За проблемой недофинансирования может скрываться недостаточное понимание ценности и ожидаемого результата. Если результат понятен и важен для компании, то она решает вопрос о финансировании положительно. При необходимости привлекаются внешние источники финансирования. Для этих целей мы, например, предлагаем услуги Softline Finance", - отмечает Евгений Лесников.

По его мнению, пандемия стала катализатором расширения емкостей баз данных. Компании столкнулись с необходимостью выстраивать процессы работы в распределенных командах в формате онлайн. Это, в свою очередь, породило потребность в большем количестве данных, которые должны быть более качественными. Отдельно стоит отметить процессы в ретейле. Резкий рост продаж в онлайне потребовал качественного роста цифровой инфраструктуры, чтобы справиться с новым спросом. Как отмечает Евгений Лесников, рост генерации данных происходит нелинейно. Бизнес хочет больше данных о себе и рынке иметь и анализировать. И этот процесс продолжает развиваться.

"Объем цифровых данных в бизнесе продолжает расти. Безусловно, с каждым годом требуется больше данных хранить, обрабатывать и анализировать. Пока тенденции на насыщение этого тренда мы не наблюдаем", - подчеркивает Евгений Лесников.

"По нашим оценкам, результаты исследования схожи с тем, что мы видим в работе с нашими заказчиками. Ценность решения, его возможности будут оставаться приоритетными критериями его выбора. Цена - важный критерий, но не единственный и редко главный. Если речь идет о сложных или уникальных решениях, то для ИТ- директоров важно иметь собственные ресурсы и/или партнеров, которые обладают необходимой квалификацией для реализации проекта. Отсутствие знаний и опыта невозможно заменить низкой ценой, поэтому функционал и возможность его внедрения становятся важнее стоимости. Конечно же, заказчик не всегда готов платить любую цену за необходимое решение. Вместе с тем соглашаться на самую низкую цену, принимая на себя высокие риски несостоятельности проекта, ИТ-директора также не готовы", - отмечает Евгений Лесников.

По мнению руководителя направления "Большие данные" компании "Т1 Интеграция" Дениса Рыбченко, результаты исследования отражают, с одной стороны, тенденцию на реализацию ИТ-решений внутри компании собственными силами, внутренним ИТ, а с другой - недооценку требуемой квалификации команд внедрения, важности зрелости платформы и уровня поддержки.

"Выбор платформы по функционалу и количеству кейсов закономерен: для Enterprise критически важно лимитировать используемые технологии и платформы ввиду оптимизации ресурсов поддержки. А фактически указанный критерий можно приравнять к доминированию выбора по критерию минимизации ТСО. И сегодня с лавинообразным ростом специфики решаемых задач ТСО можно сократить, используя лучшие в своем классе нишевые решения. В частных кейсах эффективно использующий память и ядра процессоров Tarantool на сommodity-серверах дает существенно лучшее ТСО за счет сокращения затрат на оборудование по сравнению со специализированными платформами класса Oracle/HP Superdome", - отмечает Денис Рыбченко.

Он подчеркивает, что пандемия подстегнула тренд использования облачных решений в РФ как минимум для пилотирования, так как это позволяет ускорить и сократить затраты проверки гипотез и валидации подходов. В мире происходит массовый переход на облачные решения. Согласно исследованию Т1, Huawei и TAdviser, практически половина (45%) опрошенных российских компаний крупного и верхнего сегмента среднего бизнеса выступают за гибридный подход.

"Реализация аналитики больших данных в РФ запаздывает, что отражает приоритет развития данного направления для 21% CIO соответственно. В домене обработки больших данных и ИИ критерии выбора платформ отличаются от приведенных. Согласно исследованию Т1, Huawei и TAdviser, основными критериями выбора платформ для ИИ названы стоимость (78%), качество сервиса (74%) и производительность (70%)", - отмечает Денис Рыбченко.

Как подчеркивает начальник отдела баз данных и серверов приложений компании "Т1 Интеграция" Алексей Тищенко, финансирование проектов по внедрению ИТ-архитектуры может быть ограничено в зависимости от ожидаемой маржинальности проекта.

"Расширение емкости баз данных в период пандемии становится критичнее, так как все больше процессов выполняются с помощью автоматизированных систем. Все более частое масштабирование баз данных связано с ростом нагрузки на СУБД и ростом самих данных. По моим наблюдениям, объем данных растет по экспоненте", - отмечает Алексей Тищенко.

Специалист полагает, что исследование верно отражает приоритеты ИТ-директоров.

Новости из связанных рубрик